3.91. При любом взаимном расположении большого демонстрационного комплекса и БРЗ (СРЗ) обеспечивается надежная акустическая изоляция между ними.

Рис. 27. Пример планировки большого репетиционного зала театров музыкальной комедии или оперы и балета с шириной игрового портала 12 м

а - план большого репетиционного зала; б - план в варианте студийно-репетиционного зала; в - продольный разрез в варианте студийно-репетиционного зала; экспликацию оборудования см. на рис. 26

3.92. Площади вспомогательных помещений при БРЗ или СРЗ принимаются:

артистические уборные (не менее двух помещений) площадью 30 — 50 м2 (в эту площадь включаются места ожидания выхода на сцену, примыкающие к ней);

санитарные узлы с умывальными, курительные при артистических уборных — 12 — 14 м2;

постановочные склады декораций, бутафории, мебели и реквизита, осветительной аппаратуры — 40 — 80 м2;

светоаппаратная, аппаратная звуковоспроизведения, светопроекционная — 30 — 60 м2.

Артистические уборные БРЗ оборудуются аналогично групповым артистическим уборным из расчета 2,5 м2 / чел.

3.93. Малый репетиционный зал (МРЗ) предназначен для проведения второй стадии репетиционной работы — репетиций мизансцен. В музыкальных театрах, помимо этого, используется для спевок солистов с хором, сдачи вокальных партий и т.д. (см. рис. 28, в). Размеры МРЗ связаны с параметрами главной сцены: ширина зала на 1-2 м более ширины игрового портала, глубина игровой зоны принимается не менее двух планов сцены (план — 2-3 м), глубина зоны наблюдения позволяет располагать место режиссера таким образом, чтобы горизонтальный угол зрения его был не более 90°. МРЗ музыкальных театров отличаются от драматических акустической обработкой помещения, позволяющей при сравнительно небольших размерах вести репетиции в полный голос.

В музыкальных театрах МРЗ используется в качестве второго репетиционного зала балета или разминочного зала солистов. В соответствии с этими функциями определяется состав технологического оборудования МРЗ; проектируется естественное освещение. Исправление акустических недостатков может достигаться непараллельностью (от 2 до 12°) стен и специальной обработкой отражающих поверхностей. В целях звукоизоляции рекомендуется тамбур с двойными дверями.

При всех малых репетиционных залах проектируются помещения инвентарных, площадь которых зависит от размеров зала и колеблется в пределах 10 — 20 м2.

Если МРЗ отстоят на достаточно большом расстоянии от артистических уборных, при них рекомендуется иметь санитарный узел (один или два) с умывальной. Ширина дверей МРЗ — 2 м, полы — дощатые.

3.94. Зал для репетиций балета служит для репетиционной работы балетной труппы, ежедневных тренировочных занятий, разминки перед спектаклем и самостоятельных работ (см. рис. 28, б). Существенным фактором, влияющим на размеры залов репетиций балета, является численность балетной труппы. Для полноценного занятия у станка на каждого из участников приходится, в среднем, по 2,15 м длины станка.

Помещения залов репетиций балета проектируются с естественным освещением и надежной акустической изоляцией от остальных помещений.

Одну из стен балетного зала занимают зеркала. Эта стена не размещается против фронта окон. В отечественной практике не принято располагать балетные станки на зеркальном поле зала. Исключение составляют театры музыкальной комедии.

Для оперно-балетных театров с числом артистов балета более 70 чел. проектируются не менее двух залов репетиций балета. В театрах музыкальной комедии в качестве дополнительного балетного зала рекомендуется использовать малый репетиционный зал. При зале балета устраиваются инвентарные площадью 8-9 м2.

Одним из главных элементов оборудования залов балета является специально выполненный деревянный настил пола. Возможно применение для настила пола современных пластических материалов.

Для помещений универсального назначения (например, МРЗ), используемых в качестве дополнительных залов для репетиций и занятий балетной труппы, возможно применение секций съемных или переносных балетных станков. При входе в зал для репетиций балета устраиваются тамбуры.

3.95. Зал для репетиций оркестра предназначается для всех видов репетиционных работ с полным составом оркестра театра, репетиций отдельных оркестровых групп, подготовки концертных программ и пр. (рис. 29, а).

Одним из основных требований к размещению и оборудованию зала для репетиций оркестра, является его полная акустическая изоляция от остальных помещений театра и, в первую очередь, от демонстрационного комплекса.

