Почему и* работ ват баня!

Ввиду отсутствия жидкого топлива.

А трактора почему не • поле!

По неприбытию запчастей.

Куда подевалась зубная ласта!

Ввиду несогласованности отдельных министерств...

Но, позвольте, у каждого неприбытия, отсутствия, несогла­сования и проч, есть конкретные чме на, фамилии и занимае­мые должности, Даже, к*м стало ясно из достоверных источ­ников, неурожаи былых годов происходили вовсе не из-за обилия и отсутствия дождей, я из-за присутствия в кабине гл отдельных лиц, владеющих словом, но не смыслящих в дел*,

Даже в сферах, не требующих титанических усилий всего прогрессивного человечества, происходят, и нередко, пора­зительные вещи. Вот, к примеру, сын т. Цид*ик*са окончил в 1966 году вильнюсскую 47-ю среднюю школу «с серебряной медалью». Но при вручении аттестата юноше слазали: причитающаяся тебя медаль еще на изготовлена и будет вру­чена осенью. То есть, как только —так сразу.

Пришла золотая осеньмедали не было. Отсеребрияась зим*, пришла вторая весна — ответ тот же.

Вполне естественное чувство любопытства у т. Цидзика- св сменилось откровенной тревогой- Он стал писать во все­возможные инстанции и даже газеты. В ответ поступали фи­лософские сообщения -- ввиду неприбытия серебра к т. Д Но одна официальная бумага и* могла не вселить оптимизма.

«Сообщаем,— любезно проинформировал бывший Мин- прос СССР,— что выпуск серебряных медалей задерживается Московским Монетным двором Гознаке СССР. Миипросом СССР своевременно подготовлена необходимая документа­ция на изготовление серебряных моделей. В настоящее вре* мв принимаются моры по ускорению их изготовления. 20.06.87 г».

Но меры по с*О*е рема иному ускорению были примяты сов­сем много порядка, Мннорос, охвативший «серебром» многие поколонна, был закрыт. Но исключено, что одна из причин этой крайней меры— необеспеченно своевременного вруче­ния.

И вроде засеребрилась надежда... Только вот с тревогой следит т. Цидзикес за сообщениями в печати, где доволь­но регулярно публикуются указы о награждения с...-летком и по случаю дня— Хватит пн драгоценного металла для энергии Монетного двора, успевающего за указами, но Забывающе­го лауреатов народного образование!

Когда же наградят бывших юношей, я ныне мужчин > сва­зи с окончанием школы в 1966 году!

А. МУРТАЗАЕВ.


Весеннее половодья разлилась на ручья* к малыг речках во­ронежского госудирггвемного биосферного заповедника. Здесь обитают 54 вида члекопигающит, 200 видов птиц. Бобр—символ заповедника. На ферме, где ученые приручили этого осторож­ного к пу.'яи*о<о тверька, бобры дают потомство. Сотрудники заповедника к созданного здесь музе* природьі ежегодно при и имеют более 30 тысяч і остай-жскурсаитов.

Ф Пробуждается природа.

ф Обитатель заповедным лесов.

ф Ветеран заповедника Кирилл Сергеевич Ермолов с учени­ком Мапопривалояской восьмилетней школы Денисом Зацвриым.

Фото М. Сиурнхниой.

Справки


21 япрвям


Ф Племя мгновенно охватило женщину, и по дво­ру заметался живой фвмвл. Из кишлака Арабмон Офигг Мвмвтову достелили в больницу. Три дня оно умирал* в страшных муках.


ЦБ ЭТОМ трагическом слу- чае писал* наша областная газета <Ленинский путьы мо­лодая, полная сил жешцяма об­лила себя керосином и подо- жглясь, реши* радем локон - ЧИП. все счеты с опостылевшей ей жлзныо. Поаа размышлял над причинами, приведшими беднягу а такому исходу, к нам в ожоговый центр была достав­лен* 25-летняя Музаффар

Джаббаров*. И опять-таки из Самаркандского района, аз совхоза аБагмзагвнк Как успел* сообщить эта несчаст­ная, он* «просто устала житья. Родия одного за дру­гим четверых детей, молодая мать не знала покоя кй днем нм ночью — ухаживать аа ма­лышами, вести дом я хозяй­ство, кроме нее, было некому.


В последнее время у нас в республике стали чаще появ­ляться материалы ні эту зло­бодневную тему. Выступал и я в печати. По моей статье «Драматвческие женские судьбы* Президиум Верхов­ного Совета Узбекской ССР принял постановление, наме­тившее ряд принципиальных мер для устранения причин, порождающих самосожжение женщин. Но вот опять взялся за перо, так как н после этого решения количество ПОПЫТОК самосожжения це уменьшает­ся. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев во вре­мя недавнего пребывания в Уз­бекистане, встречаясь с руко­водящими работниками респу­бліки, обратжл самое серьез­ное внимание на необходи­мость решительного и скорене- ш этого явления. О том же озабоченно говорили и участ­ники последнего пленума ЦК Компартии Узбекистана. А коллегия прокуратуры респуб­лики признала — во многих об­ластях участились случаи са­моубийств* женщин. Так, к примеру, происходит в Кашка- дарвинской области. Значит, партийные и советские органы, общественные организации не сумели организовать наступа­тельную борьбу против мрако­бесия, хак того потребовал Президиум Верховного Совета нашей республике.

