от оптической оси крайнего левого кинопроектора до левой стороны стены или оборудования при кинопроекторах 70/35 мм __________________________1,5

то же при кинопроекторах 35 мм кинофильмов _________________1,0

между оптическими осями смежных кинопроекторов и от оптической оси крайнего правого кинопроектора до правой стены или оборудования:

при кинопроекторах для 70/35 мм кинофильмов __________________1,8

то же при кинопроекторах 35 мм кинофильмов ___________________1,2

высота помещения кинопроекционной от пола до потолка ________2,0

11.5.4. Проекционные и смотровые окна должны иметь автоматические противопожарные заслонки»

11.5.5. Полы в помещениях кинокомплекса должны быть ровными и покрыты негорючими и не пылеобразующими материалами Керамической плиткой, линолеумом и тому подобное); потолки и стены должны быть отделаны звукоизолирующими негорючими материалами.

11.5.6. Помещения киноустановок должны иметь самостоятельные вытяжные и приточные вентиляционные системы, кроме того, от каждого кинопроектора должна быть дополнительная местная вытяжка.

11.5.7. В помещениях киноустановок следует проводить ежедневную уборку влажной тряпкой или пылесосом.

11.5.8. Масленная ветошь, тряпки, обрезки и обрывки кинолент должны складываться отдельно в специальные железные ящики с крышками и убираться по окончанию работы.

11.5.9. Кинофильмы в перемоточной необходимо хранить в плотно закрывающихся фильмостатах по одной части в каждой секции в количестве не более двух программ.

11.5.10. В аппаратной разрешается одновременно держать не более двух частей демонстрируемого фильма.

Глава 12.Освещения. Электрооборудование

12.1. Общие требования

12.1.1 В помещениях домов культуры, клубов, библиотек и залах для читателей должно быть естественное и искусственное освещение, устраиваемое в соответствии требований СНиП 11-4-79 "Естественное и искусственное освещение", "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (ПТЗ), "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" (ПТБ) и "Правил устройства электроустановок" (ПУЗ).

12.1.2. Рабочие места сотрудников должны иметь естественное и искусственное освещение.

12.1.3. Искусственное освещение проектируется с применением электрических ламп накаливания, люминесцентных ламп и специальных светильников и люстр.

12.1.4. Искусственное освещение люминесцентными лампами рекомендуется для вестибюлей, рабочих кабинетов, залов для занятий, библиотек, читалень и других, так как оно создает благоприятные условия для работы и отдыха.

12.1.5. Искусственное освещение должно быть равномерным, без мерцания и по возможности без теней на рабочих местах.

12.1.6. Источники света для освещения отдельных экспонатов, стендов и витрин должны быть скрыты от глаз зрителей (посетителей).

12.1.7. Светильники для освещения читальных залов, рабочих помещений, проходов между стелажами, шкафами, полками и расположенными на них книгами, экспонатами, должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить безопасный проход и оптимальные зрительные условия для работающих.

12.1.8. Настольные лампы в рабочих кабинетах должны быть с козырьками и отражателями, изготовленные из непрозрачного или светорассеивающего материала.

12.1.9. Люстры и светильники необходимо подвешивать на специально сконструированные для каждого отдельного светильника крючки, стальные трубы с резьбовыми соединениями, софитные подъемно-опускные фермы и другие приспособления. После поднятия люстр необходимо осуществлять дополнительно, "мертвое" их крепление.

12.1.10. С целью увеличения освещенности помещений потолки рекомендуется красить в белый цвет, а стены — в светлые тона и обновлять покраску не реже одного раза в год.

12.1.11. Световые проемы (окна, фрамуги и другие) следует чистить в сроки, которые определяются условиями загрязнения помещения, но не реже двух раз в год.

12.1.12. Не допускается загромождение световых проемов производственным оборудованием, декорациями, бутафорией, стеллажами, стендами и другим, как внутри так и вне здания.

12.1.13. Помещения комплекса для зрителей (посетителей) домов культуры, клубов должны иметь систему общего освещения. Производственные и служебные помещения оборудуются как системой общего освещения, гак и системой комбинированного освещения (общее и местное освещение), Освещенность в помещениях и на рабочих местах должна соответствовать действующим нормам освещенности помещений зрелищных зданий.

