УТРЕНЯ
Утреннее богослужение является продолжением вечернего и касается времени новозаветного: Рождества и Воскресения Христова.
В продолжении утрени большое значение имеет смена освещения храма. Погашение светильников во время чтения псалмов напоминает о той ночи, во время которой родился Христос, а зажжение светильников знаменует явление Христа, просвещающего всех людей. То же значение имеет обход со свечой и каждение всего храма священником, при котором полагается полное освещение храма.
ЛИТУРГИЯ
Литургия - главное богослужение Православной Церкви, во время которого человек соединяется с Богом через Таинство Причащения (или Евхаристию).
В конце Проскомидии (первая часть Литургии) совершается каждение всего храма с выходом священнослужителя из алтаря северными вратами и входом через южные врата.
Важными моментами Литургии являются "малый" и "Великий" входы, во время которых священник выносит Евангелие и Дары через северные врата на солею и далее снова в алтарь через Царские врата.
После совершения в алтаре священнодействий начинается Причащение Святыми Дарами верующих с амвона солеи, во время которого происходит таинственное соединение человека с Богом, а весь храм символизирует собой Царство Небесное, возвращенный человеку Рай.
Если в храме совершаются в один день две Литургии, то они должны совершаться на разных престолах (в разных приделах храма).
В особых случаях разрешается совершать Литургию на переносных антиминсах и престолах в часовнях и других приспособленных зданиях и сооружениях, а также на открытом месте, в том числе с применением инвентарного алтаря в виде палатки.
Схема передвижения священнослужителей при всенощном бдении
Схема передвижения священнослужителей при Божественной Литургии
1 - притвор (2 - трапезная часть); 3 - средняя часть; 4 - алтарь; 5 - солея; 6 - престол; 7- аналой;
- передвижение священнослужителей во время богослужения [5];
- передвижение клириков и мирян во время Крестного хода
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА С СИМВОЛИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
Духовная реальность храма выражается в его архитектуре посредством символов. Исходя из догматического учения Православной Церкви о будущем преобразовании неба и земли в Царство Божие храм в целом символизирует собой Небесное Царство, возвращенный оправданному человечеству Рай. В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.
Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним.
ПРИЛОЖЕНИЕ И
ПРИМЕРЫ ХРАМОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦЕРКОВНО-КАНОНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ
Значение храма как места молитвы, Дома Божия, Царства Небесного может быть выражено различными средствами. Канонической храмовой архитектуре соответствует строгий и возвышенный стиль ввиду молитвенного предназначения храма. В то же время образ Дома Божия - Царя Небесного выражается через благолепие храма с широким использованием декоративных средств. В архитектурных решениях византийских и древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты "Царства Небесного". Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, учитывая, что объектами внимания молящихся должны быть священные изображения стенописи и икон. Главной зоной архитектурной декорации является преимущественно верхняя зона храма, символизирующая "Царство Небесное".
По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества" [6].
ПРИЛОЖЕНИЕ К
ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА АЛТАРЯ И СОЛЕИ ХРАМА
1. Алтарь
1.1 - престол; 1.2 - жертвенник; 1.3 - Горнее место; 1.4 - запрестольный образ; 1.5 - семисвечник;
1.6 - выносной Крест; 1.7 - выносная икона Богоматери; 1.8 - аналой; 1.9 - место отдыха священнослужителя; 1.10 - стол для облачений; 1.11 - шкаф (сейф) для сосудов и богослужебных книг; 1.12 - вытяжной канал для кадила; 1.13 - выключатель паникадила храма, общего освещения алтаря и местного освещения жертвенника; 1.14 - штепсельная розетка; 1.15 - рукомойник; 1.16 - место для выносных свечей; 1.17 - вешалка для одежды
2. Иконостас
2.1 - "Царские врата"; 2.2 - северные диаконские двери; 2.3 - южные диаконские двери
3. Солея с клиросами
3.1 - амвон; 3.2 - ограждение солеи; 3.3 - аналой регента; 3.4 - выключатель местного освещения; 3.5 - шкаф для богослужебных книг; 3.6 - киот для иконы; 3.7 - подсвечник; 3.8 - место для хоругви
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
СХЕМЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ИКОНОСТАСОВ
ПЯТИЯРУСНЫЙ ИКОНОСТАС
ОДНОЯРУСНЫЙ ИКОНОСТАС
1 ярус - Местный с диаконскими и "Царскими вратами" |
2 ярус - Деисусный |
3 ярус - Праздничный |
4 ярус - Пророческий |
5 ярус - Праотеческий |
верх - Распятие |
ПРИЛОЖЕНИЕ М
РАСЧЕТ РЕВЕРБЕРАЦИИ В ПОМЕЩЕНИЯХ ХРАМОВ
Акустическое проектирование должно быть ориентировано на оптимизацию времени реверберации, определяющего гулкость звучания храмовых помещений, методика которого разработана институтом НИИСФ.