Вдумайтесь только, как это противоестественно, когда жен­щин* в самом расцвете сил устает жить и однажды, дове­денная до предела, бросается к огню. И знаете, ее можно по­нять. С трудом, ио можно. Выйдя замуж, та же Музаф­фар рожала детей практически ежегодно. Медики знают, что ежегодные роды вызывают быстрое изнашивание женско­го организма, преждевремен ное старение. Это, помимо всего, обусловлено и тем, ЧТО во многих среднеазиатских семьях, особенно ка селе, жен­щина, едва роднв очередного малыша, должна, нисколько не Окрепну в, вставать с постели в впрягаться в домашнее хозяй­ство “- с коровами, овцами, огородом, тандыром (печкой). Плюс бессонные ночи у люль­ки, бесконечная стирка, чаще вручную. Плюс надо угодить мужу, свекрови, другой род­не — готовить обеды, выпол­нять кхъкэпрязы...

А питание? Во многих семыа оію далеко от науч-


но пбосновдпных норм. Ле­пешки да конфеты, сахар да чай — часто и на завтрак, и на обед. Много ли протянет кор­мящая мать ?,,

Б сентябре прошлого год* в Узбекистане торжественно отмечали 60-лспгс чхуджу- маь — начала раскрепощения женщины Востока. Многое сде­лано з* эти годы в республике для улучшения ее жизни. Мно- 1'ое, но не все. Что же нужно предпринять, чтобы женщина, особенно на селе, чувствовала себя действительно равноправ­ным членом и семьи, и обще­ства? Мне кажется, в первую очередь требуется поднять на должную высоту уровень се жизни к уровень общественно­го мнения, которым регулиру­ется положение женщины в Сы­


реть как ни человека второго сорта, как па рабыню, нс смев­шую дзже глаз поднять, когда ее отчитывает муж-хозяин?

И как так получается; чело­век уходит из жизни, н никто в кишлаке, оказывается, даже нс догадывался, что за одним кз дуванов назревает траге­дия?..

Вопросы, вопросы... Они нс дают мне покоя. Бот, скажем, руководство Самаркандского автолредприятмя № 16, где ра­ботал шофером тот же П. ту- лабаев, пыталось выгородить подсудимого, выдав ему бли­стательную характеристику. Рука, которая ее подписывала, безусловно, подталкивала дру­гого подобного мужа к звер­ствам над своей женой, а ту-- к самоубийству.,.

Очень во многом виновата школа. Спросите любую сель­скую девушку КАК женщину, недавнюю выпускницу: встре­чался ли ей на пути учитель, который бы наставил ее, как в


Живые
факелы
кннхлмют и «шимі» дувшим
сшвршдсш кмвмвов


ту, в родном доме. Тут требу­ются усилия не только, ска­жем, партийных и правоохра­нительных органов, медицин­ских работников, но к кишлач­ных Советов, махалл инских ко митс-тов и женсоветов. Актив­нее, на мой взгляд, должны действовать средства массовой информации.

Общественное мнение — большая сила. Оно может под­нять человека на высоту, но может и... убить. Как бывает в иных махаллях? Девушка вышла замуж, н ее доставили в дом к жениху. Но если она не привезет с собой придано­го, на которое рассчитывал» свекровь, тв ее запилит, заест, не даст житья. А махалля в лучшем случае будет хранить равнодушное молчание, а не­редко и сам* — подливать масла в огонь, осуждая «де­шевую* невесту, сопровождая каждый ее шаг пересудами. Самое время подняться на за­щиту ее чести всем активи­стам села — поговорить с му­жем, свекровью, взять под за­щиту молодую женщину.

Другой вопрос: откуда, ну откуда сейчас, ка 71-м году Советской власти, берутся мужья-феодалы? Что же П. Тулабаев, муж умершей от ожогов О. М а матовой, не учил­ся в школе, не читал книг и газет? Не видел семья, в кото­рой муж я жена живут на рав­ных правах? Почему могли из мрачного средневековья пе­рекочевать в наш сегодняшний день эти дикие обычаи, когда на жену принято было смот-


эамужестве остаться независи­мой, как пользоваться своими правами и советскими закона­ми, если возникнет такая не­обходимость? Нет, ответит лю­бая, не встречался. Этого в школе »е преподают. И ухо­дят за се порог люди, нс умеющие постоять за себя. И мальчикам в школе не приви­вают должных качеств буду­щего отца семьи — пвботливо­ете и внимательности. Наобо­рот, первые феодал ыю-бвйские замашки среди них выдаются за некую мужскую доблесть. Их зачатки «пестуют* уже в юные гады и, к сожалению, да­же культивируют в иных семьях, где следуют адату и шариату.

