Осуществляется эта трансформация путем раскрытия задней или боковых стен сцены, потолка, боковых стен зала.

Основные средства трансформации аналогичны применяемым во втором виде пространственной трансформации, кроме трансформируемого покрытия зала, позволяющего превращать зал в летний (открытый) театр.

Примеры с применением видов, средств и способов пространственной трансформации приведены на рис. 17, 18.

Помещения технологического обеспечения сцены

3.64. Помещения технологического обеспечения обычно размещаются:

осветительные боковые ложи — у боковых стен зала;

помещение выносного софита — над зрительным залом;

светопроекционная, светоаппаратная — за задней стеной зрительного зала;

помещение для фронтального выносного освещения (фронтальная осветительная ложа), звукоаппаратная, кабины дикторов и переводчиков, ложа звукооператора — за задней стеной зрительного зала или у этой стены со стороны зала;

рирпроекционная - за задней стеной сцены или арьерсцены, тиристорная — вблизи сцены.

3.65. Осветительные боковые ложи размещаются в зоне, ограниченной углами (в плане) 55 и 65° к продольной оси зала с вершиной, расположенной на передней границе авансцены. Ширина проема осветительной ложи принимается не менее 1,8 м.

Количество осветительных боковых лож с каждой стороны зрительного зала принимается не менее двух.

Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены принимается не менее 2,5 м; а расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, — не менее 2,5 м. Глубина лож проектируется не менее 2 м.

3.66. Помещение выносного софита высотой и шириной не менее 2 м размещается над зрительным залом таким образом, чтобы оптические оси осветительных приборов располагались в зоне, ограниченной лучами к горизонтальной плоскости: от 50 до 60° с вершиной на расстоянии 1 м от передней границы авансцены (барьера оркестровой ямы) в сторону сцены; от 9 до 15-20° с вершиной на уровне верха игрового портала, состоящей на 1 м от красной линии в глубину сцены.

3.67. В связи с возможностью устройства сценических площадок в зале изменяются расположение и количество помещений или трехсторонней сцены от линии игрового портала до их обреза более 8 м рекомендуется устраивать по два вертикальных ряда осветительных боковых лож с обеих сторон зала и два ряда помещений выносного софита (рис. 19).При устройстве боковых крыльев авансцены и. панорамной или трехсторонней сцен желательно устройство помещений выносного софита, соответственно ориентированных на обращенные к зрителям кромки этих площадок.

Рис. 19. Схема размещения помещений технологического обеспечения сцены при увеличенной авансцене

1 - игровой портал; 2 - увеличенная авансцена; 3 - боковая осветительная ложа;

4 - помещение выносного софита; 5 - фронтальная осветительная ложа; ?? - 55 - 65°;

?? - 50 - 60°;?? - 9-15-20°

3.68. Фронтальная осветительная ложа размещается таким образом, чтобы ось помещения находилась в пределах ширины игрового портала. При невозможности размещения помещения в указанных пределах предусматриваются два помещения размером по фронту ориентировочно 4 м каждое Уровень пола фронтальной осветительной ложи рекомендуется располагать не ниже верха игрового портала.

3.69. Светопроекционную рекомендуется размещать так, чтобы угол отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии сцены не превышал:

в горизонтальной плоскости 9°

в вертикальной плоскости при проекции:

сверху вниз 9°

снизу вверх 3°

Размещение светопроекционной или кинопроекционной в указанных пределах определяется заданием на проектирование.

Длина помещения светопроекционной принимается по проекту и ориентировочно составляет для сцен, м:

С-4 и С-5 5

С-2 и С-3 4

С-1 3

Уровень пола светопроекционной проектируется выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м.

3.70. Уровень пола рирпроекционной, как правило, предусматривается на высоте от уровня пола арьерсцены, равной половине высоты строительного портала.

3.71. Светоаппаратная, как правило, размещается в пределах проекции строительного портала на заднюю стену зала.

Длина помещения светоаппаратной определяется проектом и ориентировочно составляет для сцен, м:

С-4 и С-55

С-1 и С-34

Уровень пола размещается выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м.

3.72. Звукоаппаратную, кабину диктора (речевую) и переводчиков, а также ложу звукооператора (звукорежиссера), рекомендуется размещать с обеспечением прямой видимости сцены.

Помещение звукоаппаратной возможно предусматривать без обеспечения прямой видимости сцены в случае, когда видимость обеспечивается из ложи звукооператора.

3.73. В случае, когда из театра предполагается вести телепередачи, предусматривается в его составе телевизионный полустационар, расположенный на первом этаже с отдельным входом и окном для подачи кабелей. При телевизионном полустационаре проектируются два аппаратных помещения площадью не менее 8 м2 каждое и площадка для размещения у здания передвижной телестанции (ПТС) не менее чем на 5 автомашин. Площадка для ПТС непосредственно примыкает к полустационару, обеспечивает разворот машин станции и имеет выход на проезжую часть улицы или дороги. Расстояние от полустационара до места съемок с учетом пути прокладки кабелей не превышает 250 м. На крыше здания устраивается площадка для антенны площадью не менее 5 м2.

ПОМЕЩЕНИЯ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ СЦЕНУ

Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные

3.74. Помещения ожидания выхода на сцену одновременно служат для быстрого переодевания и быстрой перегримировки или поправки грима, для отдыха в перерывах между выходами или последней разминки, для оказания первой помощи, для оперативной связи исполнителей с костюмерами и реквизиторами.

3.75. В практике существует два вида помещений ожидания выхода на сцену. Первый — для драматических и музыкально-драматических театров несколько меньший по размерам, обладает большей степенью комфорта. Второй — для музыкальных театров, имеет дополнительно зону разминки с соответствующим оборудованием. Он рекомендуется также для театров юного зрителя, пантомимы и других, искусство которых связано с интенсивным движением.