Время реверберации , с, рекомендуется рассчитывать по формуле Эйринга:
(М.1)
где - общий воздушный объем помещения, м;
- общая площадь внутренних ограждений, м;
, - средний коэффициент звукопоглощения (КЗП) помещения, определяемый в диапазоне 125-4000 Гц,
- коэффициент, учитывающий поглощение звука в воздухе помещения (обычно вводится в расчет только для частот 2000 и 4000 Гц). КЗП в каждом диапазоне частот определяется по формуле
, (М.2)
где , (М.3)
здесь - сумма произведений площадей отдельных поверхностей м, на их КЗП - ;
- сумма эквивалентных площадей звукопоглощения (ЭПЗ), м, штучных эвукопоглотителей, а также ЭПЗ, создаваемые священнослужителями и прихожанами;
- коэффициент добавочного звукопоглощения, учитывающий звукопоглощение деталями меблировки интерьеров, не охватываемыми данными табличных расчетов (берется по результатам статистики натурных измерений);
- общий фонд звукопоглощения храма.
КЗП строительных материалов и конструкций приведен в ряде пособий и руководств [7,8]. Данные о звукопоглощении людьми, стоящими на отражающем полу, и добавочном КЗП церковных помещений приведены в таблицах М.1 и М.2.
Таблица М.1 - Звукопоглощение стоящими людьми (без верхней одежды), м
Плотность расстановки |
Частота, Гц |
|||||
|
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000
|
6 м/чел |
0,15 |
0,23 |
0,61 |
0,97 |
1,1 |
1,1 |
3 " |
0,13 |
0,21
|
0,48 |
0,81 |
0,96 |
1,0 |
1 " |
0,11 |
0,2
|
0,32 |
0,66 |
0,81 |
0,89 |
0,5 " |
0,1 |
0,18
|
0,28 |
0,59 |
0,65 |
0,72 |
0,25 " |
0,07
|
0,16 |
0,26 |
0,45 |
0,54 |
0,6 |
Таблица М.2 - Средние значения добавочного звукопоглощения в храмах
Частота, Гц |
125 |
250 |
500 |
1000
|
2000 |
4000 |
|
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0,05 |
0,05 |
Примечание - В помещениях с обилием деревянных конструкций и гибких элементов следует увеличить на 30% в диапазоне 125-250 Гц, а при значительном количестве мелких членений, отверстий и тканевых деталей интерьера - на 30% в диапазоне свыше 500 Гц.
|
На графике рисунка М.1 приведена зависимость оптимумов времени реверберации от объема помещений в диапазоне 500-2000 Гц. Учитывая, что время реверберации зависит от степени заполнения храмов прихожанами, оптимальные значения времени реверберации должны укладываться в границах, верхний предел которых соответствует заполнению 6 м/чел., а нижний - 0,25 м/чел. На частотах 125-250 Гц допускается подъем времени реверберации на 25-30%, а на частоте 4000 Гц - снижение на 15-20%.
