Если в операторе объявлен эксцентриситет, то он специфицирует эллипс. Например, если эксцентриситет равен 2, изображается эллипс, высота которого в 2 раза больше чем ширина, полусумма ширины и высоты равна заданному радиусу.

  1. Исключения

Изображение окружности при заданных параметрах выходит за границы экрана. Ошибка не является неустранимой. Изображается видимая часть окружности.

  1. Окраска области сплошным цветом

    1. Общее описание

Оператор-окраски-области заполняет область сплошным цветом, бщая синтаксическая форма данного оператора следующая:

PANT STEP? (X, Y) (, К) ? (, М) ?

где К — номер-цвета-окраски, а М ~ номер-цвета-изображения гра­ницы области.

  1. Синтаксис

  1. оператор-окраски-области = PAINT список-параметров

  2. список-параметров = координаты-точки (запятая номер-цвета- окраски) ? (запятая номер-цвета-границы) ?

  1. Л .6.3. Примеры

1) PAINT (105, 22), 3,5 ,

  1. 1.6.4. Семан ти ка

Данный оператор заполняет область заданным цветом. Если грани­ца области должна быть другого цвета, в оператор вводится номер-цве- та-границы, В случае, если нет заполнения совпадает с цветом фона, ус­тановленного оператором-установки-цвета, можно опустить номер-цве- то-заполнения. Координаты-точки задают начальную точку заполнения. В качестве такой точки можно выбрать любую внутреннюю (не гра­ничную) точку области.

  1. 1.6.5. Исключения

Координаты заданной точки находятся вне экрана. Ошибка не является неустранимой. Программа продолжает работу.

5.1.7. Функция-определения-цвета-точки

  1. Общее описание

Встроенная функция-определения-цвета-точки в качестве результа­та возвращает номер-цвета-изображения точки с заданными координа­тами.

  1. Синтаксис

Функция-определения-цвета-точки = POINT абсолютные-координа- ты-точки

  1. Примеры

X = POINT (Х0, Y0)

  1. Семантика

Данная функция возвращает номер-цвета-изображения указанной точки. Если в этой точке ничего не нарисовано, то возвращается номер- цвета-фона. •.

5.1.8.5. Исключения

Координаты точки вне экрана. Ошибка не является неустранимой. Должно выдаваться предупреждающее сообщение, после чего программа продолжает работу.

  1. Уровень 2

    1. Оператор-графических-опе_раций

      1. ..Общее описание

Оператор-графических-операций предназначен для построения изоб­ражений при помощи специальных операций. Общая синтаксическая форма оператора следующая:

DRAW текстовая-константа

где текстовая-константа содержит список-графических-операций, обозначаемых зарезервированными символами, причем перед некото­рыми символами может стоять префикс.

Оператор-графических-операций позволяет в одном тексте задать сразу несколько действий, связанных с выводом графической инфор і лации на экран.

  1. Синтаксис

  1. оператор-графических-операций = DRAW список-графических- операций

  2. список-графических-операций = (префикс)? зарезервирован- ный-символ параметр ((пробел) ? (префикс) ? зарезервированный-сим- вол параметр) *

  3. префикс = В| N| S

  4. зарезервированный-символ = U|D]L|R|E|F|G1H|M

  5. параметр = длина | расстояние

  6. длина = арифметическое-выражение

  7. расстояние = (знак-плюс|знак-минус)? координата-Х запятая координата Y

  1. Примеры

  1. DRAW ”UI00 RI20 LI20”

DRAW ”BEI0”

  1. Семантика

Список графических-поераций составляет текст длиной до 255 сим­волов. Операции обозначаются зарезервированными символами. Для удобства чтения операции могут разделяться пробелами. Параметр дли­на задает количество изображаемых точек.