3.76. Площадь помещения ожидания выхода на сцену определяется из расчета единовременного количества артистов, м2 на одного артиста в каждом помещении, не менее: для драматического и музыкально-драматического театров — 1,7; театра музыкальной комедии — 1,8; оперы и балета —1,9.

С учетом расстановки оборудования, каждое из помещений ожидания выхода на сцену обеспечивает возможность пребывания: в драматических и музыкально-драматических театрах от 10 до 15 исполнителей, в театрах музыкальной комедии — от 15 до 20, в театрах оперы и балета до 25 участников спектакля. Примеры планировки помещения ожидания выхода и состав оборудования приведены на рис. 20.

Рис. 20. Примеры планировки помещений ожидания выхода на сцену (стрелкой показано направление выхода на сцену)

а - для драматических театров (единовременное пребывание 12 актеров); б - для театров музыкальной комедии, оперы и балета (единовременное пребывание 18-20 актеров);

1 - банкетки; 2 - диван; 3 - кресло; 4 - внутренний телефон; 5 — устройство для питьевой воды; 6 - место для перегримировки с гримировальным столом и трехстворчатым зеркалом;

7 - место для быстрого переодевания с большим зеркалом; 8 - место для разминки;

9 - санитарный узел

3.77. Предусматривается надежная звукоизоляция помещений ожидания выхода от сцены, что особенно существенно при размещении их в зоне первых планов. Принимаются специальные меры к тому, чтобы свет из помещения не попадал на сцену.

Противопожарная дверь, ведущая на сцену, открывается внутрь помещения, а дверь в комнату ожидания выхода наружу. Размеры обеих дверей — ширина не менее 1 м и высота не менее 2,2 м.

Для драматических и музыкально-драматических театров покрытие пола рекомендуется выполнять рулонно-ворсовым ковром, возможны линолеум или рулонный пластик. Для балетных театров рекомендуются дощатые полы в зоне разминки и любое из указанных выше покрытий в остальных местах помещения.

3.78. Артистические уборные предназначены для переодевания в сценический или репетиционный костюм, наложения и снятия грима, гигиенических процедур, отдыха, отдельных этапов репетиционной работы и специального тренинга, работы с текстом и иными материалами.

3.79. В зависимости от числа артистов в помещении артистических уборные подразделяются на индивидуальные, рассчитанные на одного исполнителя, групповые — от 2 до 6 чел. и общие (или массовые), вмещающие более 6 артистов.

Для театральных зданий различного назначения (жанра) выполняются три основных вида артистических уборных: помещения драматических, музыкально-драматических актеров; вокалистов музыкальных театров; уборные балетных артистов.

В практике существует еще несколько разновидностей уборных, выполняемых по специальному заданию заказчика. Это — особые помещения для детей, занятых в спектаклях, уборные с расширенным составом помещений (кабинет, гримоуборная, ванная с санитарным узлом, массажная) для артистов, совмещающих прямые функции с административными и общественными (художественный руководитель, директор, депутат и т.д.), артистические уборные вокалистов, совмещенные с комнатами для занятий, комнаты для артистов ТЮЗов и театров кукол и пр. Все эти помещения значительно отличаются от основных видов по своим размерам и технологическому оборудованию.

3.80. Обычно индивидуальные артистические уборные закрепляются за артистами высшей категории и ведущими артистами труппы. Принято считать, что для драматических и музыкально-драматических трупп их число составляет около 1/3, а для музыкальных театров около 1/4. Возможно размещение ведущих артистов в групповые артистические уборные на 2 и 3 чел.

Артисты вспомогательного состава, мимического ансамбля, кордебалета и, частично, хора музыкальных театров занимают обычно общие уборные (на 12 чел.) и групповые (на 6 чел.). Актеры драмы II штатной категории занимают места в групповых уборных на 4 и 6 чел.

Количество и категория артистов театра в настоящее время и на перспективу предоставляются театром (ориентировочное представление о количестве артистов дает прил. 5).

3.81. Принцип, положенный в основу рекомендуемого варианта (табл. 5) распределения штатного состава труппы по артистическим уборным носит название "ансамблевого", так как он создает максимально благоприятные условия для основного творческого ядра актерского коллектива. Противоположной структурой распределения является "звездная", широко практикуемая за рубежом, когда для одного-двух исполнителей - "звезд" создаются условия сверх комфорта, а для остальных — необходимый минимум. В несколько трансформированном виде эта система может быть использована и в наших условиях (реконструкции, для малых сцен или театральных студий, в тех случаях, когда сценическая часть здания резко ограничена).

Таблица 5

Театр

Среднее

Количество помещений

Всего

число артистов в

индивидуальных на

групповых на

общих на 12 чел.

артистических

труппе

1 чел.

2 чел

3 чел.

4 чел.

16 чел.

уборных

Драматический

30

4

5

2

1

1

13

40

4

5

2

5

16

Музыкально-

50

6

7

2

6

21

драматический

60

8

8

4

6

26

Музыкальной

80

8

6

8

2

2

26

комедии

110

10

9

10

4

2

2

37

Оперно-

150

14

11

14

6

4

2

51

балетный

190

20

14

14

10

6

2

66

3.82. Площади артистических уборных на одного артиста рекомендуется принимать согласно табл. 6.

3.83. Примеры планировочных решений артистических уборных с расстановкой основного оборудования приведены на рис. 21—23.

3.84. В театрах музыкальной комедии, оперы и балета целесообразно объединение артистических уборных вокалистов, рассчитанных на одного человека, с комнатами для занятий. По условиям акустики такое помещение не может быть менее 16 м2. Для него также предусматриваются повышенные требования к звукоизоляции с тем, чтобы работа солиста не мешала окружающим.