Площадь на каждого артиста оркестра принимается не менее 2 м2 и объем - не менее 7 м3. Примерное количество артистов оркестра приведено в прил. 5. Размеры помещения допускают размещение артистов оркестра, аналогичное, их размещению в оркестровой яме. При количестве артистов оркестра более 30 чел. рекомендуется применение одно- и двухступенчатого подиума. Дверные проемы залов делаются шириной не менее 2,5 м для беспрепятственной транспортировки громоздких музыкальных инструментов.

Залы для репетиций оркестра имеют естественное освещение. При входе в зал устраивается тамбур.

Рис. 28. Примеры планировки репетиционных залов

а - зал для репетиций хора в театре оперы и балета; б - зал для репетиций балета и театра музыкальной комедии с шириной игрового портала 10 м; в - малый репетиционный зал театра с шириной игрового портала 10 м; г - инвентарная; экспликацию оборудования см. на рис. 26

Рис. 29. Оборудование репетиционных залов

а - зал для репетиций оркестра театра музыкальной комедии с шириной игрового портала 12 м; б - помещение для хранения инструментов, пюпитров и нот; в - репетиционно-физкультурный зал для драматических и музыкально-драматических театров с труппой менее 50 актеров; г - инвентарная пло щадь 18 м2; д - станок балетный (палка); е - кресло с пюпитром; ж – пульт дирижера; и - пульт режиссера; к - мостик смотровой; экспликацию оборудования см. на рис. 26

3.96. Оркестровая яма, репетиционный зал оркестра, комнаты отдыха и переодевания артистов оркестра (в крупных театрах — дополнительно фойе артистов оркестра), комната отдыха дирижера, комната инспектора оркестра, помещение для занятий артистов оркестра и настройки инструментов, кладовая музыкальных инструментов и библиотека и архив нот составляют комплекс помещений оркестра. Все эти помещения обычно располагаются в едином уровне с оркестровой ямой и трюмом сцены. При них проектируются: курительная, санитарные узлы с умывальными и душевые кабины, из расчета полного состава оркестра и вспомогательного персонала, что составляет, в среднем 60-65 чел. В крупных оперно-балетных театрах с оркестром, превышающим 100 музыкантов при 15—20 вспомогательных работниках, целесообразно иметь для артистов оркестра отдельный служебный вход с вестибюлем и гардеробом. Ширина коридоров комплекса проектируется не менее 2 м, а ширина дверных проемов — не менее 1,8 м.

3.97. Площадь комнат отдыха и переодевания артистов оркестра (две) определяется на весь штатный состав оркестра (см. прил. 5) исходя из 70% мужчин и 30% женщин, средней площади на одного человека 1,8 м2 (на 60% состава) и на один шкафчик 0,2 м2 (на весь состав).

Рис. 30. Функционально-планировочные схемы связей репетиционных помещений

1 - большой репетиционный зал; 2 - артистические уборные с местами выхода на сцену;

3 - постановочные склады; 4 - светоаппаратная, светопроекционная, аппаратная звуковоспроизведения; 5 - к складам сцены; 6 - малый репетиционный зал; 7 - инвентарная;

8 - санитарные узлы (при удалении от артистических уборных); 9 - репетиционно-физкультурный зал; 10 - репетиционный зал балета; 11 - комната для переодевания с санитарными узлами (при удалении от артистических уборных); 12 репетиционный зал xopа; 13 - блок репетиционных залов (кроме репетиционного зала оркестра); 14 - к артистическим уборным; 15 - оркестровая яма; 16 - комната для отдыха и переодевания артистов оркестра; 17 - библиотека нот; 18 - комната отдыха дирижера; 19 - комната инспектора оркестра;

20 - репетиционный зал оркестра; 21 - помещение для занятий артистов оркестра и настройки музыкальных инструментов; 22 - кладовая музыкальных инструментов;

23 - санитарные узлы, душевые, курительная; 24 - к подъездным путям автотранспорта; 25 - вестибюль с гардеробной (в крупных оперно-балетных театрах); 26 - блок помещений оркестра; условные обозначения связей см. рис. 3 и 25.

3.98. Зал для репетиций хора служит для разучивания хоровых партий как полным составом хора, так и по голосам, спевок с солистами и регулярных занятий, подготовки концертных программ (см. рис. 28, а).

Площадь на каждого из артистов хора — не менее 1,5 м2, а объем — не менее 6 м3. Примерное количество артистов хора — см. прил. 5.

Зал для репетиций хора представляет собой прямоугольное помещение с круто поднимающимся амфитеатром мест для артистов. Место для хормейстера и концертмейстера располагается на приподнятой площадке-подиуме высотой 0,15— 0,2 м. В зале рекомендуется предусматривать средний и боковые проходы, а также обход за последним рядом мест. Для больших залов рекомендуется полукруглый амфитеатр.

