Статьи

2008-267_3.jpg Какой бы ни была чрезвычайная ситуация (ЧС), основной задачей спасателей МЧС является оказание помощи людям. Будь то пострадавшие, их родные, близкие, родственники погибших, люди, утратившие жилье. Эффективность деятельности при ЧС во многом зависит от психологической готовности персонала служб экстренной помощи к работе в подобных условиях. Сегодня ведется комплексная работа по подготовке специалистов, оказывающих помощь населению в экстремальных ситуациях. Для этого организовываются практические занятия не только с курсантами профильных учебных заведений, но и с профессорско-преподавательским составом вузов МЧС Украины. Со специалистами проводятся встречи, сборы, конференции, учения и выезды на реальные происшествия.

В конце мая в АР Крым прошли учебно-методические сборы психологов вузов МЧС на тему «Формирование психологической готовности личного состава аврийно-спасательных служб гражданской защиты в экстремальных условиях», на которых встретились преподаватели трех высших учебных заведений по подготовке специалистов МЧС Украины — Университета Гражданской защиты, Львовского государственного университета безопасности жизнедеятельности и Академии пожарной безопасности имени Героев Чернобыля.
Мероприятие началось в Севастополе, где участники сборов ознакомились с работой горноспасательной службы и побывали на показательных учениях по ликвидации последствий ДТП. Завершилась встреча в Керчи, в «гостях» у специального морского отряда и Морского координационного аварийно-спасательного центра.
В Севастополе психологи работали всего один день, но он оказался весьма плодотворным. Им были наглядно продемонстрированы приемы спасения людей в горах. При этом экипированные профессионалы Севастопольского горного поисково-спасательного взвода сымитировали падение пострадавшего со скалы в районе мыса Айя, что на Южном берегу Крыма. Перед ними стояла задача — снять с 30-метровой высоты условного пострадавшего, оказать ему первую помощь. Для этого сначала были установлены спасательные устройства и закреплены веревки. По натянутому тросу носилки с муляжом были доставлены к месту эвакуации — на этом спасатели выполнили план действий. А вот у психологов после увиденного возникло несколько вопросов: какова мотивация походов неудачных скалолазов, что тянет неопытных альпинистов в горы? Это может быть и спортивный интерес, и излишняя самоуверенность, и бравада. Но как показывает практика, не каждому несчастному случаю находится аргументированное объяснение — люди беспечно путешествуют по горам, не думая о возможной опасности. Случаев падения со скал и обрывов по неосторожности в Севастополе только за прошлое лето зарегистрировано больше сотни.
2008-271.jpgСледующим этапом работы в севастопольском гарнизоне стало психологическое сопровождение ликвидации последствий ДТП. В черте города велась работа на аварийно-спасательных автомобилях с оказанием экстренной психологической помощи условным пострадавшим и их родственникам как психологами МЧС, так и специалистами социальных служб города. Были привлечены организации и партнеры, способные в случае чрезвычайной ситуации оказать квалифицированную помощь. Так, кроме спасателей, на месте условной аварии присутствовали работники Севастопольского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, Севастопольского центра матери и ребенка, Севастопольского центра социально-психологической помощи. После учений состоялся разбор действий психологической группы. Поднимался вопрос о важности присутствия психолога не только на крупных ЧС, но и при авариях с незначительным количеством жертв, как это практикуется в учебных пожарных частях вузов МЧС. Обсуждалась «экипировка» психолога и его работа при выезде на ДТП, практическое применение знаний и навыков при ЧС.
«Важным «инструментом» психолога, который работает в очаге чрезвычайной ситуации, является его сумка,— рассказывает психолог управления МЧС в Севастополе Екатерина Самохина.— Она комплектуется сразу же при получении информации о характере ЧС. Для работы с людьми при ДТП (пострадавшими, их детьми или родственниками погибших) сумка оснащается простейшими успокоительными препаратами (валерьянкой, валидолом, нашатырем), понадобятся в данном случае и одеяла, и одноразовые стаканы, и спортивные коврики — чтобы усадить людей; в сумке должны быть вода и горячее питье (например, чай), материалы для работы с детьми (игрушки, книжки, краски). В некоторых случаях будет уместным иметь при себе иконки, крестики и свечки, но эти вещи предоставляются только по требованию, с учетом принадлежности потерпевших к той или иной конфессии».
2008-270.jpgПри выезде на место с массовой гибелью людей, как это было после авиакатастрофы вертолета Ми-8 в Черноморском, создается мобильная группа психологов МЧС, которая работает в зоне ЧС с семьями погибших. «В Черноморском работала южная мобильная группа психологов — это 8 специалистов МЧС,— объясняет Е. Самохина, которая в составе группы выезжала на место происшествия.— Наша работа заключалась в психологическом сопровождении и предоставлении экстренной психологической помощи. Применялись профилактические меры по предотвращению острых панических реакций, нервно-психических нарушений. Для этого использовались следующие методы: наблюдение, эмпатическое слушание (сопереживание.— Прим. авт.) людей; метод массажа кистей рук. Родственникам, пребывавшим в горе, давали успокоительные средства. Также оказывалась поддержка родным и близким погибших во время опознания тел — людей на эту процедуру сопровождал психолог. Большая совместная работа была проделана с медиками и представителями власти».
Случается, что в экстренной психологической помощи нуждаются не только пострадавшие, но и сами спасатели. Когда объектом внимания психолога становятся спасатели, то работа с ними продолжается и после ликвидации последствий ЧС. При этом в подразделениях обустраивают комнаты психологической разгрузки, с бойцами проводятся беседы, восстанавливающие эмоциональное состояние, потом еще некоторое время ведется наблюдение за их самочувствием.
Взаимодействие с людьми, попавшими в экстремальную ситуацию и испытывающими психологические трудности, как правило, носит сугубо индивидуальный характер. К каждому человеку необходим «свой» подход, иначе можно встретить негативную реакцию. Для этого специалисты советуют избегать при общении таких клише, как: «На все воля Бога», «Мне знакомы Ваши чувства», «Уже прошло 3 недели как он погиб. Вы еще не успокоились?», «Благодарите Господа, что у Вас есть еще дети (ребенок)», «Он (она) прожил долгую и честную жизнь, вот пробил его час», «Бог выбирает лучших», «Мне очень жаль» и т. д.
Опытные психологи-практики сходятся во мнении, что сегодня необходимо создание «психологического инструментария, адекватного их опыту». Убедиться в том, что экстренная психологическая помощь приносит результаты, можно, лишь детально анализируя психологическое состояние населения, попавшего в кризисную ситуацию, «до и после» трагедии. Эффективность деятельности психологов системы МЧС Украины была доказана неоднократно, что подтверждается заинтересованностью государства в высококлассных специалистах этой отрасли и востребованностью профессии психолога-спасателя.

А. ШЕВЧЕНКО
(пресс-служба управления МЧС
Украины в г. Севастополе)

На снимках:
показательные учения
по ликвидации последствий ДТП;
участники учебно-методических сборов — психологи высших учебных заведений МЧС Украины.



До списку