3.122. Современные мастерские драматических и музыкально-драматических театров включают в себя до 12 отдельных подразделений (цехов): столярное, слесарное, бутафорское, монтажа станковых декораций, живописное, макетное, обойно-драпировочное, росписи тканей, пошивочное, обувное, постирочное, красильное, пропиточное.

Театры музыкальной комедии и оперно-балетные театры имеют в своем составе 15 отдельных производств — к названным выше добавляются: трикотажное, головных уборов и пастижерское. Рассматриваемые как единое производственное подразделение, постирочная, красильная и пропиточная на практике разделяются на два или на три отдельных участка; во многих крупных театрах в рамках обувного производства существуют два участка — характерной и балетной обуви; пошивочные делятся на мужскую и женскую половины со своими примерочными и закройными, участок обивки мебели (обойная) обособляется от драпировочной, из столярной выделяется мебельное производство, из слесарной — кузнечно-прессовое. Жанровая специфика и национальные традиции ведут к появлению таких участков, как производство балетных пачек, цветов, резьбы по дереву, оружейное, ремонта и изготовления редких, национальных музыкальных инструментов и т.п. В связи с этим представленную номенклатуру мастерских целесообразно считать основой, требующей корректив при разработке задания на вновь строящееся или реконструируемое здание.

3.123. Три мастерские блока изготовления объемных декораций — столярная, слесарная и бутафорская, в которых делаются крупногабаритные детали, оснащаются наиболее тяжелыми станками, требуют удобной загрузки большим количеством материалов и выделяют много отходов (опилки, стружки и т.д.). По этим причинам их желательно размещать на первом этаже, в цокольном или в подвальном этажах.

3.124. В столярной мастерской развитое производство может иметь следующие участки: сушильный, разделочный, сборочный, мебельный, кладовую (либо специально отведенное место) оперативного хранения материалов, комнату (либо рабочее место) старшего мастера.

Определяющей для данной мастерской является протяженность места разделки пиломатериалов (распиловка, строгание), имеющих стандартную длину до 6,5 м и критические размеры детали из условий перевозки в закрытых железнодорожных вагонах.

Мастерская проектируется прямоугольной формы с примерным соотношением сторон 1:2,3. Размер свободного пространства для разделки пиломатериалов принимается 16 м.

Высота помещения (в свету) рекомендуется не менее 3,6 м; размеры проемов для транспортировки декораций не менее 2,5х3 (высота) м.

Столярная мастерская проектируется с естественным освещением. Пол — дощатый.

Пиломатериалы, используемые для приготовления декораций, хранятся на улице под навесом для естественной сушки; сушить рекомендуется также в специальной камере, при которой следует предусматривать подсобные помещения для первичной обработки пиломатериалов. Заготовленные бруски подаются через проем или люк в столярную мастерскую.

Пример планировки столярной мастерской приведен на рис. 34.

Рис. 34. Столярная мастерская (вариант планировочного решения)

1 — станок деревообрабатывающий комбинированный; 2 — верстак столярный;

3 — плита электрическая; 4 — станок ленточнопильный; 5 — шкаф для инструментов;

6 — станок шлифовально-точильный; 7— раковина; 8 — станок токарный по дереву;

9 — сверлильный станок

3.125. Слесарная мастерская предназначена для работы над металлическими конструкциями декораций, деталями креплений и механическими приспособлениями к деталям, выпускаемыми другими мастерскими театра.

В мастерских крупных театров слесарно-механическое производство может иметь следующие участки: станочный, сварочный (сварочно-сборочный), кузнечно-прессовый, заготовочный, инструментальную, место оперативного хранения материалов, комнату (либо рабочее место) старшего мастера.

Помещение слесарной мастерской рекомендуется проектировать прямоугольным с примерным соотношением сторон 1:2,5, с естественным освещением и покрытием пола, стойким к ударным нагрузкам, износоустойчивым, легко моющимся. Высота помещения (в свету) принимается 3,6 м.

Размеры проемов из мастерской рекомендуется не менее 2,5х3 (высота) м.

Для сборки металлических конструкций целесообразно предусматривать во дворе, вблизи слесарной мастерской монтажный двор размером 5х8 м; высота навеса над двором рекомендуется не менее 3,6 м до низа выступающих конструкций.

Пример планировки слесарной мастерской приведен на рис. 35.

