Для горизонтальной связи живописно-декорационной мастерской со сценой рекомендуется устраивать проемы не менее 2,5х3 (высота) м, при вертикальной связи — лифты или подъемники, а также люки размерами 2,5х2,5 м.

Если живописная мастерская расположена на одном уровне с монтажной, то связь осуществляется через проем шириной не менее 2,5 м, если же связь по вертикали — через люк в полу мастерской размерами не менее 2,5х2,5 м. Вертикальная связь может осуществляться при помощи грузового лифта или подъемника.

В мастерской предусматривается естественное верхнее и боковое (желательно двухстороннее) освещение.

Таблица 8

Сцена

Размеры живописно-декорационной мастерской, м

длина

ширина

С-1

23

17

9

12

С-2

27

19

10

14

С-3

31

23

12

16

С-4

37

25

13

19

С-5

41

27

14

21

3.135. В обойно-драпировочной мастерской выполняются работы: обивка мебели, работы по аппликации, изготовление деталей мягких декораций, гардин, драпировок и пр. Помещение рекомендуется проектировать прямоугольным с соотношением сторон не более 1:1,5-1:2.

Для мастерской рекомендуется прямоугольное помещение высотой (в свету) 4,5-5,5 м (это еще одно основание для того, чтобы расположить ее в едином блоке с живописным залом).

В мастерской крупного театра функционируют минимум два участка: производства швейных и драпировочных работ и обивки мебели. Последний отделяется от основного помещения. В помещении предусматриваются естественное освещение, дощатый пол.

Пример планировки обойно-драпировочной мастерской приведен на рис. 40.

Рис. 40. Обойно-драпировочная мастерская (вариант планировочного решения)

1 — стол драпировщика (обойщика); 2 — подъемно-опускные штанги; 3 — швейная машина; 4 — швейная машина для сшивания толстых тканей и кожи; 5 — пресс ручной;

6 — лестница-стремянка; 7 — раковина; 8 — шкаф-стеллаж для материалов и инструментов; 9 — стол обойщика откидной, секционный; 10 — стол гладильный;

11 —шторы светозащитные; 12 — осветительные приборы навесные

3.136. В мастерской росписи тканей обрабатываются большие массивы тканей, используемых для художественно-декоративных и обойно-драпировочных работ, наряду со сравнительно малыми по объемам, но сложными по исполнению, заказами пошивочных мастерских.

Размеры мастерской определяются численностью труппы, так как наиболее трудоемкие работы связаны с изготовлением костюмов. Форма помещения может быть определена произвольно, но с условием расстановки оборудования и оснастки, обеспечивающих выполнение работ. Мастерская проектируется с естественным освещением. Высоту ее (в свету) целесообразно принимать равной или превышающей 3,3 м. Покрытие пола мастерской — линолеум или керамическая плитка.

3.137. Особое место среди мастерских занимает макетная мастерская, не участвующая в технологической цепочке изготовления оформления.

Большие мастерские имеют в своем составе два участка производственный, где создаются макеты, и демонстрационный, где макеты представляются художественному совету театра. Размеры макетной мастерской диктуются количеством спектаклей, выпускаемых театром в год.

Целесообразнее иметь макетную мастерскую большого размера, поэтому ее часто совмещают с помещением художников.

3.138. Функционально-планировочные схемы связей производственных помещений приведены на рис. 41.

Рис. 41. Функционально-планировочные схемы связей производственных помещений

1 - пошивочная; 2 - обувная; 3 - трикотажная; 4 - пастижерская; 5 - мастерская головных уборов; 6 - блок изготовления костюмов, обуви, париков; 7 - к материальному складу;

8 - к складу костюмов, дежурным костюмерным, артистическим уборным;

9 - постирочная; 10 - сушильная; 11 - гладильная; 12 - к дежурной гримерной-парикмахерской; 13 - к дежурным костюмерным; 14 - красильная; 15 - обойно-драпировочная; 16 - живописно-декорационная; 17 - мастерская росписи тканей; 18 - макетная; 19 -комната художника; 20 - помещение для приготовления красок; 21 - кладовая красок; 22 - блок изготовления живописных декораций; 23 - помещения для монтажа станковых декораций;

24 - столярная; 25 - слесарная; 26 - бутафорская; 27 - сушильная; 28 - сварочная; 23 - блок изготовления объемных декораций; 30 - к сцене; условные обозначения связей см. рис. 3 и 25

АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3.139. Площади помещений для административного и художественного руководства принимаются не менее 10 м2.

Площади на одного сотрудника принимаются, м2: для рабочих комнат инженерно-технического персонала, бухгалтерии и др. — 4,5; для комнат обслуживающего и технического персонала (с гардеробной и зоной отдыха) — 2.

3.140. Площади санитарно-гигиенических помещений для коллектива театра определяются из расчета: санитарные узлы — 1 унитаз и 1 писсуар на каждые 25 мужчин; 1 унитаз на каждые 15 женщин; 1 умывальник на каждые 30 чел., душевые — 1 душевая кабина на каждые 8 чел. (для артистов, рабочих сцены и производственных мастерских); комната личной гигиены женщин — один гигиенический душ не более чем на 100 женщин.

При определении общего количества людей для расчета приборов по данному пункту не учитывается количество артистов, для которых при артистических уборных предусматриваются санитарные узлы и душевые.

3.141. Площадь служебного буфета или столовой-раздаточной (по заданию) рекомендуется определять из расчета 12 посадочных мест на каждые 100 работающих в театре.

МАЛЫЙ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС (МАЛЫЙ ЗАЛ) И ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ЕГО ПОМЕЩЕНИЯ

3.142. Понятие малый демонстрационный комплекс является архитектурно-строительным выражением понятий камерный или студийно-экспериментальный театр. В театральной практике оба типа по своим функциям практически неразличимы; поэтому требования к ним и строительно-технологические параметры принимаются как для единого типа, ведущей характеристикой которого является вместимость.

Проектирование малого демонстрационного комплекса (малого зала) связано с рядом причин — особенностями творческой деятельности театра, его жанром, статусом и др. Учет всей совокупности причин в каждом конкретном случае — основание для включения малого демонстрационного комплекса в задание на проектирование двух- или многозального театра, выбора его вместимости, степени универсальности, уровня обеспеченности техническими средствами.

3.143. Малый зал способствует расширению репертуара театра, более полной реализации творческого потенциала его коллектива и художественных запросов публики, предоставляет условия для реализации нетрадиционных форм пространственного взаимоотношения действия и зрителя. В нем возможна также подготовка выездных спектаклей, проведение различных общественных и культурных мероприятий.

Специфика организации малых залов состоит в создании: комфортных условий восприятия действия при любом расположении сцены на площади зала; разнообразной среды для развития театрального действия с игровыми галереями, балконами, нишами, проемами, расположенными не только в зоне сценической площадки; гибких систем механо-, цвето- и звукообеспечения спектакля, оборудования, обеспечивающего трансформацию театрального пространства.

3.144. В театрах с большим и малым залом целесообразно создавать отдельный зрительский комплекс малого зала либо его часть, включающую фойе и зал буфета.

В театрах с несколькими малыми демонстрационными комплексами целесообразно проектировать общие для этих комплексов входную группу помещений и буфет, но для каждого зала предусматривать пространственно изолированные фойе с регулируемой связью между ними.

3.145. Малые залы состоят из сцены и зоны зрительских мест, обычно размещаемых в едином пространстве. Высота уровня планшета сцены над уровнем пола первого ряда мест принимается не более 0,8 м. Расстояние между передней границей сцены и спинками мест первого ряда в залах до 300 мест принимается не менее 1,2 м. При большей вместимости — см. п. 3.31.

Различаются малые залы типом сцены и расположением по отношению к ней зоны зрительских мест. Основные типы сцены в малом зале — глубинная, трехсторонняя и центральная. Переход от одного типа сцены к другому осуществляется путем трансформации в залах с комбинированными сценами и в залах свободного пространства. Первые проектируются с частичным или полным изменением типа сцены и конфигурации зоны зрительских мест в пределах, определяемых архитектурно-планировочным решением. Своеобразие зала свободного пространства определяется архитектурными и технологическими средствами, обеспечивающими выбор пространственной организации действия, величины и конфигурации сцены и зоны зрительских мест. Их размеры зависят от конкретных задач режиссера и сценографа.

3.146. При размещении зрительских мест рекомендуется принимать предельное расстояние от передней границы сцены не более, м: для трехсторонней сцены — 9, для центральной сцены — 6. Зависимость предельного расстояния от вместимости для глубинной сцены приведена в справочном пособии "Общие рекомендации".

3.147. В малых залах, преимущественно вместимостью до 150 мест, могут устанавливаться жесткие стулья, способные укладываться в компактные "пакеты" для хранения в специально отведенных для этого местах. В мировой практике распространена установка сборно-разборных станков амфитеатра со съемными сиденьями и мягкими спинками. В залах вместимостью не более 300 мест возможна установка скамей со спинками. При вместимости залов не более 300 мест возможно предусматривать установку кресел, стульев и скамей или их звеньев без крепления к полу, но с обеспечением устройств, предотвращающих их опрокидывание.

3.148. В трансформируемых залах зрительские места устанавливаются секционно на фурах, станках, блитчерах и т.д. В залах, обеспечивающих максимальные возможности развития действия в пространстве, охват им зоны зрительских мест по периметру, допускается установка вращающихся кресел, жестко закрепленных к полу. Расстояние между креслами определяется по проекту в зависимости от принятого архитектурно-планировочного решения.

3.149. При проектировании в залах ярусов и балконов целесообразно предусматривать их использование в игровых и технологических целях. Балконы и галереи могут иметь связь с помещениями, обслуживающими сцену, между собой и с планшетом сцены (полом зрительного зала), открытыми в зал лестницами. При проектировании в зале внутренних лестниц оборудуются проходы на общие (эвакуационные) лестницы, к выходам из зала или открытым пожарным лестницам. В залах возможны трансформируемые элементы сцен (поворотные, "кассетные", модульные элементы и т.д.), сборно-разборные панели ограждения балконов, обеспечивающие максимальную универсальность использования.

Расположение дверей (проемов) в залах с трансформируемыми сценами обеспечивает беспрепятственную эвакуацию зрителей при любых положениях сцены и зоны зрительских мест.

3.150. В залах вместимостью до 400 мест возможны естественное освещение и устройства для зашторивания окон. Размеры и расположение проемов для естественного освещения выбираются с учетом их использования в постановочных целях.

3.151. Примерные параметры основных типов сцен малого демонстрационного комплекса принимаются согласно табл. 9.

Ориентировочные размеры игрового портала могут быть приняты, м, при вместимости:

ширина

высота

от 100 до 400 мест

6

4,5

свыше 300

7

5

Ширина игрового портала в залах вместимостью свыше 200 мест может приниматься в качестве модульного размера при определении горизонтальных параметров глубинной сцены: ширина сцены 1,5 Ши + 4 м; глубина сцены 1,5 Ши (где Ши — ширина игрового портала).

Наличие в табл. 9 допусков на ширину, глубину и высоту сцен предполагает определенную свободу в их выборе для создания индивидуальной формы малого зала.

3.152. Под планшетом глубинной сцены, а также в зонах размещения иных типов сцен в трансформируемых залах может предусматриваться трюм.

3.153. В залах вместимостью до 300 мест возможно устройство бесколосниковых глубинных сцен. При наличии колосников высота над колосниковым настилом в свету принимается не менее 2 м, при наклонном перекрытии не менее 1,5 м.

В залах с трансформациями сцены возможно устройство технологического потолка над всей площадью зала.

3.154. В малых залах с иными типами сцен возможно устройство рабочих галерей по всему периметру стен. Протяженность и количество ярусов и галерей определяется исходя из принятой системы механо-, свето- и звукотехнического оснащения зала, при этом их ширина принимается не менее 0,9 м.

Между рабочими галереями, над залом на отметке рабочего потолка возможно устройство переходных мостиков шириной не менее 0,6 м.

Таблица 9

Вместимость зала, мест

Глубинная сцена

Трехсторонняя сцена

Центральная сцена

шири-

на, м

глуби-

на, м

высо-

та, м

пло-

щадь, м2

шири-

на, м

глуби-

на, м

высо-

та, м

пло-

щадь, м2

шири-

на, м

глуби-

на, м

высо-

та, м

пло-

щадь, м2

От 100 до 150

8-12

6-9

4-6

48-108

5-9

5-9

5-7

30-81

5-8

5-8

4-6

25-64

От 150 до 200

8-13

6-9

5-8

48-117

6-10

6-10

5-7

36-100

6-8

6-9

4-6

36-72

От 200 до 300

9-15

8-10

8-12

72-150

7-12

6-12

5-8

42-144

6-9

6-10

4-7

36-90

От 300 до 400

12-18

9-12

9-15

108-216

7-12

8-13

5-9

56-160

7-10

7-11

5-9

49-110

От 400 до 500

12-18

10-12

10-18

120-216

8-12

9-14

6-10

72-170

7-10

8-12

6-9

56-120