Рисунок М.1 - Рекомендуемое время реверберации на средних частотах для храмовых помещений в зависимости от их объема
- линия оптимумов
- зона допусков
В случае если расчет времени реверберации по формулам (М.1)-(М.3) покажет значения, выходящие из рекомендуемых по рисунку М.1, то следует провести корректировку объемно-планировочного решения и материалов отделки интерьеров проектируемого храма.
При избыточных значениях времени реверберации (при недостаточности общего фонда звукопоглощения) следует, во-первых, уменьшить воздушный объем помещения при неизменности площади пола основного и бокового нефов и, во-вторых, увеличить звукопоглощающие свойства материалов отделки интерьеров. Если проведенный контрольный расчет времени реверберации по-прежнему покажет избыточные значения времени реверберации, то следует принять дополнительные меры к увеличению фонда звукопоглощения храма. При значительном превалировании времени реверберации в диапазоне низких частот можно использовать "голосники", выполненные по современной строительной технологии, методы расчета которых приведены в издании [9]. В диапазоне средних и высоких частот для увеличения звукопоглощения рекомендуется использовать тканевые элементы убранства храма. Их общее количество определяется акустическим расчетом.
При недостаточности времени реверберации храма следует принять меры к увеличению его общего воздушного объема и к уменьшению фонда звукопоглощения в убранстве храма.
При выборе объемно-планировочных решений храмов кривизну куполов и сводов следует выбирать так, чтобы их центры размещались значительно выше отметки пола (не ниже уровня +3,0 м по отношению к уровню пола алтаря и солеи).
В храмах с делением на средний и боковые нефы или трапезную часть, особенно при высоком центральном куполе, статистический метод расчета времени реверберации неприменим.
Расчет процесса реверберации следует начинать с определения среднего КЗП каждого -го объема в диапазоне частот 125-4000 Гц , на основании которого рассчитывается его фонд звукопоглощения: - общая площадь ограждений каждого объема). Далее рассчитываются площади воздушных проемов между соседними объемами и их коэффициенты акустической связи, равные:
, (М.4)
где - площадь проема между соседними объемами и ;
;
.
При коэффициенте акустической связи расчеты времени реверберации связанных объемов производятся как для единого акустического объема по вышеприведенной методике. При < 1 производится детальный акустический анализ с рассмотрением соотношения площадей проемов к общей площади граничных ограждений, соотношения величин воздушных объемов и их фондов звукопоглощения.
При этом существуют следующие предельные случаи:
1. При соотношении соседних объемов их время реверберации рассчитывается по объему с введением в расчет КЗП проема , равного 0,1-0,3, в зависимости от величины .
2. При значениях и одного порядка, но при значительной разнице их фондов звукопоглощения (например, ), расчет времени реверберации в объеме производится по вышеприведенной стандартной методике с введением КЗП проема , равного 0,3 в широком диапазоне частот.
3. Стандартная методика расчета времени реверберации используется также в случае близких значений величин воздушных объемов и фондов звукопоглощения соседних помещений, но при малой величине площади проемов между ними по отношению к общей площади граничных ограждений. В этом случае расчет времени реверберации для каждого объема производится изолированно с введением в расчет КЗП проема , равного 0,2-0,3, в зависимости от величины их фондов звукопоглощения.
В остальных случаях процесс послезвучания в каждом связанном объеме рассчитывается численно, так как его огибающая не может быть объяснена одной кривой, по следующей формуле:
, (М.5)
где - уровень звука в процессе реверберации объема при коэффициенте акустической связи его с соседним объемом , равным К;
- текущий объем реверберации;
и - постоянные затухания звука в и .
При возможности объяснения расчетного хода логарифмической кривой отдельными линейными участками уровнеграмм их следует, по возможности, проводить в диапазоне спадания уровня отзвука не менее 15-20 дБ, и тогда в акустический анализ могут быть введены соответствующие этим участкам значения времени реверберации по следующей формуле: