Статьи

Статистика — вещь упрямая. И она свидетельствует о том, что в Украине на производстве ежегодно происходит около 20 тыс. несчастных случаев, в том числе более 1000 смертельных. О том, что необходимо неуклонно выполнять установленные требования техники безопасности и к каким последствиям приводит их несоблюдение, сказано и написано уже немало. И там, где и работники, и работодатели придерживаются нормативно-правовых требований по охране труда, как правило, люди меньше травмируются или не травмируются вообще.
Все вроде бы понятно: выполняй элементарные требования безопасности и не будешь подвергать риску свое здоровье и тех, кто находится с тобой рядом. Однако, к сожалению, эту простую истину понимают далеко не все.

Несчастный случай, о котором пойдет речь, еще раз напомнил, к чему приводят неправильные действия, скорее бездействия как руководителей, так и исполнителей работ.
Государственное предприятие «Научно-исследовательское хозяйство «Солнечное» Николаевского государственного аграрного университета расположено в Николаевском районе Николаевской области. В нем есть два механизированных полевых отряда, молочнотоварная ферма, ферма по откорму молодняка крупного рогатого скота, свиноферма, строительный цех, автогараж и др.
10 мая 2006 г. работник Маловарваровского механизированного отряда А. Валуев после проведенного инструктажа по технике безопасности вместе с трактористом А. Панасенко получил задание от агронома отделения № 2 Ф. Сацуры выехать на поле № 6 для обработки гербицидами посевов пшеницы под руководством агронома-семеновода Л. Барановой. Так как днем было прохладно, А. Валуев поверх спецодежды надел куртку армейского типа.
Заполнив опрыскиватель ОП-2000-ВК-4 водой, они уехали на поле, а Л. Баранова на автомобиле ГАЗ-53 уехала по воду для дальнейшей заправки опрыскивателя. Тракторист А. Панасенко, включив вал отбора мощности от трактора ЮМЗ-6 для приведения в действие насоса опрыскивателя, поднялся на платформу, чтобы залить в него ядохимикаты. В это время А. Валуев начал приводить штанги опрыскивателя в рабочее состояние. Во время выполнения этой работы свободный конец его куртки зацепило незащищенной вращающейся частью вала привода насоса и намотало на карданный вал.
На крик Валуева механизатор Панасенко спрыгнул с опрыскивателя, выключил агрегат и освободил потерпевшего, который от полученных травм умер в машине скорой помощи по дороге в больницу.
Комиссия, проводившая специальное расследование, установила, что несчастный случай произошел из-за конструктивных недостатков прицепного полевого штангового опрыскивателя ОП-2000-ВК-4, сделанного в 2002 г. Одесским филиалом ГП «Райз-Агротехника». Шлицевое соединение вала насоса и карданного вала трактора не имело защитного кожуха.
С техническими тесно переплетаются и причины организационные. Главный инженер мехотряда № 2 В. Безпятый и инженер-механик Ю. Демянчик еще пять лет тому назад должны были принять меры по установке защитного кожуха и тем самым создать безопасные условия труда, однако этого не сделали, что и привело к гибели человека. Кроме того, эти же руководители не разработали инструкции по безопасной эксплуатации опрыскивателя ОП-2000-ВК-4, а агроном-семеновод Л. Баранова не разработала порядок приготовления раствора и заправки опрыскивателя ядохимикатами в поле.
Один из членов комиссии по спецрасследованию этого несчастного случая, главный специалист по вопросам охраны труда управления труда и социальной защиты населения Николаевской райгосадминистрации О. Жук высказал особое мнение по поводу причин гибели А. Валуева. Он считает, что одной из причин несчастного случая со смертельным исходом является нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда, а именно: потерпевший не застегнул рабочую одежду, вследствие чего его куртка была намотана на карданный вал.
Но, к сожалению, все случилось так, как случилось. Должностные лица не позаботились о безопасности своих подчиненных. Не позаботились они и о том, чтобы подчиненные были обучены. Как было установлено, потерпевший А. Валуев, работая на предприятии четыре года, не прошел обучение и проверку знаний по охране труда, следовательно, он и не задумывался о том, что в работе часто встречаются ситуации, которые могут привести к серьезным травмам, а то и к гибели. И то, что он не застегнул куртку, приступая к работе с оборудованием, части которого вращаются и могут захватить свободные концы одежды, тоже результат необученности и безразличия. Потерпевший просто не подумал о последствиях. Но о них обязано было думать руководство, которое знало (не могло не знать), что люди, работая на оборудовании повышенной опасности, рискуют не только своим здоровьем, но и жизнью, и за незнание и несоблюдение элементарных требований охраны труда можно заплатить дорогую цену. Она и была заплачена. Ценой жизни.
Несчастный случай, произошедший с А. Валуевым, согласно Положению о порядке расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве признан связанным с производством, составлен акт по форме Н-1.
О том, что руководство предприятия самоустранилось от решения вопросов охраны труда, свидетельствуют результаты проверки состояния охраны труда в ГП «Научно-исследовательское хозяйство «Солнечное». Члены комиссии обнаружили ряд серьезных нарушений законодательства об охране труда. На предприятии не разработано положение о системе управления охраной труда, не разработаны и не согласованы с органами Госгорпромнадзора комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов и улучшения охраны труда. А отсюда и все беды. В частности, на предприятии нет перечня работ с повышенной опасностью и работ, где необходим профессиональный отбор людей, которые должны ежегодно проходить специальное обучение и проверку знаний согласно нормативно-правовым актам по охране труда.
А что же служба охраны труда? У нее же есть все права для того, чтобы контролировать безопасное выполнение работ, соблюдение рабочими всех требований охраны труда и тем самым не подвергать их смертельной опасности и травмированию. Однако, как показала проверка, специалисты отдела охраны труда, возглавляемого В. Нагрибецким, не запрещают выполнение работ, которые создают угрозу жизни и здоровью работающим. В отделе нет плана работы и графика обследования подразделений предприятия, которые должен утверждать руководитель. Поэтому в механизированных отрядах предприятия, которые были проверены комиссией, и был выявлен ряд серьезных нарушений нормативно-правовых актов по охране труда. На шести тракторах отсутствует электростартерный запуск из кабины водителя, в центральной ремонтной мастерской и в гараже эксплуатируются грузоподъемные механизмы без прохождения освидетельствования органами надзора, в мехотрядах № 1 и № 2 и в центральной ремонтной мастерской манометры редукторов на кислородных баллонах не имеют клейма проверки.
По результатам проверки было запрещено эксплуатацию шести тракторов, трех кран-балок, трех газосварочных баллонов до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работников, и приведения в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда, а также получения разрешения на продолжение эксплуатации. Руководителю предприятия В. Зозуле вручено предписание, обязывающее устранить выявленные нарушения требований безопасности.

С. РОМАНОВСКИЙ, заместитель начальника теруправления Госгорпромнадзора по Николаевской области, Екатерина ЦВИГУН, наш собкор



До списку