«Проклятые старые обы чаиі* — так склонны орк слу­чаях самосожжения женщин восклицать многие должност­ные лица, намекая на то, что минувшие семь десятилетий новой жизни, дескать, слишком мизерный срок, чтобы покон­чить с многовековым обычаем, доставшимся в наследство. По дсло-то не только я обычаях. Во многих кишлаках и селах «хромает* быт, не вы­держивают никакой критики его неустроенность, бескуль* турье, правовое невежество, ликос воспитание в семье и школе девочек и мальчиков. Это, ня мой взгляд, я застав­ляет женщину в экстремаль­ных случаях хвататься За ке­росин или солярку.

Сейчас у нас сплошь я ря­дом родители стремятся вы­растить из дочери покорного,


покладистого человека, которо­го за калым можно предать н жены невесть кому, даже та­кому, кого до свадьбы ока не знала и не успел* полюбить. Вспоминаю в связи с этим еще один недавний случай. Лечилась у нас от ожогов К А. из ПвЙарыкского райо» на. История ее как две каяли воды похожа на историю тех, кого уже нет в живых. Роди­тели отдали замуж за незнако­мого человека. Муж Э. Хуш- м у рад on, слесарь Нариманов­ского ремонтно-производствен­ного предприятия, бел моло­дую жену с первых дней после свадьбы. ПоГОм к мужниным кулакам добавились и пьяные дебоши свекра. Так между из­девательствами над собой ро­дила одного за другим троих детей. А когда вернулась с третьим из роддома, мужу что- то и ней не понравилось — вы­гнал обессиленную з* ворота...

Не выдержала — схватил* банку с горючим.

Не скажу, что я Самарканд­ском или Пайарыкском райко­мах партии, н* глазах у ко­торых зреют и совершаются трагедии, не занимаются иско­ренением вредных пережитков прошлого. Нет, каждый слу­чай самосожжения скрупулез­но обсуждается. Милиция и прокуратура тоже вроде бы принимают меры со своей сто­роны. Но, как говорят факты, женщинам от этого живется не легче. Никого из работни­ков местных органов не инте­ресуют их заботы и беды, по­ка «факел* не вспыхнет.

Неблагополучные семьи жи­вут в стороне. В кишлзчиых Советах, махаллинских коми­тетах к женсоветах ссылаются на то, что из таких семей, где произошли самосожжения, раньше «не было жалоб*.-Мно­гие «деля* * прокуратуре, свя­занные с самосожжением, ча­сто закрывают из-за отсут­ствия «состава преступления*. Почему? Опять же потому, что якобы от несчастных жен­щин не поступало никаких за­явлений. Да, большинство из них молча и безропотно несет свою долю до последней ми­нуты, желая остаться в живых н боясь гнел* мужа. Вот и по­лучается, что должностные лица не получают офиикаль- ных заявлений от страдалиц, а сами идти в молодые семьи не хотят.

В Самаркандском райкоме комсомола даже не знают, сколько девушек, скажем, за последние три год* окончили школы н какова дальнейшая судьба комсомолок. Работают они или не работают, учатся їй, насколько счастливы в за­мужестве? Все ждут, оказыва­ется, официальных заявлений. А семьи в махаллях отгороже­ны друг от друга высокими за борами-ду валами, и сосед не всегда прибежит на помощь, даже если услышит женский крик. Махнет скорее всего ру­кой: «А, обычная ссора...*

Нет, не ссора Крик о помо­щи — крик сестры, дочери. Что же мы — братья 1 отцы — молчим, не бежим и* выруч­ку? Продали за калым н смотрим, как одна за другой нсиыхивают в керосиновом пламени наши женщины. Что же за люди мы?!

Э. ГАФАРО8.

Заведующий ожоговым центром горбояьммцы 1р кандидат медицинских наук, г. Самарканд,


Все


ильмы


в гости


В Бакр

XXI Всесоюлкый
ки кофвегывмь


Белва нитидесиш помто* метражных, м*р*тиометр«ж- МНІ и муя*т«диым1Муто*тых фшьмов врмниывют уев* ст»ю в комкурс«- Смотр ра­бот двмумвмгвшего* рою** н* нре**€т« с*м*сте«т**ь- МО.

На фестивальном экране представ ле мы ленты, сс>* данные не киностудиях страны: «Асино счастье» и ■Холодно* лето пятьдесят третьего» («Мосфильм»), «Эй, маэстро!» («Грузив* фильм»), «Соблавн» и ■Са­де* ии«» («Ленфильм»), «*о* скрасный дем» в аду» (Ли- тоесмая киностудия) и дру­гие. Жюри возглавляет азербайджанским писатель и кинодраматург Анар. ь К понедельнику, 2S апреля, предстоит назвать победи* телей — лучшие фильмы и лучшую .актерскую работу года (только одну, а не как прежде, когда определяли лучших мсгиэлмнтелей жен­ской и мужской ролей).

На фестиваль, помимо со­ветских кинаматФграфистое, приглашены и зарубежные гости — около летндесвти ч и кода яте лай и журнали* его* из Болгарии, Воигрии, КНДЯ( КНР, Кубы, Ч* NO с ЛО* ванни и других стран.