3.105. Площадь складов декораций текущего сезона определяется из расчета: декорации одного спектакля в хранении занимают примерно 10% площади сцены; в складе, хранятся декорации всех спектаклей текущего репертуара за исключением декораций двух (для ТЮЗов трех) спектаклей, хранящихся в дежурных складах декораций. Рекомендуется предусматривать механизированное перемещение предметов из склада в склад в соответствии со взаимным расположением помещений и принятой системой хранения. Для складов декораций текущего сезона рекомендуется горизонтальный способ хранения в стандартных контейнерах размером 6,05х2,43х2,43 м или флетах (полуконтейнерах), специально выполненных с использованием стандартного поддона. Этот склад также не нуждается в естественном освещении.

3.106. В дежурном складе сценической электроаппаратуры и электрореквизита хранятся переносные осветительные приборы, проекционная и светоэффектная аппаратура, переходные устройства, объективы, маски, светофильтры, источники света и электрореквизит — подлинные и бутафорские люстры, торшеры, бра, подсвечники, настольные лампы, "костры", "камины", "факелы" и т.д. В целях экономии площади громоздкие хрупкие люстры, плафоны, абажуры и пр. подвешиваются на блоках под потолком склада. Поэтому его высота в свету целесообразна не менее 3,6 м. По условиям переноски осветительных приборов на штативах размеры дверного проема на сцену проектируются не менее 1х2,4 м. Полы склада рекомендуется дощатые.

Склад электроаппаратуры и электрореквизита текущего сезона примыкает к дежурному складу — под или над ним. Помещение может не иметь естественного освещения. Полы - линолеум или пластик.

3.107. Основой для определения ширины дежурных складов мебели, бутафории и реквизита (рис. 31) являются размеры стеллажей для мебели (расстояние между полками 1 м, глубина 1 м) и проход между ними (не менее 1,7 м), размеры стеллажей для бутафории и реквизита (глубина 0,6 м) и проход между ними (не менее 0,8 м). При однорядном хранении ширина склада принимается не менее 3,7 м. Полностью изолированной частью склада является специальный участок приготовления исходящего реквизита (еды, напитков, табачных изделий и пр.) и хранения белья с естественным освещением.

Покрытие пола — линолеум или рулонный пластик.

Пример планировки склада мебели, бутафории и реквизита текущего сезона см. на рис. 31. Ширина склада при двухрядном хранении — не менее 4 м. Размеры отсека для грузового лифта — не менее 2,5х1,2х3,1 м.

Полы складов текущего сезона — асфальтобетонные. Склады текущего сезона выполняются без естественного освещения.

3.108. Особое место в группе дежурных складов занимают помещения дежурных костюмерных и дежурных гримерно-парикмахерских (рис. 31 и 32). Они включены в комплекс помещений, обслуживающих сцену, вместе с помещениями для творческого состава. Это сделано потому, что деятельность, протекающая в них, связана непосредственно с исполнителями, а не со сценой, как в складах по другим видам хранения.

В последние годы в драматических театрах и театрах музыкальной комедии с относительно небольшим (до 80 чел.) составом труппы принято использовать одно помещение гримерно-парикмахерской площадью не менее указанной в прил.1.

Рис. 31. Примеры планировки складов

а - дежурный склад мебели, бутафории, реквизита; б - участок размещения; в - участок размещения мебели; г - отделение исходящего реквизита; д - то же, разрез; е - отделение исходящего реквизита, план; ж - склад мебели, бутафории и реквизита текущего сезона;

и - дежурная гримерно-парикмахерская; 1 - раковина-мойка; 2 - титан; 3 - закрытые навесные полки для хранения посуды, столового белья, курительных принадлежностей и пр.;

4 - холодильник для пищевых продуктов; 5 - подвижный сервировочный столик; 6 - лифт;

7 - двухъярусные стеллажи для мебели; 8 - пятиярусные полки для бутафории и реквизита; 9 - стандартные секции шкафов для хранения париков; 10 - места для наложения сложного грима со столами длиной 1 и 1,5 м; 11 - столы рабочие пастижерские; 12 - электроплита;

13 - шкафы вытяжные; 14 - секции для хранения простых париков, бород, усов и пр.;

15 - стул (кресло)

3.109. Дежурные костюмерные проектируются с естественным освещением. Для покрытия пола рекомендуется линолеум.

В складах костюмов, головных уборов и белья, а также складах обуви сезона (см. рис. 32) транспортировка из складов в дежурную костюмерную выполняется ручными тележками-вешалками размером 1,3х0,7х1,7 м. Все проходы, проемы, лифтовые кабины проектируются с обеспечением беспрепятственного движения этих тележек.

