Примечания: 1. Наименьшие и наибольшие размеры сцен принимаются по заданию на проектирование, либо в соответствии с принятым архитектурно-планировочным решением. 2. Размеры сцены в плане даны без привязки стен к осям. 3. Высоту глубинной сцены в залах вместимостью до 300 мест возможно принимать равной высоте зала от уровня пола первого ряда до низа выступающих конструкций. При вместимости свыше 300 чел. высота сцены может быть увеличена по отношению к высоте зала. При устройстве колосников высота сцены принимается от уровня планшета до верха колосникового настила.
3.155. Помещения выносного софита и осветительных боковых лож в малом зале возможно заменять софитными галереями в первом случае и открытым размещением приборов — во втором. Количество их зависит от степени трансформации сценической площадки.
3.156. При размещении помещения светоаппаратной ее положение обеспечивает видимость сцены при ее трансформации; в залах свободного пространства — не менее 75% площади зала.
В малых залах, в соответствии с заданием на проектирование возможно размещение кинопроекционной и светопроекционной.
3.157. Помещение тиристорной размещается вблизи малого зала. Для залов вместимостью от 100 до 200 зрителей тиристорная и светоаппаратная могут совмещаться.
3.158. Склады бутафории, мебели, реквизита, объемных декораций располагаются в непосредственной близости от сцены. Связь между складом декораций и сценой (залом свободного пространства) целесообразно осуществлять через тамбур или технологический коридор, обеспечивая беспрепятственную подачу декораций на сцену. Склады проектируются с технологической связью со складами текущего сезона основной сцены.
3.159. Кладовые средств малой механизации и мебели для трансформируемых залов вместимостью до 300 зрителей возможно совмещать со складом объемных и станковых декораций.
3.160. Артистические уборные при малом зале располагаются вблизи сцены с возможностью доступа в помещения ожидания выхода на сцену и помещения зрительского комплекса (для трансформируемых залов). Ориентировочное количество артистов в помещениях артистических уборных принимаются в зависимости т вместимости залов по табл. 10.
Таблица 10
Вместимость зала, мест |
Количество |
|
|
артистов в помещении |
помещений |
100-300 |
2 |
2 |
|
6 |
2 |
300-500 |
3 |
1 |
|
6 |
1 |
3.161. Помещения ожидания выхода на сцену в трансформируемых залах можно заменять коридором шириной не менее 1,5 м.
3.162. Примерные состав и минимальные площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену, приведены в прил. 4.
3.163. Применение в малых залах трансформации ориентируется на преобладание ручных способов — в этом принципиальное своеобразие трансформации малых залов. Виды, способы и средства трансформации — см. подраздел "Трансформации демонстрационного комплекса".
Для залов с глубинной сценой типичен прием трансформации, сохраняющей без изменения зону зрительских мест. В этом случае сцена может видоизменяться путем раскрытия порталов (переход к беспортальной сцене) или перемещения порталов в глубину сцены вдоль ее оси (увеличение или уменьшение глубины), устройства боковых порталов и пр. При проектировании залов с глубинной сценой и вместимостью до 250 зрителей возможно формирование сцены из стационарной части и сборных элементов, составляющих не более половины площади сцены. При переходе к иным типам сцены трансформации могут затрагивать площадь всего малого зала. При любых типах сцены в игровых целях целесообразно использовать галереи, ложи, дверные проемы, проходы в зале и пр.
3.164. К наиболее распространенным средствам трансформации, применяемым в малых залах, относятся переносные стулья и элементы сцены, телескопически складывающиеся трибуны-блитчеры, простейшие поворотные устройства, подвесные секции со зрительскими местами, разделительные экраны и перегородки. В качестве дополнительных средств применяются подъемно-опускные площадки, меняющие рельеф пола зала, кран-балки, подъемники и средства малой механизации, с помощью которых осуществляются перестановки в зале.
Переносные стулья и кресла рекомендуется преимущественно применять в залах свободного пространства, но продолжительность и трудоемкость работ ограничивает их применение вместимостью 250 зрителей.
Применение подвижных секций, разделительных экранов и перегородок возможно при всех вместимостях зала.
Блитчеры рекомендуется применять в залах вместимостью свыше 200 зрителей, а поворотные устройства — свыше 300 зрителей.
3.165. Планировочная особенность залов, в которых применяются перечисленные средства трансформации – наличие резерва площади или люфта, увеличивающего площадь малого зала до 7%. Эта величина складывается из разницы площадей сцен, оборудуемых в зале (глубинной, трехсторонней, центральной) и площади, необходимой для осуществления трансформации и зависящей от выбранного средства или комбинации средств трансформации. Примеры схем малых залов приведены на рис. 42.
Рис. 42. Примеры схем малых залов
а - трансформации зала на основе передвижных секций зрительских мест; б - залы с нетрансформируемой сценой; в - залы с вращающимися креслами
3.166. При проектировании помещений малого зала и помещений его обслуживания недостающие в настоящем разделе рекомендации восполняются данными предшествующих разделов.
Приложение 1
Примерный состав и минимальные площади помещений, м2, театральных зданий
Помещения |
Театры |
||||||
|
драматический и музыкально-драматический |
музыкальной комедии |
оперы и балета |
||||
|
со сценами |
||||||
|
С-1 |
С-2 |
С-3 |
С-3 |
С-4 |
С-4 |
С-5 |
ПОМЕЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА |
|||||||
По расчету, пп. 3.4—3.6 |
|||||||
ПОМЕЩЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА |
|||||||
Зрительный зал |
По расчету, п. 3.38 |
||||||
Сцена |
205 |
300 |
415 |
415 |
550 |
550 |
610 |
Арьерсцена |
30 |
80 |
100 |
100 |
180 |
180 |
200 |
Карман |
65 |
85 |
130 |
130 |
210 |
210 |
245 |
Трюм |
205 |
300 |
415 |
415 |
550 |
550 |
610 |
Авансцена |
По расчету. п. 3.36 |
||||||
Оркестровая яма |
То же, п. 3.44 |
||||||
Помещения технологического обеспечения сцены |
|||||||
Звукофикация и связь |
|||||||
Звукоаппаратная |
16 |
16 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Ложа звукооператора |
— |
— |
— |
6 |
8 |
8 |
8 |
Кабина директора (речевая) |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Кабина переводчика (в национальных театрах) |
(6) |
(6) |
(6) |
(6) |
(6) |
(6) |
(6) |
Электротехнические помещения |
|||||||
Светопроекционная |
18 |
18 |
18 |
18 |
27 |
27 |
27 |
Светоаппаратная |
15 |
15 |
15 |
15 |
24 |
24 |
24 |
Ложа осветительная фронтальная |
18 |
18 |
18 |
18 |
22 |
22 |
22 |
Рирпроекционная |
18 |
18 |
18 |
18 |
24 |
24 |
24 |
Тиристорная |
80 |
80 |
80 |
80 |
120 |
120 |
120 |
Для электроприводов противопожарного занавеса |
(12) |
(12) |
(12) |
(12) |
(12) |
(12) |
(12) |
Щитовая |
40 |
40 |
46 |
100 |
100 |
100 |
200 |
Для выносного софита |
(12) |
(12) |
(16) |
(20) |
(24) |
(24) |
(28) |
Ложа звукооператора |
— |
— |
— |
6 |
8 |
8 |
8 |
ПОМЕЩЕНИЯ, ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ СЦЕНУ |
|||||||
Для творческого персонала |
|||||||
Артистические уборные |
По расчету, п. 3.82 |
||||||
Помещения ожидания выхода на сцену |
По расчету, п. 3.76 |
||||||
Дежурные костюмерные (мужские и женские) |
20 |
20 |
20 |
25 |
30 |
30 |
40 |
Дежурные гримерно- парекмахерские (мужские и женские) |
20 |
20 |
20 |
30 |
40 |
40 |
50 |
Помощников режиссера |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Для отдыха артистов |
22 |
25 |
30 |
30 |
35 |
35 |
40 |
Курительная и санитарные узлы при сцене |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
15 |
Отдыха и переодевания артистов оркестра |
— |
— |
— |
40 |
55 |
75 |
95 |
Отдыха дирижера |
— |
— |
— |
10 |
10 |
12 |
15 |
Инспектора оркестра |
— |
— |
— |
8 |
8 |
8 |
8 |
