3.35. При глубине арьерсцены, соответствующей рабочей зоне сцены, имеются возможности осуществить механически, движением по направлению оси сцены: единовременное изменение рельефа сцены либо смену объемных декораций по всей рабочей зоне сцены или частично, обеспечить переменное положение круга вплоть до его выдвижения на авансцену, а также распространить действие далеко в глубину зала за пределы сцены.

При уменьшении глубины арьерсцены до величины по табл. 2 сохраняются только возможности некоторого распространения действия в глубину и попланной смены объемных декораций и рельефа на части сцены движением вдоль оси сцены. Отсутствие арьерсцены лишает театр перечисленных возможностей.

При ширине каждого из двух карманов, соответствующей рабочей зоне сцены, имеются возможности осуществить механически, движением перпендикулярно оси сцены: единовременное изменение рельефа сцены или смену объемных декораций по всей рабочей зоне сцены либо частично, а также "челночно" (попеременно в одной плоскости), обеспечить переменное положение круга.

При уменьшении глубины карманов до величины по табл. 2 сохраняется только возможность "челночной" смены объемных декораций или рельефа на части сцены. Отсутствие одного из карманов уменьшает постановочные возможности сцены, не позволяя осуществлять "челночную" смену декораций или рельефа сцены. Отсутствие обоих карманов лишает сцену перечисленных возможностей.

3.36. Схема 1 с увеличенными карманами и барьерсценой предоставляет максимум перечисленных возможностей. Все остальные схемы и варианты в той или иной степени снижают постановочные возможности сцены.

Традиционный вариант схемы 1 (рис. 10) — наиболее отработанная и повсеместно применяемая схема. Все схемы с увеличенными для размещения соответствующего оборудования карманами и (или) арьерсценой дороже, более трудоемки в изготовлении и эксплуатации, нежели традиционный вариант; применяются в отечественной практике редко.

3.37. Применение сцен рекомендуется осуществлять согласно табл. 3.

3.38. Колосниковый настил располагается перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м.

Высота над колосниковым настилом в свету принимается, нe менее: для сцены — 2,4; при наклонном перекрытии в низкой части сцены — 1,8; для арьерсцены — 1,6.

3.39. По боковым и задней стенам сцены предусматриваются ярусы рабочих галерей. Нижнюю галерею рекомендуется располагать на 1 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м.

Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола принимается от 2,5 до 3 м по всей высоте сцены. Ширину(в свету) рабочих галерей, расположенных на боковых стенах, рекомендуется принимать: при установке электроприводов подъемов на галереях — 2,8 м, при установке электроприборов за пределами сценической коробки, при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях — 1,5 - 1,8 м. Ширину рабочих галерей (обходных мостиков) на задней стене сцены рекомендуется принимать не менее 0,8 м.

Между боковыми рабочими галереями возможно предусматривать переходные мостики шириной не менее 0,6 м.

Рабочие галереи и переходные мостики проектируются со сплошным настилом из шпунтованных сосновых досок толщиной не менее 0,06 м, ограждением высотой не менее 1,2 м и отбойным брусом высотой не менее 0,15 м.

3.40. Высоту проема из арьерсцены на сцену рекомендуется принимать более высоты строительного портала на 0,5-2,5 м, определяя промежуточные величины в прямой зависимости от размера сцены.

Высоту проема из кармана на сцену рекомендуется принимать для сцен С-1 — С-3 на 0,5 м более высоты строительного портала, а сцен С-4 и С-5 — равной его высоте.

3.41. Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов проектируются в одном уровне.

Рис. 10. Схема построения глубинной колосниковой сцены в плане и по высоте (традиционный вариант)

1 - дымовые клапаны; 2 - штанкетная площадка; 3 - колосники сцены; 4 — рабочие галереи; 5 - трюм; 6 - вращающиеся круг и кольцо врезного типа; 7 - арьерсцена; 8 - крышка сейфа для скатанных декораций; 9 - сцена; 10 - карман сцены; 11 - авансцена; 12 - проем оркестровой ямы; Ш - ширина сцены; Г - глубина сцены; В - высота сцены; Шк - ширина кармана; Гк - глубина кармана; Вк - высота кармана; Шар - ширина арьерсцены; Гар - глубина арьерсцены; Шс - ширина строительного портала; Ши - ширина игрового портала;

Га - глубина авансцены; Шяп - ширина проема оркестровой ямы

Таблица 3

Вместимость большого зрительного зала, мест

Сцена

Ширина игрового портала, м

500-600

С-1

7

500-800

С-2

8

700-1200

С-3

10

1100-1500

С-4

12

1500 и более

С-5

14

Таблица 4

Театр

Ширина, м, не менее

оркестровой ямы

проема

Драматический и музыкально-драматический

3

2

Музыкальной комедии

4,5

3,5

Оперы и балета

6

4,5

3.42. Под планшетом сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцен по табл. 2.

Высоту трюма до низа выступающих конструкций рекомендуется принимать не менее 2,2 м.

В случае применения накладного планшетного оборудования, врезного вращающегося круга, круга с кольцом (кольцами), а также при отсутствии подобного оборудования трюм проектируется одноэтажным.

При проектировании барабанного круга, подъемно-опускных площадок и иного подобного сценического оборудования количество этажей трюма определяется проектом.

3.43. Авансцена проектируется выпуклой в зал, прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены (калиперы) могут быть продолжены до пересечения их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не менее ширины строительного портала.

С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых рядов зрительских мест предусматриваются не менее двух лестниц-сходов или пандусов, ведущих к проходам зала. Возможно также устройство сплошной лестницы по периметру авансцены. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрытом занавесе сцены.

3.44. Размеры оркестровой ямы рекомендуется принимать по табл. 4.

Высоту (от уровня пола до низа выступающих конструкций) рекомендуется принимать — 2,1 — 2,4 м.

Площадь на одного артиста оркестра рекомендуется не менее 1,3 м2.

Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы; возможна трансформация ее барьера и пола.

Нависание авансцены над оркестровой ямой составляет 1/3 ширины последней в драматических и музыкально-драматических театрах и 1/4 — в театрах музыкальной комедии, оперы и балета. По сторонам проема оркестровой ямы у боковых стен зрительного зала оставляются участки авансцены шириной не менее 1,2 м. При нависании авансцены над оркестровой ямой возможно устройство ступенчатого пола оркестровой ямы с понижением в сторону сцены. Размеры ступеней — ширина не менее 1,5 м, высота не более 0,2 м.

В том случае, если оркестровая яма находится в пределах сценической коробки, над ней устраивается звукоотражающий козырек, убираемый в случае перекрытия проема оркестровой ямы в уровне планшета.

Трансформации оркестровой ямы, преследующие цель ее многофункционального использования — по назначению, для увеличения авансцены, для увеличения вместимости зрительного зала — см. подраздел "Трансформации демонстрационного комплекса".

3.45. Для обслуживания рабочих галерей и верхней части сцен предусматриваются две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила (при вместимости зала менее 800 мест возможно от уровня пола нижней рабочей галереи).

Разновидности глубинной колосниковой сцены и иные типы сцен

3.46. В практике проектирования театров иногда применяются разновидности глубинной колосниковой сцены с дополнительными сценическими площадками. Их устройство связано с изменениями в функционально-технологической организации демонстрационного комплекса, помещений, обслуживающих сцену, а также в оснащении.

3.47. Особенность трехпортальной и панорамной сцен частичный охват зрительного зала. При трехпортальной сцене по обе стороны обычной глубинной сцены устраиваются дополнительные порталы. Игровое пространство за ними имеет глубину 3-6 м. Такие дополнительные площадки образуются на основе карманов, если карманы развернуты под острым углом относительно оси демонстрационного комплекса, или организуются в пространстве зрительного зала у боковых стен.

В панорамной сцене проектируется единое портальное отверстие, расширяющее постановочные возможности, но осложняющее конструктивное и технологическое решения сцены и зала.

При панорамной, как и при трехпортальной сцене, стремятся к достижению видимости боковых участков сцены со всех мест зала на минимальную глубину 2-3 м. Упрощенный вариант панорамной сцены— авансцена с боковыми крыльями (калиперами).

