Длина стойки буфета принимается не менее 5 м, а количество посадочных мест - из расчета одно на 12 зрительских мест.

Помимо обслуживания со стойки (только продажа еды) возможно предусматривать обслуживание за столами (по типу ресторана) с передвижных каталок, со стойки по типу барной (продажа еды и еда), автоматами, а также комбинированное.

Расчетное количество мест может быть уменьшено за счет устройства столов без посадочных мест (по типу закусочных).

3.17. При основном буфете рекомендуется предусматривать сообщающиеся с ним без перепадов высот помещения моечной и доготовочной, для которых устраивается выход в служебный коридор. Связь моечной и доготовочной – через окно или дверной проем.

Рядом с доготовочной и моечной могут проектироваться комната для сотрудников буфета и отдельный санитарный узел.

Кладовую и тарную буфета рекомендуется размещать на первом, в цокольном или подвальном этажах с устройством специальных служебных дверей или люков с пандусами либо с подъемными механизмами. Связь между доготовочной, кладовой и тарной при расположении их на разных этажах осуществляется подъемниками грузоподъемностью 100 кг.

Производственные помещения буфета не рекомендуется размещать над вентиляционными камерами, электрощитовыми, зрительными залом, фойе и вестибюлями, помещениями с ценным художественным оформлением. Над помещениями буфета нежелательно расположение санитарных узлов, душей и других помещений с производственными стоками.

Пример планировки моечной, доготовочной, а также оборудования стойки буфета и рабочей зоны буфетчика см. на рис. 6, г.

3.18. Курительную рекомендуется размещать в отдельном помещении, возможно ее расположение на площади вестибюля при условии устройства в нем специальной системы вентиляции. Не рекомендуется проходное (в санитарные узлы) расположение курительной. Оборудуется курительная по типу гостиной.

3.19. Санитарные узлы рекомендуется проектировать из расчета соотношения мужчин и женщин 1:2. Иное соотношение устанавливается исходя из условий и указывается в задании на проектирование. Количество приборов в санитарных узлах принимается из расчета не менее: один умывальник на 60 чел., в мужских — один унитаз и два писсуара на 70 чел., в женских — один унитаз на 30 чел. Санитарные узлы проектируются в составе двух помещений — туалетная и уборная. В каждой туалетной рекомендуется предусматривать шкафы или кладовые для инвентаря площадью 1,5-2 м2.

При расположении вестибюлей, фойе и кулуаров более, чем в двух этажах, рекомендуется выделять санитарные узлы для балконов и ярусов, располагая их на соответствующих этажах.

3.20. В реконструируемых театральных зданиях, являющихся памятниками архитектуры, возможно не соблюдать рекомендации данного раздела за исключением пп. 3.10, 3.16, 3.17, 3.19 при условии исчерпанности возможностей проектирования помещений зрительского комплекса под землей, в пристройках или надстройках зданий, малоценных с архитектурной точки зрения. При определении площадей помещений зрительского комплекса в стесненных условиях реконструируемых театров возможно ориентироваться на минимальные рекомендуемые величины по табл. 1.

Многофункциональное использование помещений зрительского комплекса

3.21. Многофункциональное использование зрительского комплекса ориентирует на многообразную трактовку функции одного помещения или группы помещений — их пространственной организации, связей, зонирования, оснащения и пр. — в зависимости от тех функций или их сочетаний, для которых они предназначаются. Эти функции могут быть дополнительными по отношению к театру либо основываться на разных режимах театральной деятельности: будничном, выходного дня, праздничном, фестивальном, премьерном и т.п.

3.22. Фойе (зона, часть фойе) может проектироваться с учетом установки елки, представлений и развлечений вокруг нее. При этом вместимость фойе (зоны, части фойе) может соответствовать вместимости зрительного зала из расчета площади не менее 0,3 м2 на одно место в зале.

3.23. При проектировании фойе (зоны, части фойе), пригодного для показа спектаклей, интермедий и устройства концертных выступлений, рекомендуется предусматривать: стационарные или разборные сценические площадки-эстрады, проходы из комплекса помещений, обслуживающих сцену, с возможностью доставки мебели, реквизита, громоздких музыкальных инструментов, устройства постановочного освещения и озвучивания.