Гардеробная оркестра |
— |
— |
— |
12 |
12 |
12 |
15 |
Помещение для занятий артистов оркестра и настройки инструментов |
— |
— |
— |
20 |
25 |
25 |
40 |
Кладовая музыкальных инструментов |
— |
— |
— |
10 |
12 |
15 |
20 |
Библиотека и архив нот |
— |
— |
— |
25 |
25 |
25 |
30 |
Для технического персонала |
|||||||
Постановочной части |
10 |
10 |
10 |
10 |
15 |
15 |
15 |
Зав. монтировочной части |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Среднего руководящего персонала |
20 |
20 |
25 |
25 |
30 |
35 |
35 |
Для отдыха монтировочного персонала сцены (два) |
20 |
20 |
25 |
25 |
30 |
30 |
40 |
Репетиционные помещения |
|||||||
Репетиционные залы |
По расчету, п. 3.88 |
||||||
Вспомогательные помещения при репетиционных залах |
120 |
130 |
130 |
165 |
180 |
225 |
225 |
Для занятий артистов |
— |
30 |
30 |
40 |
50 |
50 |
80 |
Студия звукозаписи |
— |
— |
— |
30 |
40 |
40 |
60 |
Аппаратная звукозаписи |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
Фонотека |
6 |
8 |
8 |
12 |
12 |
12 |
12 |
Склады |
|||||||
Дежурные при сцене |
|||||||
Объемных и станковых декораций |
120 |
180 |
200 |
240 |
260 |
260 |
350 |
Сценической электроаппаратуры и электрореквизита |
20 |
25 |
25 |
25 |
30 |
30 |
30 |
Мебели, бутафории и реквизита с отделением исходящего реквизита |
35 |
40 |
45 |
55 |
60 |
60 |
80 |
Сейф скатанных декораций |
28 |
32 |
41 |
41 |
49 |
49 |
57 |
Склад звукотехнической аппаратуры |
10 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Склады текущего сезона |
|||||||
Объемных и станковых декораций |
По расчету, п. 3.105 |
||||||
Сценической электроаппаратуры и электрореквизита |
20 |
25 |
25 |
25 |
30 |
30 |
30 |
Мебели, бутафории и реквизита |
40 |
40 |
50 |
70 |
80 |
80 |
110 |
Костюмов, головных уборов и белья |
60 |
70 |
95 |
105 |
150 |
150 |
180 |
Обуви |
10 |
15 |
15 |
20 |
20 |
20 |
25 |
Пастижерских изделий |
— |
— |
— |
— |
— |
10 |
12 |
Кладовая машиниста сцены |
30 |
35 |
45 |
45 |
50 |
50 |
60 |
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ |
|||||||
Помещения для административного и художественного руководства и хозяйственного персонала |
|||||||
Главного режиссера |
16 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
20 |
Директора |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
25 |
Заместителя директора |
10 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
15 |
Секретаря и управления делами |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
15 |
Главного дирижера |
— |
— |
— |
15 |
18 |
18 |
20 |
Главного хормейстера |
— |
— |
— |
10 |
10 |
10 |
10 |
Главного балетмейстера |
— |
— |
— |
10 |
10 |
10 |
10 |
Заведующего труппой и репертуаром |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
Заведующего музыкальной частью |
— |
— |
— |
8 |
8 |
10 |
10 |
Заведующего литературной частью |
10 |
10 |
10 |
— |
— |
— |
— |
Заведующего постановочной частью |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
Инспектора хора |
— |
— |
— |
6 |
6 |
8 |
8 |
Ассистентов режиссера, дирижера, хормейстера и балетмейстера |
— |
— |
— |
10 |
10 |
10 |
10 |
Концертмейстеров и репетиторов |
— |
— |
— |
15 |
15 |
20 |
20 |
Режиссерского управления |
10 |
15 |
15 |
15 |
20 |
20 |
20 |
Очередных режиссеров |
10 |
10 |
12 |
— |
— |
— |
— |
Канцелярия |
— |
— |
— |
8 |
8 |
10 |
12 |
Бухгалтерия и кабина кассира |
15 |
20 |
20 |
20 |
25 |
30 |
30 |
Общественных организаций (две) |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Главного инженера |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