Зал репетиций хора надежно акустически изолируется от всех других помещений, в том числе и от других залов аналогичного назначения.

Залы нуждаются в естественном освещении. Большие залы для репетиций хора имеют не менее двух выходов.

3.99. Репетиционно-физкультурный зал (РФЗ) является частью репетиционного комплекса драматических и музыкально-драматических театров. РФЗ представляет собой специально оборудованное помещение для регулярных занятий жестом, пластикой, ритмикой, сценическим движением (фехтование, борьба, падения и т.п.), танцем (см. рис. 29, в). В свободное время зал используется для общефизической подготовки и спортивных игр с целью сохранения творческим составом рабочей формы. Для крупных драматических и музыкально-драматических театров с общей численностью труппы 50 чел. и более рекомендуются залы размером (в осях) 24х12 м. Для театров с меньшим составом — 18х9 м, что является достаточным для многих спортивных игр. При зале размещается инвентарная от 10 до 20 м2. В репетиционно-физкультурном зале предусматривается естественное освещение.

Рекомендуемое покрытие пола: рулонно-ворсовый материал на звукоизолирующей основе. Ширина дверных проемов — не менее 2,5 м для транспортировки громоздкого оборудования.

3.100. Комнаты для индивидуальных занятий артистов предназначены для работы с педагогами по сценической речи, вокалу, самостоятельной работы над партией, образом, ежедневных упражнений вокалистов и актеров. В драматических театрах предусматривается не более двух, а в музыкальных трех-четырех комнат для занятий. Их площадь — в драматических театрах 12 — 15 м2, в музыкальных (в соответствии с требованиями акустики) — 16—20 м2. Комнаты проектируются с естественным освещением.

3.101. Функционально-планировочные схемы связей репетиционных помещений приведены на рис. 30. Классификацию связей см. на рис. 25.

Склады

3.102. Склады постановочного имущества подразделяются на: дежурные, где предметы оформления хранятся в состоянии готовности к подаче на сцену; текущего, сезона, в которых содержится оформление всего репертуара данного театрального сезона раздельно по спектаклям и резервные, где складируется имущество редко идущих или снятых с репертуара спектаклей для повторного использования.

По принципу раздельного хранения различают восемь основных видов складских помещений: объемных и станковых декораций; мебели, бутафории и реквизита; костюмов; обуви; электроаппаратуры и электрореквизита; звукотехнической аппаратуры; мягких и живописных декораций; париков и иных пастижерских изделий.

Имеется еще восемь подвидов хранения: настоящее оружие, уникальные мебель и реквизит, стандартные станки, одежда сцены и драпировки, ценные костюмы, нестандартное оборудование сцены, головные уборы и белье, транспортная тара.

Размеры складов состоят в прямой зависимости от размеров сцены, назначения и штатной группы театра, определяющих количественный состав труппы, количество спектаклей в репертуаре. В Пособии приводятся только площади дежурных складов и складов текущего сезона.

При определении площадей резервных складов рекомендуется исходить из сложившейся практики театров, обычно принимающей их равными площади дежурных складов по всем видам хранения. Как правило, резервные склады имеют четыре вида хранения: объемных и станковых декораций; мебели, бутафории и реквизита; костюмов, головных уборов, белья и обуви; сейф для мягких и скатанных декораций.

3.103. Помещения складов преимущественно проектируются прямоугольной формы, позволяющей полностью использовать полезное пространство, и с размерами, регламентация которых продиктована расстановкой технологического оборудования, размерами проходов, методами транспортировки и иными параметрами, обусловленными габаритами предметов хранения.

3.104. Дежурные склады декораций наиболее целесообразно проектировать шириной 9 м (в осях с учетом строительного модуля), так как это обеспечивает двухрядное хранение с центральным проходом. Декорации при этом занимают 2/3 площади. Однорядное хранение в помещении шириной 6 м позволяет использовать лишь 1/2 площади. Высота складов принимается равной высоте карманов.

Дежурные склады декораций оборудуются разделительными вертикальными конструкциями — пряслами шириной 2,5 м и высотой, равной высоте склада. Прясла устанавливаются с шагом 3 м, образуя секции, разделяющие оформление спектаклей (актов или картин). Ширина проходов между штабелями декораций — 2,5-3 м. Пол в дежурных складах рекомендуется дощатый. Помещение не нуждается в естественном освещении. Проемы, соединяющие склады декораций со сценой и карманами, рекомендуются шириной не менее 2,5 м, а высотой — равной высоте проемов карманов.