3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Помещения зданий театров подразделяются на:

помещения зрительского комплекса;

помещения демонстрационного комплекса (зрительный зал, сцена; помещения технологического обеспечения сцены);

помещения, обслуживающие сцену (для творческого и технического персонала; склады);

административно-хозяйственные помещения;

производственные помещения.

3.2. Примерные состав и минимальные площади помещений театральных зданий приведены в прил. 1.

Некоторые рекомендации по проектированию особых типов театральных зданий и театров с дополнительными функциями даны в прил. 2.

Общая функционально-планировочная схема театра приведена на рис. 2.

Рис. 2. Общая функционально-планировочная схема театра

1 - группа входных помещений; 2 - группа рекреационных помещений; 3 - группа санитарно-гигиенических помещений; 4 - зрительный зал; 5 - помещения технологического обеспечения сцены; 6 - сцена, карманы, арьерсцена, авансцена; 7 - дежурные склады;

8 - склады текущего сезона; 9 - резервные склады; 10 - артистические уборные;

11 - репетиционные помещения; 12 - помещения для административного и художественного руководства и технического персонала; 13 - производственные помещения

ПОМЕЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА

3.3: Помещения зрительского комплекса разделяются на входные, рекреационные и санитарно-гигиенические. Каждая группа включает помещения для непосредственного пребывания зрителей и обслуживающего персонала.

Во входной группе к помещениям для непосредственного пребывания зрителей относятся кассовый вестибюль, входной и распределительный вестибюли, комната для переодевания, а к обслуживающим - гардеробная, место для хранения сумок и портфелей, детская комната, кабинет главного администратора, кабины касс и дежурного администратора, кладовая афиш, комнаты распространителей билетов и обслуживающего персонала.

В рекреационной группе к помещениям для непосредственного пребывания зрителей относятся фойе, кулуары, буфет, курительная, экспозиционное помещение музея, а к обслуживающим — доготовочная, моечная, кладовая и тарная буфета, кладовая при фойе, фондохранилище с комнатой (местом) для работы.

К санитарно-гигиеническим помещениям принадлежат женские и мужские санитарные узлы.

Общая функционально-планировочная схема связей помещений зрительского комплекса приведена на рис. 3. Возможные схемы построения помещений зрительского комплекса приведены на рис. 4

Рис. 3. Общая функционально-планировочная схема связей помещений зрительского комплекса

1 - кассовый вестибюль; 2 - входной вестибюль; 3, 4 - кабины касс и дежурного администратора; 5 — распределительный вестибюль; 6 - комната для переодевания;

7 - гардеробная; 8 - комната гардеробщиков; 9 – кабинет главного администратора и кладовая афиш; 10 - комната распространителей билетов; 11 - детская комната; 12 - фойе, кулуары; 13 - кладовая при фойе; 14 - буфет; 15 - моечная, доготовочная; 16 - кладовая, тарная; 17 - экспозиционное помещение музея; 18 - фондохранилище; 19 - комната (место) работы сотрудника; 20 - санитарные узлы; 21 - курительная; 22 – зрительный зал;

23 - клубные помещения; I - связи; II - варианты связей; III - блоки; IV - вход;

V - возможный вход; VI - возможное помещение (связи)

Рис. 4. Примеры схем построения зрительского комплекса

а - фойе без кулуаров; б - фойе с кулуарами и организацией из них входа в зал; в - фойе с кулуарами без входа из них в зал (в кулуарах - зоны отдыха, буфет, музей); г - фойе и вестибюль в разных уровнях; д — фойе (часть фойе) и вестибюль в одном уровне;

1 - зрительный зал; 2 - фойе; 3 - кулуары; 4 — вестибюль

3.4. Состав и площади на одно место в зрительном зале помещений зрительского комплекса рекомендуется принимать согласно табл. 1./

Таблица 1

Помещения*

Площадь, м2

Дополнительные указания

Кассовый вестибюль

0,05-0,06

Входной вестибюль

0,1-0,12

Распределительный вестибюль

0,25-0,3*2

Гардеробная

0,1

Место хранения сумок и портфелей

0,04

Фойе

0,6-0,7

Кулуары

0,25-0,3

Площадь кулуаров уточняется расчетом эвакуационных выходов из зрительного зала и здания

Буфет

0,22-0,25

Доготовочная, моечная, кладовая и тарная

0,08-0,09

Курительная

0,1-0,12

Санитарные узлы

В среднем 2,5 м2 на один прибор (унитаз, писсуар, умывальник)

Кабины касс и дежурного администратора

(0,01)

На площади кассового вестибюля. Количество кассовых кабин принимается из расчета:

одна кабина не более, чем на 500 зрителей большого и малого (малых) залов

Кабинет главного администратора, помещения распространителей билетов и отдыха персонала

0,07-0,08

При помещениях рекомендуется предусматривать санитарный узел на 1 унитаз, 1 умывальник

_____________________

* В зависимости от специфики города, особенностей театра и иных реальных условий, определяющих тот или иной характер деятельности театра со зрителями, состав помещений зрительского комплекса может быть значительно расширен за счет студийных, клубных, досуговых и других помещений вплоть до превращения здания в комплексный театральный центр.

*2 При проектировании театров для строительно-климатических подрайонов IA, IБ и IГ рекомендуется принимать площадь вестибюлей из расчета 0,45 м2 и дополнительно предусматривать комнату для переодевания из расчета 0,06 м2 на одно место в зрительном зале.

3.5. При проектировании в составе помещений зрительского комплекса музея его общую площадь рекомендуется принимать из расчета не менее 0,2 м2 на одно место в зрительном зале, в том числе: экспозиционное помещение — 0,14 м2, фондохранилище с комнатой (местом) для работы — 0,06 м2. Возможно размещение экспозиций музея на площади фойе с увеличением последней на 0,05 м2 на одно место в зрительном зале.

3.6. При проектировании театров с большим и малым (малыми) залами для определения площади фойе, буфета, курительной, санитарных узлов, а также гардеробной, принимается в расчет и вместимость малого зала. При отдельном зрительском комплексе малого зала площадь всех помещений зрительского комплекса определяется исходя из вместимости большого и малого залов.

3.7. Во входных помещениях кассовый, входной и распределительный вестибюли могут проектироваться раздельными или объединенными: кассовый с входным, либо входной с распределительным вестибюлем.

Обособленный входной вестибюль наиболее целесообразен при расчетной зимней температуре наружного воздуха минус 15°С и ниже.

3.8. Кассовый вестибюль возможно проектировать в виде обособленного помещения с самостоятельным входом. В отдельных случаях в зависимости от градостроительной ситуации кассовый вестибюль располагается и вне здания театра.

При проектировании проходного кассового вестибюля кассовые кабины рекомендуется располагать вне потоков проходящих зрителей.

Площадь кассовой кабины определяется из расчета не менее 3 м2 на одного кассира при отсутствии сейфа и 4,5 м2 при его наличии. Помимо окон из кабины кассовых кабин в кассовом вестибюле предусматривается окно из кабины дежурного администратора, площадь которой рекомендуется не менее 2 м2 (рис. 5).

Рис. 5. Примеры планировки административных помещений при зрительском комплексе

а - кабинет главного администратора; б - помещение администратора; в - кабина дежурного администратора; г - комната распространителей билетов; д - кладовая афиш, план; е - кладовая афиш, разрез

3.9. Распределительный вестибюль рекомендуется проектировать так, чтобы движение входящей публики осуществлялось без встречных и пересекающихся потоков, особенно потоков зрителей в верхней одежде и без нее.

При расположении распределительного вестибюля смежно и в одном уровне с фойе и кулуарами возможно перераспределение площади этих помещений, при этом не рекомендуется уменьшать площадь распределительного вестибюля более, чем на 30%.

В распределительном вестибюле желательно предусматривать банкетки и кресла из расчета на одновременное пользование 7—10% зрителей.

Комнату для переодевания при распределительном вестибюле рекомендуется оснащать зеркалами с подзеркальниками и светильниками с индивидуальными банкетками из расчета на единовременное пользование 2% зрителей.

При наличии комнаты для переодевания количество мест для раздевания в распределительном вестибюле может быть соответственно уменьшено.

3.10. Гардеробная в распределительном вестибюле может рассредотачиваться в нескольких местах или размещаться в одном месте, располагаясь у стен или островным способом.

Глубина гардеробной от барьера до стены рекомендуется не более 4 м, высота у стен — не менее 2,1 м, над барьером не менее 2,4 м. Ширина прохода перед барьером принимается не менее 3 м, между барьерами — не менее 6 м.

