Примечания:

1. Примерные состав и площади помещений могут подлежать уточнению, корректировке и дополнению после проведения предпроектных исследований, предшествующих составлению задания на разработку ТЭР или задания на проектирование. Причинами изменений могут быть конкретная творческая практика театра, обоснованно выбранная технологическая система, штатное расписание театра и его перспектива, количество спектаклей в репертуаре, способы хранения декораций, жанровая специфика, национальные традиции, количество и особенности других театров и пр.

2. В итоговые величины площадей групп помещений и комплексов не входят площади помещений, указанные в скобках.

3. Площади технических помещений (трансформаторной подстанции, насосной, машинного зала и пр.) определяются проектом.

4. Площади помещений определяются исходя из номенклатуры и размеров устанавливаемого технологического оборудования и мебели. Изменение их возложено только в сторону увеличения.

Приложение 2

Некоторые рекомендации по проектированию особых типов театральных зданий и театров с дополнительными функциями

Гастрольные театры

1. Гастрольный театр — здание, рассчитанное на прием сменяющихся гастролирующих коллективов театров разных жанров и не предназначенное для постоянно работающей труппы. Здание гастрольного театра целесообразно размещать в структуре общегородского центра или планировочного района с учетом сложившейся сети объектов культуры города.

В городах, не имеющих собственного театрального коллектива, предусматриваются резервы территории под строительство подсобно-производственного и репетиционного комплексов для возможного последующего развития гастрольного театра в городской театр.

2. Гастрольный театр обеспечивает возможность воссоздания различных постановочных решений, обусловленных современным уровнем развития драматического, музыкально-драматического и оперно-балетного искусства во всем его многообразии, с учетом национальной культуры народов и стран, представляемых гастролирующими коллективами. Для максимального сближения гастролирующих коллективов с потребностями населения города, в котором проходят гастроли, и для проведения смотров творческой деятельности в других видах искусств, сопровождающих гастроли, здание гастрольного театра и его помещения непосредственно взаимосвязываются с окружающим городским пространством на основе устройства удобных рекреационных озелененных территорий, площадей, пешеходных зон, амфитеатров, крытых галерей и т.д.

3. Зрительский комплекс гастрольного театра круглогодичного действия не имеет особенностей в составе и площадях помещений.

4. При проектировании демонстрационного комплекса гастрольного театра наиболее вероятны особенности, состоящие в:

акустическом благоустройстве зрительного зала, которое рассчитывается как на драматические, так и на музыкальные спектакли;

в условиях видимости в зрительном зале, которые желательно определять исходя из более жестких требований драматического театра;

габаритах сцены и строительного портала, которые могут удовлетворять как драматическим, так и музыкальным спектаклям; один из путей достижения приемлемых условий - выбор сцены, которая может быть наибольшей для драматического театра, и одновременно наименьшей для театра оперы и балета или музыкальной комедии. То же относится и к габаритам строительного портала, который при всех условиях не может быть менее 12 м;

габаритах и устройстве оркестровой ямы, позволяющих разместить оркестр как драматического, так и музыкального театров и в то же время иметь возможность использования оркестровой ямы для увеличения авансцены. Применение широких трансформаций в этой зоне с целью создания оптимальных условий гастролирующими коллективами для театра данного типа наиболее уместно. Возможно также решение с размещением оркестра нетрадиционно — на галереях в зале, на сцене, арьерсцене, в первых рядах зрительских мест, на боковых крыльях авансцены и пр., что в свою очередь влечет за собой изменения в акустическом благоустройстве.

5. При проектировании комплекса помещений, обслуживающих сцену гастрольного театра, вероятны особенности в:

складских помещениях, которые могут быть значительно (до 1/2 площади) меньше, чем в иных театрах, поскольку на длительные гастроли обычно вывозится не более половины репертуара. Определяющими здесь являются театры музыкальных жанров;

артистических уборных и комнатах ожидания выхода на сцену, количество которых, а также площади и оснащение желательно, определить исходя из требований музыкальных театров для вокалистов и артистов балета;

группе репетиционных залов, в которой для обеспечения условий гастролей театров музыкальных жанров достаточно репетиционного зала балета, располагаемого вблизи сцены, с использованием его в качестве разминочного и универсального репетиционного помещения (30-36 м2);

помещениях руководства и администрации, где сокращение возможно в пределах 1/3 площади по прил. 1;

помещениях для творческого и технического персонала, состав и площади которых имеют некоторую тенденцию к уменьшению.

