Таблица 6
Количество |
Площадь*, м2 , не менее |
||
артистов в помещении |
для драматических артистов |
для артистов балета |
для вокалистов |
1 |
9 |
11 |
15 |
2 |
6 |
7,5 |
7,5 |
3 |
4,5 |
5,5 |
5 |
4 |
3,5 |
4,5 |
— |
6 |
3 |
3,5 |
— |
12** |
3 |
3 |
— |
________
* Площадь артистических уборных для драматических артистов и вокалистов на 1-3 чел. приведены из расчета: один санитарный узел (унитаз, умывальник, душ) на две артистические уборные. При проектировании подобного санитарного узла для каждой такой артистической уборной ее площадь увеличивается на 10%. Артистические уборные для артистов балета на 1-2 чел. проектируются из расчета индивидуального санитарного узла в каждой.
** При проектировании драматических театров возможно не предусматривать.
Рис. 21. Примеры планировки индивидуальных артистических уборных
а - для актера драматического театра (общая площадь 9 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); б - для солиста балета (общая площадь 11,2 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); перечень оборудования (для всех типов артистических уборных): 1 - стол гримировальный с трехстворчатым зеркалом и осветительной системой; 2 - кресло гримировального стола вращающееся; 3 - диван для отдыха; 4 - кресло-шезлонг для отдыха; 5 - стол для реквизита;
6 - вешалка для театральных костюмов; 7 - вешалка для собственного костюма; 8 - шкаф-секретер; 9 - большое зеркало; 10 - санитарный узел; 11 - приставной полужесткий табурет; 12 - штора светозащитная; 13 - манекен; 14 - стол гримировальный малый (вместе с основным гримировальным столом образует стол-панель для сложного грима) для общих артистических уборных; 15 - станок балетный; 16 - пианино; 17 - раздвижная перегородка; 18 - стул полужесткий для общих артистических уборных; 19 - табурет мягкий;
20 - книжный шкаф; 21 - водостойкая занавеска
3.85. При проектировании артистических уборных предлагается использовать систему планировочных модулей (рис. 24). Основой является элемент площадью 12 м2 (3х4 м). В нем могут разместиться индивидуальные артистические уборные балета, вокалистов (при наличии музыкального инструмента), драматических актеров, групповые артистические для 2, 3 и даже 4 чел. Сдвоенный модуль — 24 м2 (6х4 м) может служить артистической уборной для 6, 8, 12 исполнителей или артистической уборной, совмещенной с комнатой для занятий вокалистов оперных театров, или артистической уборной для детей (до 10 чел.), или артистической уборной с расширенным составом посещений (тип "люкс").
Система планировочных модулей обладает большой эксплуатационной гибкостью, позволяющей оперативно изменять размещение артистов в связи с изменениями в составе творческого ансамбля театра. Общая площадь всех артистических уборных в этом случае определяется как произведение средней площади на одного артиста (около 5 м2) на общую численность труппы.
Рис. 22. Примеры планировки групповых артистических уборных
а - для двух актеров драматического театра (общая площадь 12 м2, в том числе санитарный узел 2,1 м2 ); б - для двух солистов балета (общая площадь 15 м2 в том числе санитарный узел 2,2 м2); в - для трех актеров драматического театра (общая площадь 14 м2, в том числе санитарный узел 2,2 м2); г - для трех артистов балета (общая площадь 16 м2, в том числе санитарный узел 2,6 м2 ); д - для четырех актеров драматического театра (общая площадь 16 м2, в том числе санитарный узел 3,3 м2); е - для четырех артистов балета (общая площадь 18 м2 , в том числе санитарный узел 2,4 м2 ); ж - для шести актеров драматического театра (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 1,6 м2 ); u - для шести артистов балета (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 1,6 м2)
3.86. Индивидуальные и большая часть групповых артистических уборных на 2 чел. располагаются на этаже сцены. Не рекомендуется размещать артистические уборные выше третьего этажа от уровня планшета сцены и ниже этажа, следующего за этой отметкой. Коммуникации из артистических уборных на сцену проектируются обособленными от других технологических коммуникаций.