Проектирование кладовой при фойе особенно рекомендуется при осуществлении этой дополнительной функции. Площадь кладовой может определяться из расчета 0,03 м2 на одно место в зрительном зале.

3.24. Возможно проектировать помещения зрительского комплекса с использованием их частей (открытых лестниц, галерей, антресолей, мостиков и пр.) с учетом эпизодического использования их в качестве сценических площадок или мест для зрителей без специальных устройств и с применением переносного оборудования. Это может сказаться на взаимном расположении помещений зрительского комплекса и их частей в плане и по высоте, организации доступа зрителей к ним с учетом их игрового использования.

3.25. Многоцелевое использование помещений зрительского комплекса с их зонированием и пространственной трансформацией на более мелкие помещения может быть необходимо и при организации в театре лекториев, клубов, университетов театрального искусства и пр.

При наличии малого или студийно-репетиционного залов целесообразно предусматривать использование их в качестве аудитории и других помещений для клубных занятий, если такие виды деятельности предусматриваются.

При необходимости периодического увеличения площадей во время многоцелевого использования помещений зрительского комплекса возможно предусматривать функционирование в качестве дополнительных помещений зрительского комплекса зрительские помещения студийно-репетиционного или малого залов.

3.26. Рекомендации по многоцелевому использованию фойе в связи с музейной или выставочной экспозицией см. в п. 3.5 и 3.15, а в связи с дополнительной общественной функцией общегородского зала — в прил. 2.

ПОМЕЩЕНИЯ БОЛЬШОГО ДЕМОНСТРАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

(с большим залом)

Зрительный зал

3.27. Вместимость зрительного зала в зависимости от назначения театра рекомендуется принимать, мест:

в драматическом театре 500—800

в музыкально-драматическом театре500—1000

в театре музыкальной комедии 800—1200

в театре оперы и балета 1200—1500

Иные вместимости театров определяются заданием на проектирование.

3.28. Площадь зрительного зала на одно место принимается по СНиП 2.08.02—89 из расчета 0,7 м2 на одно место. Площадь зрительного зала (включая балконы, ложи и ярусы) определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы.

У границы зоны зрительских мест возможно устройство отдельных, огороженных барьерами, лож: служебных — со входом из комплекса помещений, обслуживающих сцену; гостевых — со входом из специальных гостевых помещений.

3.29. При проектировании в зрительном зале ярусов или балконов с количеством рядов не более трех высоту от пола зрительских мест до выступающих конструкций вышерасположенных ярусов, балконов или потолка зрительного зала рекомендуется принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3 м. На барьерах предусматриваются устройства, предохраняющие от падения предметов с высоты. С внутренней стороны барьеров балконов и лож целесообразно предусматривать углубления для ног зрителей, сидящих в первом ряду.

3.30. Зрительные залы рекомендуется проектировать с учетом установки в них кресел с откидными сиденьями.

В больших зрительных залах рекомендуется применять мягкие или полумягкие кресла. Крайние кресла ряда в проходах возможно оборудовать откидными сиденьями (строфонтенами) с пружинными устройствами, обеспечивающими их самоопрокидывание. В ложах и на балконах глубиной не более двух рядов возможно устанавливать стулья или скамьи со спинками.

Ширина кресел (между осями подлокотников) принимается не менее 0,52 м, ширина стульев и скамей - не менее 0,45 м. Глубина кресел, стульев и скамей проектируется с обеспечением ширины проходов между рядами не менее 0,45 м.

Расстояние между спинками кресел (глубину ряда) рекомендуется принимать не менее 0,9 м, а между спинками стульев и скамей - соответственно не менее 0,85 и 0,8 м.

Количество непрерывно установленных мест в ряду принимается при одностороннем выходе из ряда — не более 26, при двустороннем -- не более 50.

3.31. Расстояние между передней границей сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы и спинками мест первого ряда зрительских мест рекомендуется принимать не менее 1,5 м.