Резкое сокращение состава и площадей помещений возможно также в комплексе производственных помещений, в котором достаточно обойтись ремонтно-поделочной мастерской (от 50 до 80 м2).

6. Гастрольный театр требует наличия закрытой погрузочно-разгрузочной площадки с механизированными коммуникациями между ней и складами декораций, мебели, бутафории, реквизита, костюмов и обуви, живописных скатанных декораций, электроосветительной аппаратуры и звукотехнических устройств.

В непосредственной близости от погрузочной площадки рекомендуется разместить склад транспортной тары (контейнеров, ящиков, кофров), площадью не менее 40 м2.

7. В здание гастрольного театра может входить гостиничный комплекс с кафе-столовой работников театра.

8. Гастрольный театр может быть многозальным, т.е. включать отдельно залы для оперы и балета и залы для драматических представлений. Также его можно рассматривать как многофункциональный комплекс, включающий здания или помещения музеев, театральных библиотек, выставочных залов, кафе, торговых помещений, а также окружающие его открытые городские пространства с системой объектов внешнего оформления и благоустройства.

9. При ориентации гастрольного театра только на драматический или только на музыкальные жанры или создании соответствующих отдельных залов в едином здании гастрольного театра уточняются приведенные выше рекомендации.

Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров

1. Такое театральное здание в отличие от гастрольного театра рассчитано на собственную постоянную драматическую труппу.

2. Демонстрационный комплекс с учетом приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров в принципе может быть сходен с демонстрационным комплексом гастрольного театра (подраздел "Гастрольные театры").

3. При проектировании комплекса помещений, обслуживающих сцену такого театра, вероятны особенности:

складских помещений, где целесообразно учитывать, что декорации музыкальных спектаклей (из расчета примерно половины репертуара, вывозимой на гастроли) в хранении занимают больший объем нежели драматических;

артистических уборных, дополнительные помещения для которых из расчета музыкального театра возможно устраивать за счет комнат для административного и художественного руководства театра-стационара, что может сказаться на их размещении и оснащении;

группы репетиционных залов, где желательно дополнительно предусматривать репетиционный зал балета или соответственное оборудование в малом репетиционном зале.

4. При ориентации здания на выезды музыкальных театров, особенности возможны только в демонстрационном комплексе и в помещениях для административного и художественного руководства театра (см. выше).

Театры юного зрителя (ТЮЗы)

1. Главное отличие ТЮЗа от театра для взрослых заключено в контингенте зрителей. В этом отличии усматриваются две стороны, оказывающие воздействие на проектирование здания ТЮЗа.

Первая — ТЮЗ как театр своих зрителей. Это означает потребность в создании в театре условий для пребывания детей в возрасте от 7 до 17 лет, для восприятия ими спектаклей, для педагогической работы с ним. Вторая проблема ТЮЗ как создатель зрителя для театра будущего. Это означает потребность в предвидении направления развития театра и создания для этого определенных условий.

2. Вместимость зрительного зала ТЮЗа рекомендуется не более 600 мест. Наличие разновозрастных зрителей и многообразие задач ТЮЗа делает целесообразным проектирование не менее двух залов.

3. Рекомендуемые размеры кресел для детей, м: ширина (в осях подлокотников) — 0,48; глубина — 0,36 — 0,38; высота 0,38 — 0,4. Кресла могут проектироваться жесткими, без подлокотников. Предпочтительнее планировка зоны мест короткими рядами.

4. Сцену ТЮЗа рекомендуется проектировать с учетом предоставления широких постановочных возможностей, допускающих разнообразные композиции спектакля как в изолированном пространстве глубинной колосниковой сцены, так и в пространстве зрительного зала с окружением зрителей действием или действия зрителями. В связи с этим для ТЮЗов целесообразно проектирование разновидностей глубинной сцены со сценическими площадками в зале.