12.1.14. В помещениях зрительского комплекса, производственных и служебных помещениях должны применяться следующие виды освещения: рабочее освещение во всех помещениях; аварийное освещение для продолжения работы в помещениях касс, администратора, охраны, пожарной охраны, насосных, главного распределительного щита (ГРЩ ), аппаратных звукокинооборудования, гардеробов.

12.1.15. Аварийное освещение на случай эвакуации людей устраивается в помещениях для зрителей (вестибюли, фойе, зрительные залы, читальные залы и другие) и в помещениях, через которые проходят пути эвакуации, на лестничных клетках, а также в помещениях, где могут одновременно находиться более 50 человек,.

12.1.16. Сцена, эстрада должны иметь следующие виды освещения:

— постановочное освещение для светового оформления спектакля, концерта,

— рабочее освещения для обеспечения условий видения во время производства работ на планшете, галереях, колосниках, в карманах и других,

— аварийное освещение для эвакуации.

12.1.17. Светильники и люстры должны регулярно чиститься:

— в помещениях зрительского комплекса и художественно-технического персонала — не реже одного раза в три месяца;

— в помещениях сцены, эстрады и производственных мастерских — не реже одного раза  в месяц.

12.1.18. При установке светильников или люстр на высоте более 6 м с целью освещения зрительных залов и других помещений, должна быть обеспечена возможность их обслуживания на месте установки (с ходовых мостиков) или опускания их на высоту, доступную для обслуживания с пола.

12.2. Аварийное освещение

12.2.1. Аварийное освещение должно обеспечивать освещенность:

— для продолжения работы — 5% от нормируемой, но не менее 5 лк;

— для эвакуации — в помещениях на уровне пола и на лестницах не менее 1,0 лк. Выходы из зрительного зала, со сцены, эстрады, из помещений на путях эвакуации и помещений, где может находиться более 100 человек, а также из трюма, колосников и галерей должны оборудоваться световыми указателями аварийного освещения с надписью "Выход". Световые указатели в помещениях без естественного освещения должны быть включены в течение времени пребывания в них людей.

12.2.2. Сети аварийного и рабочего освещения должны быть автономными - независимы друг от друга. Включение аварийного освещения для эвакуации должно быть централизованным.

12.2.3. При питании дома культуры, клуба от одного независимого источника энергии, резервное питание аварийного освещения, как для эвакуации, так и для продолжения работы, включая и световые указатели, должно осуществляться от аккумуляторной батареи.

12.2.4. При питании дома культуры, клуба от двух и более независимых источников энергии резервное питания от аккумуляторной батареи может осуществляться только для эвакуационного аварийного освещения и световых указателей " Выход ".

12.2.5. В нормальном режиме работы аварийное освещение должно иметь питание от внешнего источника энергии. При исчезновении напряжения на внешнем источнике питания, аварийное освещение должно автоматически переключаться на резервное питание.

12.2.6. Емкость аккумуляторной батареи должна обеспечивать питание аварийного освещения в течение одного часа. Напряжение питания аварийного освещения от аккумуляторной батареи должно быть не выше 42 В.

12.2.7. Световые указатели аварийного освещения для эвакуации, устанавливаемые над выходами из помещений, должны иметь две параллельно включенные лампы от двух источников энергии и иметь надпись " Выход ".

12.2.8. Светильники аварийного освещения должны отличаться от светильников рабочего освещения типом или размерами, или асе на них должны быть нанесены специальные отличительные знаки.

12.2.9. Для аварийного освещения и в световых указателях "Выход" должны применяться лампы накаливания. В аварийном освещении для продолжения работы допускается применение люминесцентных ламп.

12.2.10. Работники пожарной охраны, дежурные, электрики сантехники, машинисты сцены, электромеханики должны обеспечиваться аккумуляторными или батарейными фонарями.

12.3. Рабочее освещение

12.3.1. Для питания ламп светильников общего освещения должно применяться напряжение сети не выше 220 В.

12.3.2. Освещение зрительных залов должно быть плавно регулируемым.

12.3.3. Включение рабочего освещения в помещениях для зрителей (фойе, вестибюли и другие) должно осуществляться со щитков с запирающимися дверцами. Сеть освещения следует выполнять так, чтобы во время пребывания зрителей на спектакле, концерте часть линий рабочего освещения могла отключаться, а часть использоваться для освещения прохода зрителей и персонала, то же освещение может быть использовано при уборке помещений.

12.3.4. Для питания светильников местного стационарного освещения с лампами накаливания должны применяться напряжения:

— в помещениях без повышенной опасности — не выше 220 В;

— в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных — не выше 42 В.

