Внутренняя поверхность барабана мотогонок освещается равномерно. Светильники располагаются так, чтобы фигуры мо­тогонщиков не затемняли рабочую поверхность щитов и не со­здавали блесткости.

3.6.15. К четырехпроводной группе разрешается присоединять не более 60 осветительных точек, считая и штепсельные розетки, а к двухпроводной — не свыше 20.

6.6.16. Размещать осветительные приборы следует так, чтобы:

— обеспечивался нужный эффект освещения;

— они были доступными для обслуживания, ремонта, чистки и осмотра;

— они не мешали подвеске (установке) цирковых аппаратов и работе воздушных номеров;

— можно было направлять световой поток, исключая блесткость.

3.6.17. Угол блесткости (угол между световым лучом и го­ризонтом) для приборов верхнего освещения должен быть не менее 27°, а для приборов бокового освещения — 50— 60°.

Чтобы не ослеплять артистов, освещение должно быть пере­крестным.

3.6.18. Светильники местного освещения располагать так, чтобы прямой свет не попадал в глаза работающего. Когда све­тильник находится выше уровня глаз, защитные козырьки от­ражателя должны обеспечивать угол блесткости не менее 30°, а если ниже уровня глаз — не менее 10°.

3.6.19. Высота подвеса светильников общего внутреннего осве­щения устанавливается в зависимости от их конструкции и ха­рактеристики, но не ниже 2,5 м от пола.

3.6.20. В местах содержания животных устанавливают пото­лочные плафоны (например, вагонного типа) с выключателями у входа в помещение.

Для освещения этих помещений с одновременным облучени­ем животных и птиц ультрафиолетовыми лучами желательно устанавливать светильники-облучатели типа ОЭСПО 2—2Х40/П5 X — 0,1, рассчитанные на работу с одной люминесцент­ной лампой типа ЛБР40 и одной зрительной лампой типа ЛБР40.

Светильники, расположенные в зоне пребывания животных, должны быть для них недоступны.

В помещениях крупных животных (слоновниках и т.д.) же­лательно «карнизное" освещение герметическими плафонами типа ПГТ, устанавливаемыми в нишах с защитной решеткой, или люминесцентными лампами ЛВС.

3.6.21. Конструкции креплений осветительных приборов рас­считываются на пятикратный вес светильника в сборе.

При испытании подвески на прочность пятикратный вес све­тильника выдерживается в течение одного часа. Для проверки многоламповых люстр к испытательному грузу добавляется 80 кгс.

3.6.22. Провода вводить в осветительную арматуру гак, чтобы их изоляция в месте ввода не подвергалась механическим воздействиям, а контакты патронов не испытывали напряжения от веса арматуры.

В сетях с глухим заземлением нейтрали нулевой провод при­соединяется к винтовой гильзе патрона, а фазный — через вы­ключатель к утопленному контакту.

В сетях с изолированной нейтралью один фазный провод при­соединяют через выключатель к винтовой гильзе патрона, а дру­гой — к утопленному контакту.

Питающий провод присоединяют через выключатель к утоп­ленному контакту пробочного предохранителя.

Ошибочное присоединение патрона или предохранителя мо­жет явиться причиной электротравмы.

3.7. АВАРИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

3.7.1. Устройство аварийного освещения во всех цирковых предприятиях (в том числе и отдельных «Мотогонках») обяза­тельно.

3.7.2. Аварийное освещение должно состоять из:

— сигнального освещения (в стационарных предприятиях) для указания путей эвакуации зрителей из здания (фонари с надписью «Выход» над всеми выходами, ведущими из зритель­ного зала, кроме артистического), которое должно быть включе­но в течение всего представления;

— эвакуационного освещения путей основных проходов из зрительного зала, фойе, буфетов, гардеробных и лестничных клеток;

— сценического освещения для временного продолжения дея­тельности персонала предприятия (окончания работы номера, эвакуации и размещения животных, окончания работы кассиров и т. д.) в помещениях зрительного зала, манежа, трюмов, про­ходов, помещений для содержания животных и путей их эвакуа­ции, медпункта, касс, постоянных постов охраны, пожарного по­ста, насосной, котельной, щитовой, регуляторной, звукоаппаратной, телефонного узла и гардеробов для зрителей.

3.7.3. Освещенность эвакуационных путей внутри помещения на полу проходов и ступеней лестниц должна составить не менее 0,5 лк, а на открытых территориях (до выхода на улицу или пло­щадь) — 0,2 лк.

Постановочное освещение манежа должно обеспечивать осве­щенность на уровне пола (ковра) не менее 10 лк — в стационар­ных и 7,5 лк — в передвижных предприятиях.

3.7.4. Аварийное освещение должно получать питание от не­зависимого источника тока. Допускается питание аварийного освещения и от фидера рабочего освещения, при условии устрой­ства автоматического переключения (например, с помощью реле аварийного включения или блока автоматического аварийного переключения типа ПН 9018-41А1).