15 |
Руководящего технического персонала |
10 |
10 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Заведующего хозяйством |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Отдела кадров |
— |
10 |
10 |
12 |
12 |
12 |
12 |
Врача и ингаляционной |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
20 |
25 |
Коменданта |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Буфет работников театра с подсобной |
По расчету, п. 3.141 |
||||||
Архив |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
8 |
10 |
Библиотека, фонотека, видеотека |
30 |
30 |
40 |
40 |
50 |
50 |
60 |
Вестибюль с гардеробом |
25 |
30 |
30 |
30 |
40 |
50 |
90 |
Санитарные узлы |
По расчету, п. 3.140 |
||||||
Инженерно-эксплуационные помещения |
|||||||
Аппаратная технологической связи |
10 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
АТС и электрочасовая станция |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
20 |
Радиомастерская |
10 |
10 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Мастерские и кладовые службы эксплуатации здания |
По заданию театра |
||||||
Материальный склад |
25 |
30 |
30 |
30 |
30 |
40 |
50 |
Пожарный пост-диспетчерская |
22 |
22 |
25 |
25 |
25 |
27 |
32 |
Диспетчерская служба |
15 |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
25 |
Комната для хранения инвентаря |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
8 |
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ |
|||||||
Изготовление мягких декораций |
|||||||
Живописно-декорационная мастерская |
По расчету, п. 3.143 |
||||||
Макетная |
15 |
15 |
18 |
18 |
20 |
20 |
30 |
Комната для приготовления красок с мойкой и сушкой |
10 |
12 |
12 |
12 |
15 |
15 |
15 |
Кладовая красок |
10 |
10 |
13 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Комната художников |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Обойно-драпировочная мастерская |
20 |
20 |
30 |
30 |
40 |
40 |
50 |
Красильная |
20 |
28 |
25 |
25 |
30 |
30 |
35 |
Мастерская росписи тканей |
20 |
30 |
35 |
35 |
35 |
35 |
40 |
Изготовление объемных декораций |
|||||||
Столярная с сушильной |
90 |
96 |
96 |
96 |
96 |
96 |
96 |
Слесарная с участком сварки |
50 |
60 |
60 |
60 |
70 |
70 |
70 |
Помещение для монтажа станковых декораций |
83 |
96 |
126 |
126 |
160 |
160 |
198 |
Бутафорская с кладовыми оперативного хранения |
35 |
45 |
50 |
50 |
55 |
55 |
70 |
Навес для лесоматериалов и труб |
(13) |
(15) |
(20) |
(20) |
(30) |
(30) |
(40) |
Изготовление костюмов, обуви и париков |
|||||||
Пошивочная |
30 |
46 |
60 |
60 |
75 |
75 |
110 |
Примерочная |
4 |
6 |
8 |
10 |
15 |
20 |
25 |
Закройная |
9 |
9 |
10 |
10 |
12 |
12 |
15 |
Трикотажная |
— |
— |
— |
— |
18 |
18 |
20 |
Мастерская головных уборов |
— |
— |
— |
— |
15 |
15 |
15 |
Пропиточная |
15 |
15 |
17 |
17 |
20 |
20 |
25 |
Постирочная, сушильная и гладильная |
25 |
25 |
33 |
38 |
40 |
40 |
50 |
Пастижерская |
— |
— |
— |
11 |
11 |
11 |
18 |
Обувная |
10 |
10 |
10 |
17 |
18 |
18 |
20 |
|
Руководство мастерских |
||||||
Комната администрации |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Комната художника-конструктора |
— |
— |
— |
8 |
8 |
8 |
10 |
Технический архив |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Бытовые помещения |
По расчету, пп. 3.139-3.140 и СНиП 2.09.04-87 |
||||||
Фотолаборатория |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Ремонтно-поделочная мастерская - (при отсутствии производственных помещений в театре) |
(50) |
(55) |
(70) |
(75) |
(75) |
(75) |
(80) |