Длину барьера гардеробной рекомендуется определять из расчета 1 м не более, чем на 30 зрителей.

Вешалки в гардеробной проектируются консольными, подвесными или стоящими на полу (рис. 6, I).

При проектировании рассредоточенной в нескольких местах гардеробной емкость каждого участка рекомендуется проектировать кратной 100-120 крючкам.

Рис. 6. Схемы подсобных помещений буфета и гардеробной (размеры приведены в метрах)

I — планировка и оборудование подсобных помещений буфета; а — для артистов (буфет на 24 места); б — для зрителей (зрительный зал 800 мест); в — моечная; г — доготовочная;

1 — буфетная стойка; 2 — прилавок-витрина; 3 — электрокофеварка; 4 — прилавок низкотемпературный; 5 — шкаф; 6 — электротермостат; 7 — электрососисковарка;

8 — стол; 9 — шкаф холодильный; 10 — электрокипятильник; 11 — холодильная камера; 12 — холодильная машина; 13 — электроплита; II — параметры гардеробной в зависимости от системы вешалок

3.11. Детская комната в театрах для взрослых предназначается для пребывания детей дошкольного и младшего школьного возраста на время посещения родителями спектакля. В детской комнате рекомендуется предусматривать места для отдыха и игр, для педагога, а также санитарный узел.

Площадь детской комнаты целесообразно определять из расчета 2,5 м2 на одного ребенка при количестве детей, равном 2% вместимости зрительного зала.

3.12. Площадь кабинета главного администратора рекомендуется принимать 12—25 м2, кладовой афиш — 4—6 м2, а комнаты распространителей билетов — 6—10 м2 в зависимости от значимости театра (см. рис. 5).

При этом кабинет или комнату рекомендуется проектировать смежно с кабиной дежурного администратора и с входом в нее. Двери из кабинета главного администратора и комнаты распространителей билетов рекомендуется устраивать ведущими в тамбур или отрезок коридора, сообщающийся с одним из вестибюлей.

В театрах большой вместимости возможно проектировать отдельное помещение для второго администратора, рабочее место которого во всех прочих случаях может находиться в комнате распространителей билетов.

3.13. Фойе рекомендуется организовывать по принципу дифференциации пространства, членя его на зоны для тихого и активного отдыха.

Зоны тихого отдыха размещают вне направлений активного движения и выделяют различными архитектурными средствами, создавая интимные пространства. Зоны тихого отдыха рекомендуется оборудовать креслами, диванами, банкетками из расчета на единовременное пользование 8-10% зрителей (рис. 7).

Зону для активного отдыха также рекомендуется расчленять, устраивая залы и протяженные пути перемещения.

Распространенными способами зонирования являются зелень, мебель, дизайнерское решение, перепады уровней потолка и пола, световая и цветовая композиция и пр.

Рис. 7. Примеры схем построения зрительского комплекса

а — выделение зоны тихого отдыха зеленью, средствами дизайна; б, в — выделение зоны тихого отдыха уровнем пола

3.14. Кулуары предназначены для рекреации и эвакуационных целей. Их ширина и длина определяются расчетом путей эвакуации по справочному пособию "Общие рекомендации". По расчету уточняется площадь кулуаров.

3.15. Назначение музея в театре — показ истории театра и творческого лица коллектива. Экспозиционное помещение музея располагается изолированно или в общем пространстве с помещениями зрительского комплекса. Рекомендуется отводить для экспозиции место вне путей активного перемещения зрителей вблизи буфетов, санитарных узлов, лестниц и пр. Временные периодические выставки размещаются на площади помещений зрительского комплекса, а фондохранилище только в изолированном помещении.

В фондохранилище для одного спектакля в хранении требуется 0,1 м2, для места разборки и сортировки — 5 м2, для оперативного фонда, которым пользуются посетители — 10-12 м2, для работы сотрудника - 4 м2 для читательского места - 3 м2. Оперативный фонд, места для работы сотрудника и читательские могут размещаться в отдельной комнате.

Целесообразно предусматривать пользование музеем и вне посещения спектакля; в отдельных случаях при музее возможно проектировать фотолабораторию и вестибюль с гардеробом.

3.16. Буфет (буфеты) размещаются в отдельном помещении или непосредственно в фойе, кулуарах, вестибюле.