3.7.5. В качестве независимого источника тока (даже если предприятие имеет два обособленных ввода) следует применять батарею щелочных аккумуляторов напряжением не выше 36 В, емкость которой должна обеспечивать продолжение работ в ава­рийном режиме в течение 60 минут в стационарных и 30 минут — в передвижных предприятиях.

В стационарном цирке батарея аккумуляторов размещается в отдельном несгораемом помещении (аккумуляторной) или в вентилируемых шкафах. Стены и потолки этих помещений окра­шиваются щелочеупорной краской. Двери открываются наружу и имеют врезной замок, открывающийся без ключа изнутри.

Выключатели, штепсельные розетки и предохранители уста­навливают вне помещения аккумуляторной.

На двери, кроме надписи «Аккумуляторная», вывешиваются предупредительные плакаты «Огнеопасно!» и «С огнем не вхо­дить!»

Запрещается разряжать аккумуляторную батарею ниже ее номинальной емкости.

3.7.6. Иногда в «Мотогонках» разрешается вместо аккумуля­торов использовать сухие элементы. В качестве аварийного осве­щения зооцирка допускается освещение фарами автомобилей.

Разрешается включение аварийного освещения одновремен­но с другими видами освещения (например, лампа аварийного освещения на мачтовой люстре «Мотогонок» в темное время су­ток должна включаться одновременно с люстрой).

3.7.7. Для аварийного освещения применять светильники, от­личающиеся от светильников рабочего и постановочного освеще­ния типом, размером или специальной маркировкой.

Использование люминесцентных ламп и ламп типа ДРЛ для аварийного освещения не допускается.

3.7.8. Сети рабочего и аварийного освещения выполнять раз­дельно. К линиям аварийного освещения не разрешается под­ключать другие токоприемники, местные выключатели или штеп­сельные розетки.

3.7.9. В номерах «Цирка на сцене», при исполнении которых может возникнуть опасная ситуация из-за прекращения освеще­ния, нужно иметь переносные батарейные устройства для ава­рийного освещения сцены, которые должны быть включены в течение всего выступления.

3.7.10. Техника безопасности при эксплуатации радио- и телеустановок и радиоузлов в цирковых предприятиях указана в приложении 3.11.

4. УСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТАЦИОНАРНЫХ ЦИРКОВ

4.1. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ и МАНЕЖ

4.1.1. Первый ряд мест для зрителей располагать не ближе 1,2 м от внешней стороны манежного барьера.

4.1.2. Пол зрительного зала (в той чисто сценической пло­щадки) должен быть ровным, без выбоин, порогов и щелей. До­пускается устройство пандусов.

Часть пола вокруг манежа, от барьера до первого ряда зри­тельских мест, должна быть деревянной.

Пол артистического прохода до манежного настила изготов­ляется из досок, уложенных поперек прохода, а далее так же, как и полы главного и боковых проходов, может покрываться асфальтом с шероховатой или рифленой поверхностью.

4.1.3. Оркестровая ложа должна иметь удобные рабочие ме­ста для музыкантов, два выхода и балюстраду со стороны зри­тельного зала высотой не менее 60 см.

Высота от пола оркестровой ложи до звукового козырька должна быть не менее 2 м. Вблизи оркестровой ложи оборудует­ся фойе для отдыха музыкантов и кладовая для хранения нот и инструментов.

4.1.4. Сценическая площадка (эстрада), размещаемая напро­тив оркестровой ложи, должна иметь удобные проходы в заку­лисные помещения и два выхода в сторону манежа.

Для выхода артистов с этой площадки на манеж иногда уст­раивается специальная выдвижная лестница. Уклон ее более 45° не допускается. Пол и ступени лестницы рассчитывают из полезную нагрузку, равную 300 кгс/м2, и вертикальную сосредо­точенную нагрузку 1 тс в любой точке.

У края осветительных балконов (галерей), а также под осве­тительными приборами, расположенными над зрительным залом или манежем (в том числе и под кольцами прожекторов у колос­ников), устанавливать предохранительные сетчатые огражде­ния.

4.1.5. Внутренний диаметр манежа равен 13 м. Использова­ние меньшего размера разрешается лишь в существующих цир­ках. Манеж должен быть строго горизонтальным, а его настил находиться на уровне артистического прохода. Писта должна быть одинакового профиля по всему периметру манежа.

4.1.6. Манежный настил должен быть глино-опилочный. Ис­пользовать другой вид настила (например, губчато-каучуковый) разрешается только при условии придания ему должного профи­ля и физико-механических свойств, обеспечивающих безопас­ность выступлений артистов всех жанров и, главным образом, наездников темповых конных номеров и акробатов-прыгунов.