Кольцевая сцена - максимальное окружение зрителей действием — может вращаться вокруг амфитеатра или зона мест может поворачиваться к участкам неподвижной кольцевой сцены. В сочетании с глубинной сценой может применяться в виде кольцевых игровых проходов вокруг зрительских мест.

3.48. Сцены, основанные на частичном окружении сценической площадки зрителями — увеличенная авансцена, трехсторонняя сцена — довольно часто сочетаются с глубинной сценой. Центральная сцена — с расположением зрителей вокруг нее — редко встречается в театрах большой вместимости в комплексе с глубинной сценой. Пределом включения действия в среду зрителей является дисперсная сцена с рассредоточением нескольких игровых площадок в зоне зрительских мест. Все сценические площадки подобного типа резко меняют условия обозрения. Это влечет за собой изменения формы зрительного зала.

3.49. Примеры разновидностей глубинной сцены с дополнительными стационарными сценическими площадками приведены на рис. 11, стационарных иных типов сцен (без сочетания их с глубинной колосниковой сценой) — на рис. 12. Размеры некоторых этих типов сцен см. в табл. 9. Вопросы трансформации см. подраздел "Трансформации демонстрационного комплекса".

Рис. 11. Схемы разновидностей глубинной колосниковой сцены

а — с боковыми сценическими площадками; б — с увеличенной авансценой; в — с игровыми окнами в стенах зрительного зала или сцены; г — с игровыми балконами или галереями в зале; д, е — с трансформацией в центральную сцену

Рис. 12. Схемы нетрадиционных типов сцен

а - панорамная; б - кольцевая; в - трехсторонняя; г, д - центральная; е - дисперсная

3.50. При проектировании разновидностей глубинной сцены претерпевают изменения технологические коммуникации. Помещения для ожидания выхода размещаются вблизи сценических площадок в зале. Частичное приближение к зрительному залу желательно обеспечивать и для артистических уборных. Приближение это может быть тем больше, чем глубже входит действие в пространство зрительного зала. Дополнительные сцены с частичной или полной изоляцией от глубинной сцены предполагают свою систему выходов — непосредственно из глубинной сцены (на панорамную, трехпортальную, трехстороннюю сцену или развитую авансцену) через специальные проходы в зале, снизу или из публики (на трехстороннюю и центральную сцены).

3.51. Оформление спектакля на вынесенных в зрительный зал сценических площадках состоит в основном из мебели, бутафории, реквизита. Организация подачи оформления зависит от типа, размера и степени связи сценической площадки с глубинной сценой. Оформление спектакля может подаваться непосредственно со сцены на увеличенную авансцену, трехпортальную, панорамную и трехстороннюю сцены, из карманов глубинной сцены на трехпортальную и панорамную сцену, может перемещаться на них в уровне планшета с помощью специального механического оборудования (например, накатной площадки фуры со сцены или из дополнительных карманов; круга, выходящего за пределы глубинной сцены и пр.). Оформление может опускаться сверху на площадку любого типа точечными подъемами либо подаваться снизу на центральную и трехстороннюю сцены с помощью подъемно-опускных площадок. Наличие сценических площадок в зале приводит к целесообразности их противопожарной защиты (например, к размещению противопожарного занавеса по границе увеличенной авансцены).

3.52. Влияние разновидностей глубинной сцены испытывают также акустическое благоустройство зрительного зала из-за меняющегося положения источника звука и условия видимости — из-за появления добавочных точек наблюдения (см. справочное пособие "Общие рекомендации").

Трансформации демонстрационного комплекса

3.53. Для удовлетворения требований, возникающих при проведении в одном зале спектаклей, различных по жанру и сценическим решениям, а также мероприятий другого рода общественных, кинопоказа, концертов и т.п. применяются трансформации сцены и зрительного зала. Вопрос необходимости трансформации оговаривается заданием на проектирование. Возможны планировочные и пространственные трансформации, а также их различные сочетания.

3.54. Особенностью планировочной трансформации является ее вспомогательный характер. Создавая варианты архитектурно-планировочных решений сцены и зала, она обеспечивает компромиссные условия для проведения различных мероприятий, не затрагивая основные параметры зала — форму и объем. Употребляются три основных вида планировочной трансформации, решающих различные задачи.