5. В ТЮЗе роль оркестровой ямы может быть несколько иной, нежели в театре для взрослых, из-за частого игрового использования ее. В связи с этим целесообразны трансформации оркестровой ямы, а также проектирование дополнительных площадок для артистов оркестра. Ими могут быть: первые или последние ряды мест, боковые крылья авансцены, галереи, балконы и ложи и пр.

6. Для активизации игрового использования зрительного зала ТЮЗа целесообразно предусматривать проходы, используемые в игровых целях, а также создавать условия, позволяющие включать элементы декораций в архитектуру зрительного зала (например, проекция на ограждающие поверхности зала). Проходы, предназначенные к использованию в игровых целях, рекомендуется связывать со сценой или игровыми площадками в зале, возможно обеспечивать местами выхода актеров; ширина проходов независимо от расчета путей эвакуации рекомендуется 1,5-2 м.

7. При проектировании зрительского комплекса ТЮЗа рекомендуется учитывать некоторые особенности проектирования интерьера и отдельных помещений комплекса.

В интерьере ТЮЗов важно создавать условия для легкой ориентации детей, что, в частности, может быть обеспечено взаимным проникновением пространств разных этажей, которое помогает детям сразу увидеть весь путь, а также запоминающимися цветовыми, световыми и прочими характеристиками помещений.

8. В отличие от театров для взрослых клубный комплекс для работы с детьми, называемый педагогическим комплексом, непременная часть любого здания (рис. 1).

Для педагогического комплекса рекомендуется вход не через билетный контроль, а возможно и с улицы, связь с помещениями художественного руководства, фойе, музеем, зрительным залом.

9. В настоящее время проектирование детских театров ориентируется на создание на базе театров комплексных центров, где большая роль отводится всесторонней культурно-досуговой деятельности с многофункциональным использованием помещений зрительского комплекса и залов с включением дополнительных помещений — аудиторий, зимних садов, музыкальных и видеосалонов и пр.

Рис. 1. Планировочные схемы педагогического комплекса ТЮЗа

1 - секция, актив (15 чел.); 2 - лекция, актив (70-90 чел.); 3 – выпуск газет и журналов (15 чел.); 4 - секция, обсуждение спектакля (40-70 чел); 5 - лекция, актив, обсуждение спектакля (80-100 чел.); 6 - секция, актив (25-35 чел.); 7 - секция, обсуждение спектакля, показ творчества детей (40- 60 чел.); 8 - актив "за чашкой чая" (15-25 чел.); 9 - секция, обсуждение спектакля, лекция (60-100 чел.); 10 - подготовка к выходу на сцену (6-10 чел.); 11 - клуб искусств", лекция, показ творчества детей (150-200 чел.)

Театры кукол

1. Театр кукол предназначен для детей и для взрослых. В отечественной практике применяется различная техника кукловождения — верхние куклы, управляемые из-за ширмы (обычно), нижние куклы, управляемые сверху (изредка), сочетание кукол с театром теней, участием живого актера.

2. Театр кукол может размещаться в отдельно стоящем здании, иметь в составе помещений один зал и более, кооперироваться с ТЮЗом или другими детскими учреждениями.

3. Рекомендации по проектированию зрительского комплекса театра кукол см. подраздел "Театры юного зрителя".

4. Вместимость зрительного зала театра кукол рекомендуется принимать от 200 до 500 чел. Для взрослой или смешанной (дети и взрослые) аудитории вместимость принимается преимущественно более 350 чел.

5. В театрах с верхними куклами балконы не проектируются, а уровень пола последнего ряда определяется высотой глаза зрителя последнего ряда и лучом зрения, направленного на грядку (ширму первого плана) по горизонтали. Высота грядки от планшета сцены принимается 1,65-1,85 м, размещение ее в плане совпадает с плоскостью внутренней грани игрового портала.

Высота от пола первого ряда до пола авансцены принимается равной 0,8-1 м, а ширина авансцены — не менее 2,5 м от красной линии сцены.

6. В зрительном зале театра кукол, предназначенного только для детей, места для взрослых зрителей (до 20% общей вместимости) рекомендуется располагать сзади или по сторонам зоны мест для детей. Рекомендуемые размеры кресел или скамей, м:

для взрослых и детей

только для детей

ширина

0,5

0,47

глубина

0,4

0,36

высота

0,42

0,4