При разделении артистических уборных на мужскую и женскую половины дежурные костюмерные и склады костюмов текущего сезона соответственно разделяются. В иных случаях дежурные костюмерные могут быть объединены в отделение подготовки костюмов с более высоким уровнем механизации работ.

Ширина помещения склада текущего сезона определяется размещением и шириной рядов — 0,7 м и проходов — 0,8 м (при расположении костюмов в четыре ряда ширина — 4,4 м в чистоте, для шести и восьми рядов, соответственно — 6,6 и 8,8 м). Помещение проектируется без естественного освещения. Пол склада покрывается линолеумом или рулонным пластиком. Отдельно от склада, костюмов, головных уборов и белья располагается склад обуви текущего сезона. Глубина полок склада — 0,4 м, ширина проходов между стеллажами — 0,8 м. Ширина склада с четырьмя рядами стеллажей — 3,2 м в чистоте. Помещение проектируется с естественным освещением.

Рис. 32. Примеры планировки складов

а - дежурная костюмерная; б - отделение централизованной подготовки костюмов;

в - белье, головные уборы; г - обувь; д - костюмы; е -участок подстирки; ж - отделение подготовки обуви; и - участок разборки и мелкого ремонта; к - отделение подготовки костюма; л - участок глажения; 1 - одноярусная вешалка для 35-40 сценических костюмов;

2 - открытые стеллажи для головных уборов, белья и обуви; 3 - рабочий стол; 4 - доска гладильная откидная; 5 - раковина-мойка; 6 - табурет рабочий; 7 - стиральные машины;

8 - стол мелкого ремонта; 9 - стол разборки костюмов; 10 - тележки для перевозки костюмов; 11 - шкаф для инструментов; 12 - станок универсальный сапожный; 13 - стол сапожника

3.110. Помещения дежурных гримерно-парикмахерских сочетают в себе функции мастерских по изготовлению париков и других пастижерских изделий, их ремонту и периодической чистке с функциями складов этих предметов. Помещение проектируется с естественным освещением и полами, покрытыми линолеумом или пластиком. В крупных театрах производственное помещение может быть отделено от склада париков. Ширина склада определяется из расчета: глубина полок шкафов 0,5 м, проход между шкафами — 0,75 м.

3.111. Склад мягких скатанных декораций - сейф, предназначен для хранения живописных фоновых декораций панорам, горизонтов, задников, заспинников, тюлей чистых и апплицированных, театральной сетки и пр., свернутых в скатки. Длина сейфа принимается равной 1,5 ширины игрового портала сцены. Ширина сейфа зависит от расположения полок — при одностороннем она складывается из ширины полки 0,9 и ширины прохода — 0,9 м, при двухсторонних полках — 0,9х2 и 0,9 м. На уровне пола сейфа в коротких сторонах делаются дверные проемы для выноса скаток и очистки сейфа.

В театрах, часто использующих живописные декорации, рекомендуется проектировать кассетный сейф, представляющий собой стальную пространственную конструкцию с полками, поднимаемую с помощью лебедки из шахты-сейфа. Преимущество заключается в возможности подавать на уровень сцены любую из полок со скатками декораций. Ширина кассетного сейфа определяется шириной полки. Сейф располагается под сценой или арьерсценой.

3.112. Все склады рекомендуется проектировать сообщающимися с подъездными путями автотранспорта для того, чтобы иметь возможность отправлять сценическое оформление на выездные и гастрольные спектакли, перевозить его в резервные склады или мастерские для ремонта. В связи с большими объемами такого рода работ транспортировка оформления по всем видам механизируется. В месте погрузки декораций целесообразна площадка, приподнятая на 1,4 м и навес, защищающий от атмосферных осадков. В районах с расчетной наружной температурой средней наиболее холодной пятидневки минус 15°С и ниже рекомендуется устройство закрытой погрузочной площадки. Возможен вариант с заездом автомашин в склад.

Рис. 33. Функционально-планировочные схемы связей складов

1- сцена, карманы; 2 - дежурный склад объемных и станковых декораций; 3 - склад декораций текущего сезона; 4 - резервный склад объемных и станковых декораций; 5 - сейф;

6 - дежурный склад звукотехнической аппаратуры; 7 - дежурный склад электроаппаратуры и электрореквизита; 8 - склад электроаппаратуры и электрореквизита текущего сезона; 9 - дежурный склад бутафории, мебели и реквизита; 10 - склад бутафории, мебели и реквизита текущего сезона; 11 - резервный склад бутафории, мебели и реквизита;

12 - кладовая машиниста сцены; 13 - к помещению для монтажа станковых декораций;

14 - к подъездным путям автотранспорта; 15 - склад костюмов, головных уборов и белья текущего сезона; 16 - дежурные костюмерные; 17 - склад обуви текущего сезона;

18 - резервный склад костюмов, головных уборов и белья; 19 - к мастерским пошивочной, головных уборов, трикотажной, обуви, красильной; к артистическим уборным; условные обозначения связей см. рис. 25.