Рис. 35. Слесарная мастерская с учетом сварки (вариант планировочного решения)

1 - верстак слесарный; 2 - стол для сварочных работ; 3 - трансформатор сварочный подвижный; 4 - станок токарно-винторезный; 5 - станок вертикально-сверлильный;

6 - станок фрезерный; 7 - раковина; 8 - станок отрезной, ножовочный; 9 - станок точильно шлифовальный; 10 - ящик инструментальный; 11 - шкаф-стеллаж для инструментов и материалов; 12 - шкаф для баллонов газовой сварки; 13 - приспособление для сгиба труб; 14 - пресс-ножницы подвижные; 15 - станок абразивно-обрезной;

16 - монтажный двор

3.126. В бутафорской мастерской ведутся работы над предметами бутафории и реквизита. Крупное бутафорское производство может включать в себя. следующие участки: скульптурный, обработки пластмассы и термопластических материалов, сушки, кладовую гипсовых форм, кладовую оперативного хранения материалов, комнату (либо рабочее место) старшего мастера. Помещение рекомендуется проектировать прямоугольной формы с соотношением сторон 1:1,5-1:2, с естественным освещением и полом из неокрашенных досок либо покрытым линолеумом или керамической плиткой.

Высота помещения (в свету) рекомендуется 3,6 м, а скульптурного участка (20% площади мастерской) — 5,6 м. Соединяется мастерская с другими мастерскими блока проемами 1,5х3 (высота) м. Пример планировки бутафорской мастерской приведен на рис. 36.

Рис. 36. Бутафорская мастерская (вариант планировочного решения)

1 - стол рабочий бутафора; 2 - сушильный шкаф; 3 - электроплита; 4 - станок токарный настольный; 5 - станок настольный универсальный; 6 - станок вертикально-сверлильный настольный; 7 - раковина; 8 - шкаф для инструментов; 9 - ванна; 10 - станок лобзиковый;

11 - станок шлифовально-точильный; 12 - ларь для сыпучих материалов; 13 - стол для работы с химреактивами; 14 - станок скульптурный; 15 - стенка для барельефов; 16 - шкаф вытяжной для работы с химическими реактивами; 17 - компрессор передвижной;

18 - электрокотел; 19 - пресс ручной

3.127. Помещение для монтажа станковых декорации предназначается для подгонки и состыковки объемных фрагментов, изготовленных столярной, слесарной и бутафорской мастерскими перед их подачей на сцену. Служит резервом свободного пространства для других мастерских, входящих в блок.

Помещение имеет две функциональные зоны — рабочую, в пределах которой ведется сборка декораций, и вспомогательную.

Габариты помещения прямо связаны с размерами сцены. Рабочая зона представляет собой прямоугольник, одна из сторон которого равна диаметру, а другая радиусу вращающегося круга сцены (диаметр составляет 1,4 ширины игрового портала, но не менее 10 м). Вспомогательная зона располагается по одну из сторон и имеет ширину, равную или превышающую 2 м. Размеры и пропорции помещения для монтажа декораций определяются достаточно жестко.

Высота помещения рекомендуется равной высоте карманов основной сцены. Пол рекомендуется дощатый, неокрашенный.

Дверные проемы помещения проектируются шириной 2,53 м и высотой 3-3,5 м. Размеры проходов помещения соответствуют максимальным габаритам транспортируемых деталей.

Помещение для монтажа декораций может не иметь естественного освещения.

3.128. Группа мастерских — пошивочная, трикотажная, головных уборов, обуви — может размещаться на любом этаже с естественным освещением.

3.129. В пошивочной мастерской происходит изготовление костюмов, белья, головных уборов.

Большие пошивочные мастерские обычно делятся на две половины — мужскую и женскую. Кроме того, имеются отдельные участки: закройный, головных уборов, пошива балетных пачек, вышивальный, трикотажный и др. Для оперативного хранения материалов служит специальная кладовая. Необходима комната (или рабочее место) для старшего мастера-закройщика.

Примерочная в большинстве случаев выделяется в отдельное помещение, но в небольших мастерских часто совмещается с закройной (помещением старшего мастера) и отделяется от общего помещения завесой или раздвижной перегородкой.

Высота помещения (в свету) проектируется 3,3 м и более. Покрытие пола рассчитывается на влажную уборку. На пути транспортировки ручных тележек-вешалок (размеры 1,5х0,8х1,8 м) не устраиваются ступени; ширина коридоров обеспечивает свободный разъезд двух встречных тележек; дверные проемы на постоянных путях транспортировки проектируются шириной не менее 1 м.

Специальные помещения примерочных могут не иметь естественного освещения.

Пример планировки пошивочной мастерской с примерочной и закройной приведен на рис. 37.

Рис. 37. Пошивочная мастерская с примерочной и закройной (вариант планировочного решения)

1 - стол рабочий, портновский; 2 - стол для ручных работ; 3 - машина швейная 1022 кл.;

4 - машина швейная специальная; 5 – шкаф канцелярский для документации; 6 - стол закройщика откидной; 7 - раковина; 8 - шкаф-стеллаж для материалов, инструментов и фурнитуры; 9 - стул вращающийся; 10 — тележка-вешалка для готовой продукции;

11 - доска гладильная; 12 - вешалка; 13 - манеж; 14 - зеркало большое, секционное;

15 - подиум для примерочной; 16 – стол канцелярский

3.130. В обувной мастерской изготовляют историческую и современную обувь; в театрах с хореографической труппой балетную и характерную обувь. Небольшие мастерские выполняют работы по изготовлению простых изделий из кожи, а также участвуют в производстве предметов бутафории и реквизита из грубой кожи.