Рис. 23. Примеры планировки и оборудования артистических уборных
а - групповая артистическая уборная на двенадцать актеров (общая площадь 33 м);
б - индивидуальная артистическая уборная солиста вокала, объединенная с комнатой для занятий (общая площадь 18 м2, в том числе санитарный узел 2,1 м2); в - стол гримировальный (столы регулируются по высоте стандартным элементом фурнитуры; тумбы и ящик малого стола имеют замки нестандартного типа; поверхность столов полированная моющаяся; конструктивная основа – прямоугольная стальная труба сечением 22-25 мм; столы проектируются неразборными и с упором для ног)
Ширина лестничных маршей в зоне артистических уборных целесообразна не менее 1,5 м, ширина коридоров при одностороннем расположении уборных — не менее 2 м, при двухстороннем — не менее 3 м. Общая длина пути от наиболее удаленной артистической уборной до сцены — не более 60 м, включая и вертикальные коммуникации.
Артистические уборные рекомендуется проектировать, как правило, с естественным освещением.
Рис. 24. Примеры использования стандартных планировочных модулей для проектирования артистических уборных
а - использование модуля 12 м2 для одного (1), двух (2), трех (3) и четырех (4) актеров;
б - использование сдвоенного модуля 24 м2 (1 - для шести актеров; 2 - для двенадцати актеров)
3.87. Функционально-планировочные схемы связей артистических уборных и комнат ожидания выхода приведены на рис. 25.
Репетиционные помещения
3.88. Размеры, назначение и примерное количество репетиционных залов для сцен С-1 — С-5 рекомендуется принимать согласно табл. 7.
3.89. Большой репетиционный зал (БРЗ) служит для проведения заключительных этапов репетиционной работы сборных репетиций, прогонов, просмотра костюмов и грима реже — для генеральных и корректировочных репетиций (рис. 26 — 28). В отдельных случаях может использоваться в качестве площадки для любого из этапов подготовки спектакля. БРЗ имеет размеры, позволяющие разместить приподнятую сцену, равную по величине рабочей зоне основной сцены с кулисными пространствами, и зрительный зал, имитирующий условия наблюдения основного демонстрационного комплекса. Работа в БРЗ ведется с игровыми элементами декорационного оформления: мебелью, станками, лестницами, бутафорией, реквизитом, сценическим светом и звуко-шумовым сопровождением.
Полы БРЗ рекомендуется покрывать рулонным ворсовым ковром на звукоизолирующей основе. При БРЗ желателен тамбур. БРЗ не нуждается в естественном освещении.
Рис. 25. Функционально-планировочные схемы связей артистических уборных и комнат ожидания выхода
1 - сцена; 2 - комната ожидания выхода на сцену; 3 - курительная и санитарные узлы;
4 - артистические уборные; 5 - артистические уборные в уровне планшета сцены;
6 - дежурные костюмерные; 7 - дежурная гримерно-парикмахерская; 8 - режиссерское управление; 9 - к буфету, репетиционным залам, артистическому фойе, примерочным пошивочной мастерской, комнатам для занятий; 10 - к складу костюмов; 11 - связь в уровне трюма; I - примыкание; II - функционально-технологическая связь, предполагающая систему проемов и переходов, к габаритам которых предъявляются определенные требования;
III - непосредственная связь, предполагающая отсутствие между помещениями других помещений, кроме предназначенных для связей (коридоры, переходы, лестницы);
IV - эпизодическая связь, допускающая значительную пространственную удаленность помещений; V - разрядка технологических потоков в разных уровнях; VI - механизация связи.