3.113. Расположение дежурного склада декораций и карманов сцены, склада звукотехнической аппаратуры и дежурного склада электроаппаратуры и электрореквизита, дежурного склада мебели, бутафории и реквизита и выходов актеров по периметру сцены проектируется так, чтобы исключить пересечение потоков движения актеров и оформления.

Связь дежурных складов с комплексом художественно производственных мастерских, расположенных в пределах общей территории в подсобном корпусе, рекомендуется осуществлять закрытым переходом с размерами и оборудованием, допускающим транспортировку громоздких декораций. Это особенно рекомендуется для районов с низкими среднегодовыми температурами.

3.114. Для резервных складов рекомендуется горизонтальный способ хранения в контейнерах или полуконтейнерах (флетах) объемных и станковых декораций, мебели и крупной бутафории. Реквизит может храниться на стеллажах в чехлах или ящиках. Костюмы, головные уборы, белье и обувь — в одном помещении. Костюмы на двухъярусных вешалках, головные уборы — в специальных круглых кофрах, белье — в ящиках и корзинах, обувь — в коробках или мешках, сапоги — в подвешенных чехлах. Исходя из принятого способа хранения определяются размеры и пропорции резервных складов. Помещения этой группы проектируются без естественного освещения.

Резервные склады могут быть как в подсобно-производственном корпусе театра, так и отнесены от него на значительное расстояние.

В перспективе возможен вариант централизованного контейнерного хранения оформления в общегородских складах с высокой степенью механизации трудоемких работ.

3.115. Функционально-планировочные схемы связей складов приведены на рис. 33.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3.116. Особенность театрального производства заключается в том, что при изготовлении многие предметы приходят через несколько производственных помещений (художественно-производственных мастерских). При этом каждая мастерская выполняет свою технологическую функцию - изготовляет определенные элементы оформления.

3.117. При выборе предпочтительного способa размещения производственных помещений (в отдельном корпусе, в централизованных комбинатах, в основном здании театра) учитывается назначение театра, возможно уже сложившиеся традиции, расположение отведенной площадки для строительства, ее рельеф и места возможных грузовых коммуникаций, количество и состояние театральных зданий в городе (для возможной централизации) и т.п.

3.118. Мастерские, расположенные в отдельном корпусе, размещаются вблизи основного здания театра и соединяются с ним крытыми переходами. Размеры и оборудование переходов проектируются из расчета транспортировки громоздких декораций, движения тележек.

При этом требуется несколько большая площадь застройки, чем при включении производственных помещений в основное здание, но создается возможность для полного отсутствия в нем шумовых помех и действия вибрации.

3.119. Централизованные театральные художественно-производственные мастерские в отечественной практике встречаются редко. Они могут обслуживать группу театров в городе, области. Один из путей создания централизованных комбинатов — обеспечение театров полуфабрикатами.

3.120. Размещение встроенного в здание театра комплекса мастерских вызывает сложности, так как шум и вибрация от работающих станков могут проникнуть на сцену и в зрительный зал. Поэтому мастерские рекомендуется размещать так, чтобы между ними и сценой были другие помещения или коридоры. Таким же образом рекомендуется осуществлять сообщение между ними и сценой.

3.121. В технологическом процессе изготовления оформления спектаклей производственные помещения подразделяются на блоки изготовления и ремонта: объемных декораций; костюмов, обуви, париков; мягких декораций; сюда же можно отнести и помещения для руководства мастерских.

В первый блок входят: столярная, слесарная, помещение для монтажа станковых декораций, бутафорская, кладовая оперативного хранения материалов, навес для лесоматериалов и труб (вне здания).

Во второй блок входят: пошивочная, мастерские головных уборов и обувная; пропиточная, постирочная, сушильная, трикотажная, пастижерская.

В третий блок входят: живописно-декорационная мастерская, красильная, макетная, помещение для приготовления красок с мойкой и сушкой, кладовая красок, комната художников, обойно-драпировочная, мастерская росписи тканей.

Смысл объединения в блоки заключается в более полном использовании рабочей площади парка станков, приспособлений и оснастки.