12.3.5. Рабочее освещение планшета сцены, эстрады может осуществляться как светильниками, специально установленными для этой цели, так и белым светом камерных светильников постановочного освещения. При этом управление должно быть независимым от постановочного освещения и осуществляться с планшета сцены и щита осветителя в аппаратной управления светом.

12.3.6. Светильники рабочего освещения галерей, колосникового настила должны устанавливаться так, чтобы их световой поток был направлен в сторону проходов и не вызывал засветки сцены, эстрады.

12.3.7. Светильники, устанавливаемые на осветительных галереях, колосниках, в трюме на высоте менее 2,5 м, должны иметь конструкцию, исключающую возможность доступа к лампе без специальных приспособлений. На сцене, эстраде, галереях, колосниках, в трюме должны быть установлены штепсельные розетки для подключения ручных переносных светильников напряжением не выше 42 В.

12.3.8. Конструкция и вид исполнения светильников должны соответствовать номинальному напряжению сети и условиям окружающей среды.

Использование открытых ламп без светильников, люстр, бра в домах культуры, клубах и библиотеках запрещается.

12.3.9. Искусственное освещение помещений для занятий кружков, использующихся как актерские комнаты, может выполняться как лампами накаливания, так и люминесцентными. При этом люминесцентные лампы должны быть теплого света и иметь спектр излучения, близкий к лампам накаливания. Система освещения должна быть комбинированная (общая, местная).

Местным освещением оборудуются гримерные столы. Для подключения светильников в гримерных помещениях столы должны оборудоваться штепсельными розетками (по числу столов). Металлические корпуса светильников местного освещения должны заземляться (зануляться).

12.3.10. Конструкция светильников должна исключать возможность выпадения ламп. Все части светильников должны быть надежно укреплены. Стеклянные колпаки, плафоны должны быть снабжены тонкими металлическими сетками, предохраняющими их от случайного падения (сетки не должны нарушать архитектурную форму светильника) . Эксплуатация светильников с поврежденными отражателями, патронами и другими частями запрещается.

12.3.11. Подъем и спуск люстр, выносных софитов в зрительном зале должен осуществляться при помощи ручных или электрических лебедок.

12.3.12. Электролебедки должны иметь самотормозящую передачу, а ручные — грузоупорный тормоз.

Люстры и выносные софиты, висящие на тросах, служащих для их подъема и спуска, кроме того, должны иметь дополнительно "мертвое" крепление, связанное с несущими конструкциями здания (фермами, балками). Количество этих креплений должно соответствовать количеству точек подвеса люстры или софита.

12.3.13. Помещение для лебедки подъема люстры должно запираться на замок.

12.3.14. Подвешивать к конструкциям люстр какие-либо элементы оформления не разрешается.

12.3.15. Ежегодно перед осенним общим осмотром зданий приспособления для подвешивания светильников и люстр должны подвергаться испытаниям: проверяется, способны ли они выдерживать в течение одного часа без повреждений и остаточных деформаций приложенную к ним нагрузку, равную пятикратной массе светильника, а для сложных многоламповых люстр с массой 100 кг и более - нагрузку, равную двукратной массе люстры плюс 80 кг.

12.4. Постановочное освещение

12.4.1. Постановочное освещение сцены, эстрады должно быть плавнорегулируемым и осуществляться стационарными и переносными театральными осветительными приборами.

12.4.2. Для постановочного освещения допускается применение ламп накаливания, галогенных ламп и газоразрядных источников света (ксеноновые, люминесцентные) напряжением не выше 220 В.

12.4.3. Стационарное постановочное освещение должно иметь:

— верхнее освещение, светильники и прожекторы которого устанавливаются на софитных подъемно-опускных фермах, софит-мостиках;

— боковое освещение, осветительные приборы которого устанавливаются на портальных кулисах, осветительных рамах, осветительных галереях, телескопических вышках;

— выносное освещение, прожекторы и проекционные приборы которого размещаются за пределами сцены, эстрады: на выносных софитах или в помещениях осветительных галерей, в осветительных ложах, в светопроекционных, в рампах.

Вертикальная освещенность, создаваемая на игровой площадке источниками белого цвета стационарно установленных светильников и прожекторов верхнего выносного освещения при совместном их действии и номинальном напряжении, должна быть не менее 250 лк на высоте 1,75 м от планшета.