Таблица 7
Помещения |
Размеры (длина х ширина х высота) репетиционных залов, м, театров |
||||||
|
драматического и музыкально-драматического |
музыкальной комедии |
оперы и балета |
||||
|
со сценами |
||||||
|
С-1 |
С-2 |
С-3 |
C-3 |
С-4 |
C-4 |
C-5 |
Репетиционные залы: |
|
|
|
|
|
|
|
большой |
9х9х5 |
12х12х6 |
15х15х6 |
15х15х6 |
18х18х7,5 |
18х18х7,5 |
21х21х7,5 |
|
(9х5) |
(12х7) |
(15х8) |
(15х8) |
(18х9) |
(18х9) |
(21х10) |
малый |
9х6х3,6 |
9х9х3,6 |
12х12х5 |
12х12х5 |
15х12х6 |
15х12х6 |
15х15х6 |
Залы для репетиций: |
|
|
|
|
|
|
|
балета |
— |
— |
— |
15х9х4,5 |
18х12х4,5 |
18х12х4,5 |
18х15х4,5; |
|
|
|
|
|
|
|
18х15х4,5 |
оркестра |
— |
— |
— |
9х6х4,2 |
12х9х5,1 |
15х9х5,7 |
15х12х6 |
хора |
— |
— |
— |
6х6х4,2 |
9х6х4,2 |
9х9х4,2 |
12х9х4,2; |
|
|
|
|
|
|
|
9х9х4,2 |
репетиционно-физкультурный зал |
18х9х6 |
18х9х6 |
24х12х6 |
— |
— |
— |
— |
универсальное репетиционное помещение |
5х6 |
5х6 |
5х6 |
5х6 |
6х6 |
6х6 |
6х6 |
Примечания: 1. В скобках указаны размеры сцены, которые не учтены в площади зала. 2. При проектировании музыкально-драматического театра для двух трупп (драматической и музыкальной) предусматриваются залы для репетиций: балета, оркестра, хора. 3. Размеры в плане указаны в осях строительных конструкций, высота - от пола до низа выступающих конструкций перекрытий. 4. Количество и назначение репетиционных залов уточняется при предпроектных исследованиях. |
Рис. 26. Большой репетиционный зал драматического театра с шириной игрового портала 8 м (пример планировки)
а - план; б - продольный разрез; 1 - стол гримировальный; 2 - кресло рабочее; 3 - диван;
4 - пульт дирижера; 5 - пульт режиссера; 6 - вешалка для костюмов; 7 - ширма репетиционная; 8 - пюпитр для нот; 9 - зеркало большое и зеркала балетных залов;
10 - санитарный узел; 11 - шкаф для музыкальных инструментов; 12 - штора светозащитная; 13 - станок театральный полустационарный (100-200 см); 14 - станок театральный репетиционный; 14а - лестница репетиционная; 15 - станок балетный (палка); 15а - станок балетный (палка) переносной; 16 - пианино; 17 - табурет к пианино; 18 - занавес антрактный; 19 - кулисы поплановые; 19а - кулисы портальные, подвижные; 20 - занавес поплановый; 21 - декорационный подъем (ручной); 22 - рояль; 23 - мостик смотровой;
24 - водостойкий занавес; 25 - скамья спортивная; 26 - шкаф для нот; 27 - кресло с пюпитром; 28 - стул складируемый; 29 - световое табло; 30 - магнитофон, видеомагнитофон; 31 - комплект звукозаписи и звуковоспроизведения театральный; 32 - часы настенные электрические; 33 - телефонный аппарат; 34 - софитный подъем (ручной);
35 - сетка защитная для окон; 36 - светильник общего освещения; 37 - вешалка для полотенец; 38 - приспособление для защиты зеркал; 39 - щит осветителя; 40 - регулятор света; 41 - прожектор театральный; 42 - комбинированный прибор рассеянного света (рамка, софит, подсвет); 43 - перекладина гимнастическая, 44 - кольца гимнастические;
45 - конь гимнастический; 46 - ковер борцовский; 47 - маты гимнастические; 48 - мешок боксерский; 49 - груша боксерская; 50 - штанга; 51 - стол для настольного тенниса;
52 - стенка шведская
3.90. При отсутствии малого зала целесообразно оборудовать на базе большого репетиционного зала студийно-репетиционный зал (СРЗ), совмещающий в себе репетиционные функции с возможностью постановки и показа экспериментальных и камерных спектаклей для сравнительно узкого круга зрителей (см. рис. 27). Увеличение площади в этом случае достигает 15-20% площади БРЗ. Необходимые зрительские помещения - гардероб, фойе, буфет, курительные и санитарные узлы могут быть размещены в смежных репетиционных залах и помещениях. Это одна из причин, по которой выгодно объединять несколько репетиционных помещений в обособленный функциональный блок, имеющий самостоятельный вход.
СРЗ допускает возможность изменения пространственных отношений в системе "зал-сцена", поэтому целесообразно выполнять сценическую площадку из отдельных элементов-станков, а зрительские места (около половины) в виде подвижных секций-блитчеров. Смотровой мостик выполняется по всему периметру зала и сцены. Механические системы допустимы в виде индивидуальных (точечных) подъемов, расположенных между рабочими мостиками, размещенными над залом-сценой и образующими верхнее техническое пространство. Устройство студийно-репетиционного зала специально оговаривается в задании на проектирование.