Высоту уровня планшета сцены (авансцены) над уровнем пола первого ряда зрительских мест рекомендуется принимать не более 1 м.

3.32. В зрительных залах уклон пола (пандуса) возможен не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высота подступенков принимается не более 0,2 м.

При перепаде уровней пола соседних рядов более 0,7 м рекомендуется устанавливать между рядами ограждение, предохраняющее зрителей от падения при проходе на место. Высота ограждения определяется исходя из построения профиля пола зрительного зала.

В креслах, стульях, скамьях или их звеньях в зрительных залах (кроме балконов и лож вместимостью до 12 м) предусматриваются устройства для крепления к полу.

Глубинная колосниковая сцена

3.33. В отечественной и зарубежной практике проектирования театров применяется шесть схем построения глубинной колосниковой сцены, различающихся степенью пространственного развития и объемом возможностей, которые в принципе может предоставить эта сцена:

схема 1 — сцена с двумя карманами и арьерсценой (рис. 8);

схема 2 — сцена с одним карманом и арьерсценой (рис. 9, а-г);

схема 3 — сцена с двумя карманами без арьерсцены (рис. 9, ж-и);

схема 4 — сцена с одним карманом (рис. 9, д-е);

схема 5 — сцена с арьерсценой (рис. 9, к-л);

схема 6 — сцена без карманов и арьерсцены (рис. 9, м).

Рис. 8. Примеры основных схем построения глубинной колосниковой сцены с двумя карманами и арьерсценой (варианты механического оборудования показаны условно)

3.34. Наиболее распространенные и апробированные размеры глубинных колосниковых сцен, м2 приведены в табл. 2.

Рис. 9. Примеры основных схем построения глубинной колосниковой сцены, карманов и арьерсцены (варианты механического оборудования показаны условно)

а-г - с одним карманом и арьерсценой; д-е - с одним карманом без арьерсцены; ж-и - с двумя карманами; к-л - с арьерсценой без карманов; м - без карманов и арьерсцены

Таблица 2

Сцена

Ширина1

Глубина

Вы сота

Строительный портал (в скобках игровой портал)

Глубина авансцены4 не менее

Арьерсцена5

Карман

ширина3

высота3

ширина

глубина

высота

ширина

глубина

высота

C-1

18

12(15)2

18

8(7)

5,5(5)

1,8

12

3

8,5

6

12

6,5

С-2

21

15

20

10(8)

6,5(5,5)

1,8

15

6

11

7,5

12

7,5

С-3

24

18

22

12(10)

7,5(6,5)

1,8

18

6

12

9

15

8,5

С-4

27

21

24

14(12)

8,5(7,5)

1,8

21

9

13,5

12

18

9,5

С-5

30

21

26

16(14)

9,5(8,5)

1,8

24

9

15

12

21

10,5

1 Ширину сцены возможно корректировать в зависимости от установки электроприводов подъемов на галереях согласно п. 3.39.

2 Вариант глубины сцены.

3 Ширину строительного портала возможно увеличивать на 1-5 м, высоту — на 0,5—2,5 м, определяя промежуточные величины допусков в прямой зависимости от размера сцены.

4 При увеличении глубины авансцены возможно соответственно уменьшать глубину сцены, но не более, чем на 0,25 указанной величины.

5 При проектировании откатного круга глубина арьерсцены и размеры кармана определяются проектом.

Примечания: 1. Размеры и состав помещения глубинной колосниковой сцены могут определяться заданием на проектирование, особенно при реконструкции театральных зданий или приспособлении для театров зданий, являющихся памятниками архитектуры либо историческими сооружениями. 2. Размеры (в плане) сцен, арьерсцен и карманов указаны в осях строительных конструкций, авансцены — от внутреннего края проема оркестровой ямы или передней кромки авансцены до красной линии сцены. 3. Высота сцен принимается от уровня планшета до верха колосникового настила, высота карманов — от пола до пола вышележащего этажа; высота арьерсцены - от уровня планшета до перекрытия. Указанная высота арьерсцены от уровня планшета до перекрытия принимается при наличии над ней колосникового настила.