4.1.7. Глино-опилочный манеж состоит из трех слоев толщи­ной по 10 см.

Подстилающий слой — мягкая земля (чернозем, рыхлая земля), средний — сухая красная глина и верхний — тырса (смесь 60% крупных опилок, от продольной распиловки древе­сины хвойных пород, с 40% красной сухой глины). Составные части настила перед их укладкой должны быть очищены и про­сеяны через металлическую сетку с ячейкой не реже чем № 20. Писта также делается из тырсы. Профиль ее формируется в за­висимости от трюков.

Каждый слой настила выравнивается манежными граблями под рейку и смачивается из лейки водой. Осевшие места, а так­же весь настил перед представлением засылают хвойными опилками слоем 3—4 см, опрыскивают теплой водой с разведен­ным мелом, перед работой с животными — и лесной водой.

4.1.8. Губчато-каучуковый манежный настил делается клее­ным из четырех слоев технической губчатой резины толщиной по 10 мм, уложенных с перевязкой швов. Сверху настил покрыва­ется натуральным вальцованным каучуком толщиной 14—16 мм из листов размерами не менее 1300—650 мм. Швы тщательно подгоняются и обжимаются. Зазоры между листами (заполненные клеем) допускаются не более 2 мм. При наклейке слоев на­стила не допускается совпадение швов в плане и по вертикали. Наклейка должна производиться самовулканизирующим клеем (например, № 655).

Работы по наклейке такого настила, в связи с выделением паров этилацетата и бензина из состава клея, относятся к кате­гории взрыво- и пожароопасных. Вести их следует при темпера­туре не ниже +18°, при закрытых дверях, без сквозняков и до­ступа в зрительный зал лиц, не занятых в этом процессе.

4.1.9. Манежный настил и манежные ковры не должны быть скользкими, не должны иметь рваных мест, грубых швов и не­ровностей.

Для репетиций иметь специальный ковер (брезентовая по­крышка).

4.1.10. Вокруг манежа должен быть прочный барьер шириной 50 см и высотой 50 см от уровня манежного настила.

Барьер делается железобетонным и обшивается с внутренней стороны досками вертикально так, чтобы не было каких-либо выступающих частей и неровностей. Края барьера закругляются.

Верх и края барьера обиваются упругим, но мягким материа­лом и обтягиваются брезентом.

Часть барьера со стороны артистического и главного прохо­да делается откидной и съемной. Расстояние между раздвинуты­ми частями барьера должно быть не менее 3 м. Откидные части должны легко и бесшумно открываться, а с внешней стороны иметь надежные запоры. Открытые створки барьера должны преграждать зрителям доступ к артистическому проходу, не уменьшая его ширины.

4.1.11. Трансформирующийся подъемно-опускной манеж при­водится в движение в соответствии со специальной инструкцией, но сигналу инспектора манежа Конструкция подъемных меха­низмов оснащается устройством, предохраняющим манеж от са­мопроизвольного опускания.

4.1.12. Высота трюмов и проходов под манежем должна быть не менее 2 м, а ширина проходов не менее 1 м.

Люки должны открываться бесшумно и безотказно. Дейст­вующие люки, трюмы и проходы не должны загромождаться.

Для облегчения входа и выхода в люках устанавливать вер­тикальные металлические лестницы или скобы.

Установка в трюмах и проходах аппаратов, работающих под давлением более 0,5 атм, воспрещается.

4.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА И КОЛОСНИКИ

4.2.1. Технологические устройства для крепления цирковых аппаратов должны быть прочными и удобными в эксплуатации. Их прочность обосновывается техническими расчетами. У мест креплений вывешиваются надписи о предельно допускаемых рабочих нагрузках.

4.2.2. Количество, вид, места расположения и нормативные нагрузки технологических устройств для крепления цирковых аппаратов в стационарном цирке должны соответствовать схеме расположения и чертежам деталей этих устройств и специаль­ным нормативам Союзгосцирка.

4.2.3. Прилагаемые усилия к технологическим устройствам не должны превышать предельно допустимых величин, указанных в схеме расположения технологических устройств и обозначен­ных у мест креплений.

4.2.4. Люки в полах плотно закрывать деревянными крышка­ми. Недопустимо, чтобы крышки и ручки для их открывания вы­ступали над полом, а растяжки аппаратов касались бортов люка.

В артистическом проходе и на сценической площадке пре­дусматривать устройства для крепления лебедок, например, при помощи рымболтов (приложение 4.1).

4.2.5. Кольца в стенах барабана располагать симметрично по отношению к главным осям зрительного зала, желательно на одном уровне, ниже осветительного балкона (галереи), на вы­соте, удобной для крепления растяжек, которые не должны ме­шать зрителям и касаться конструкций, при их направлении в сторону колосников. Конструкция и размеры колец даны в при­ложении 4.2.