Ниже приведен перечень выполняемых операций:

  1. U длина - рисует вертикальную линию вверх от положения гра­фического курсора;

  2. D длина — рисует вертикальную линию вниз от графического кур­сора;

  3. L длина - рисует горизонтальную линию влево от графического курсора;

  4. R длина - рисует горизонтальную линию вправо от графическо­го курсора; '

  5. Е длина — рисует линию под углом 45°;

  6. F длина — рисует линию под углом 315°;

  7. G длина — рисует линию под углом 225°;

  8. Н длина — рисует линию под углом 135°;

  9. М (+ или -) координата X, координата Y. Если явно задан знак (+ или —), то координаты отсчитываются от текущего положения гра­фического курсора. В противном случае берутся координаты относи­тельно начала координат.

Префикс В — перемещение графического курсора без рисования сле­да.

Префикс N — перемещение графического курсора с рисованием следа и возврат графического курсора в исходное положение.

Префикс S — масштаб. Каждая длина умножается на заданный коэф­фициент. Масштаб может иметь значение от 1 до 255.

Масштабирование действует на все, что рисуется без префикса В.

  1. Исключен ня

При выполнении графических-операций изображение выходит за гра­ницы экрана. Ошибка не является неустранимой. Программа должна продолжать работу.

  1. Примечания

Список графических-операций может быть расширен. Допускаются также реализации, позволяющие задавать графические-операций не толь­ко текстовыми константами, но и текстовыми переменными.

6. МОДУЛЬ ИНТЕРПРЕТАТОРА

Модуль интерпретатора описывает минимальный набор команд, ко­торые применяет пользователь в диалоге с реализацией языка Бейсик в виде интерпретирующей системы.

Реализация может допускать использование некоторых команд в качестве операторов программы, а некоторых операторов в виде ко­манд. Система должна допускать ввод команд как прописными так и строчными буквами.

Команды, описанные в пп. 6.6—6.8, должны быть реализованы, если в состав ЭВМ входят магнитные диски, а команды, описанные в пп. 6.9—6.11, должны быть реализованы, если в состав ЭВМ входят магнитные ленты.

  1. Команд а -инициализация

    1. Общее описание

Команда-инициализация уничтожает программу в памяти.

6Л.2. Синтаксис

Команда-инициализации = NEW

  1. Примеры

NEW

  1. Семантика

Команда-инициализация уничтожает в памяти всю программу, все переменные и закрывает всей файлы. Эту команду необходимо исполь­зовать перед тем, как начинать ввод новой программы.

  1. Вывод текста программы

е 6.2.1. Общее описание

По этой команде на экран выводится текст всей программы или ее части. Общая синтаксическая форма команды-вывода-текста следу­ющая; ’

LIST номер начальной строки - номер конечной строки

  1. Синтаксис

  1. команда-вызода-текста = LIST (номер-начальной-строки) ? (ми­нус) ? (номер-конечной-строки) ?

  2. номер-начальной-строки = точка целое

  3. номер-конечной-строки = точка целое

  1. Примеры

  1. LIST -175

  1. Семантика

Команда-вывода-текста выводит на терминал текст программы, на­ходящейся в данный момент в памяти ЭВМ, в соответствии с указанным диапазоном номеров строк.

Номером-строк может быть любое целое число от 0 до максималь­ного, определяемого реализацией. Если в описании команды не указаны номера-строк, то выводится вся программа. Иначе, если задан единствен­ный номер-строки, то выводится только эта строка. Минус до или после номера-строки означает вывод всего текста до или после строки с ука­занным номером. Если в команде объявлены два номера-строки, разде­ленные знаком-минус, то выводятся строки с номерами из указанного диапазона. Если в качестве номера-строки используется точка, она объяв­ляет текущий номер-строки, т.е. последний использованный в команде или введенный номер.

  1. Исключения ,

В ком’анде-вывода-текста объявлены несуществующие строки. Оши­бка не является неустранимой. Команда игнорируется.

  1. Примечания

Реализация может допускать использование команды-вывода-текста в качестве оператора программы.

  1. Ко м ан д а ■ з а п у с к а • пр о г р а м м ы

    1. Общее описание

Команда-запуска-программы запускает программу на выполнение.

  1. Синтаксис

  1. команда-запуска-программы = RUN (номер-строки имя-програм- мы)?