Мастерские крупных театров могут иметь отдельные участки: характерной обуви, балетной обуви, примерочную, кладовую хранения колодок и материалов, комнату (или рабочее место) старшего мастера.

Размеры мастерской зависят от численного состава труппы, а также от жанра театра — для театров оперы и балета, музыкальной комедии площадь мастерских резко увеличивается.

При выборе пропорций помещения особое внимание обращается на обеспечение хорошей естественной освещенности рабочих мест.

3.131. Помещение мастерской головных уборов проектируется прямоугольной формы с естественным освещением. Одна сторона его рекомендуется не менее 3 м. Пол мастерской покрывается линолеумом или пластиком.

Пример планировки мастерской (участка) изготовления головных уборов приведен на рис. 38.

Рис. 38. Мастерская (участок) изготовления головных уборов (вариант планировочного решения)

1 - стол рабочий; 2 - швейная машинка 1022 кл.; 3 - швейная машинка специальная;

4 - шкаф сушильный; 5 - плита электрическая настольная; 6 - шкаф-стеллаж для инструментов и материалов; 7 - раковина; 8 - стул полужесткий вращающийся

3.132. Пропиточная, постирочная, сушильная и красильная в практике театров чрезвычайно редко занимают единое помещение. Это обусловлено несовместимостью процессов и различием функциональных связей. Красильный участок по объему производства более всего приближен к живописно-декорационной мастерской; в то же время он постоянно выполняет заказы пошивочной мастерской, более разнообразные, но гораздо меньшие по количеству окрашиваемой ткани.

Наилучшая форма помещений — прямоугольная, вытянутая вдоль фронта окон, высота — не менее 3,3 м (в свету), полы с покрытием керамической плиткой (с гидроизоляцией) или асфальтобетонные. В сушильной естественное освещение не требуется.

Пример планировки постирочной мастерской (с гладильной) приведен на рис. 39.

Рис. 39. Постирочная и гладильная мастерская (вариант планировочного решения)

1 — стол рабочий; 2 — центрифуга большая; 3 — электрокотел;

4 — баки для раствора; 5 — шкаф-стеллаж для инструментов и материалов; 6 — ванна;

7 — раковина; 8 — стиральная машина малая; 9 — стиральная машина большая;

10 — сушильный барабан; 11 — доска гладильная; 12 — центрифуга малая

3.133. В пастижерской мастерской происходят изготовление, очистка и ремонт изделий из натуральных и синтетических волос.

Специальные пастижерские мастерские являются принадлежностью крупных музыкальных театров. В остальных театрах эти работы выполняются дежурными гримерно-парикмахерскими, расположенными вместе с артистическими уборными.

Пастижерские мастерские крупных театров имеют в своем составе несколько участков: пастижерский, чистки и подготовки париков, хранения материалов и готовой продукции, примерочный, комнаты (или рабочего места) старшего мастера. Два последних часто совмещаются.

3.134. В живописно-декорационной мастерской изготовляют мягкие фоновые декорации, осуществляют роспись и окраску объемных декораций, бутафории и реквизита (частично), мебели, архитектурных деталей и т.п.

В мастерских больших театров могут быть несколько участков: живописный зал, место обработки объемных декораций, место выполнения крупных драпировочных работ, участок плетения сетки, колерная (место подготовки красок) кладовая красок и материалов, комната художников, комната заведующего мастерской (старшего мастера).

Живописно-декорационная мастерская, требующая большой площади пола, но не имеющая тяжелого оборудования, может размещаться на любом этаже.

Минимально необходимые размеры живописного участка определяются из условий размещения на его площади двух задников (длиной 1,4 ширины игрового портала и шириной 1,4 высоты игрового портала данной сцены), по горизонтали или вертикали (предпочтительнее горизонтальное расположение, так как оно дает возможность писать панорамы) с проходом шириной 1 м вокруг каждого из задников. При этом оставляется место для устройств транспортировки готовых изделий из мастерской и установки швейного оборудования. Высота помещения (в свету) — не менее 5,6 м. Смотровые мостики шириной 0,8-1 м располагаются на высоте 3,5 м от пола; возможно их размещение в пределах габаритов несущих конструкций. В живописно-декорационной мастерской может предусматриваться передвижной мостик (площадка) для росписи декораций. Размеры живописно-декорационной мастерской приведены в табл. 8.