  2. имя-программы = текстовая-константа | текстовая-переменная

  1. Примеры

  1. RUN

RUN 100

  1. Семантика

Команда-запуска-программы переводит программу в режим выпол­нения, начиная выполнение с первой строки программы.

Если задан параметр номер-строки, то выполнение программы на­чинается со строки с указанным номером.

Если в команде объявлена текстовая-константа или текстовая-пе­ременная, то она интерпретируется как имя файла, содержащего текст программы. Программа загружается в ЭВМ с внешнего устройства (магнитной ленты или магнитного диска) и начинает выполняться.

6 А. Удаление строк программы

  1. Общее описание

Команда-удаления-строк-программы удаляет строки текста програм­мы из памяти ЭВМ. ,

  1. Синтаксис

Команда-удаления-строк-программы = DELETE (номер-начальной- строки) ? (минус номер-конечной-строки) ?

  1. Примеры

DELETE 100-.

DELETE.

DELETE - 5000

DELETE 135

  1. Семантика

Команда-удаления-строк может удалить из памяти часть текста или всю программу. При отсутствии номера-начальной-строки удаляются все строки от начала текста до строки с объявленным номером. При отсут­ствии номера-конечной-строки удаляются все строки, начиная с указан­ной. Точка используется для ссылки на текущую строку.

  1. А.5. Исключения

Указанный в команде номер-строки не существует. Должно выда­ваться диагностическое сообщение. '

  1. Примечания

Допускается сокращенное DEL вместо DELETE.

6.5. В о з о б н о в л ен и е выполнения программы

  1. Общее описание

Команда-возобновления-выполнения-программы вызывает продол­жение выполнения программы с того места, где произошел останов прог­раммы (после выполнения оператора-останова или после останова с пульта оператора).

  1. Синтаксис ■ z

Команда-возобновление-выполнения-программы = CONT

  1. Примеры

CONT

  1. Семантика

Если выполнение программы было прервано встроенным средством прерывания, (например, при помощи оператора-останова), то этой коман­дой можно возобнсгвить выполнение программы с той стороны, где она была прервана.

  1. Примечания

Если выполнение программы было завершено выполнением опера­тора-конца (END), то команда-возобновления-выполнения-программы игнорируется.

б.б.Загрузка программы с магнитного диска

  1. Общее описание

Команда-загрузки-программы-с-магнитного-диска загружает в опе­ративную память ЭВМ программу, написанную на языке Бейсик и храня­щуюся в файле на магнитном диске.

  1. Синтаксис

  1. команда-загрузки-программы-с-магнитного-диска = LOAD имя- программы

  2. имя-программы = текстовая-константа

  1. Примеры

  1. LOAD ”MOD2”

  1. Семантика

Команда-загрузки-программы-с-диска используется для загрузки программы, написанной на языке Бейсик и сохраненной командой-за- писи-на-магнитный-диск (см. п. 6.7) на магнитном диске. Имя-програм­мы указывает имя файла, содержащего эту программу.

  1. Исключения

Файла с указанным именем на диске нет. Выдается сообщение ошиб­ке.

  1. Запись программы на магнитный дитзк

  1. Общее описание ■

Команда-записи-на-магнитный-диск записывает программу из опера­тивной памяти ЭВМ в файл на магнитный диск.

  1. Синтаксис

Команда-записи-на-магнитный-диск = SAVE имя-программы

  1. Примеры

. SAVE ’’name”

  1. А. Семантика

Команда-записи-на-магнитный-диск записывает текст программы в файл на магнитный диск. Файл получает имя, указанное в" имени-прог­раммы.

  1. 5. Исключения

Диск переполнен. Возникает неустранимая ошибка. Система должна выводить диагностическое сообщение.

  1. Л.6, Примечания

После выполнения команды-записи-на-магнитный-диск программа должна сохраняться в оперативной памяти ЭВМ.

Длина имени-программы определяется реализацией.

  1. Вы вод каталога диска

    1. Общее описание

Эта команда выводит список имен файлов, хранящихся на маг­нитном диске.