Статьи

Недавно группа государственных инспекторов теруправления Госгорпромнадзора по Тернопольской области вместе с должностными лицами пожарного и санитарного надзора провели комплексную проверку по соблюдению требований нормативно-правовых актов по охране труда на 65 предприятиях Теребовлянского района. По ее результатам была приостановлена, ограничена эксплуатация 68 объектов, к административной ответственности привлечены 38 работников, в том числе 30 должностных лиц.

Для этого были все основания, ведь большинство выявленных нарушений создавали непосредственную угрозу жизни и здоровью работающих. Больше всего — на предприятиях агропромышленного комплекса. Так, в агроформированиях «Кровинковское», «Колос», «Струсов-Агро», «Заря-Агро», «Агрокомбинат» допускались к эксплуатации технологическое оборудование, станки, сельскохозяйственная техника без защитных ограждений ременных, цепных, карданных передач, блокировочных устройств, систем сигнализации. Из имеющихся в хозяйстве 1448 тракторов технический осмотр прошли только 1254. В агроформированиях «Колос», «Кровинковское», «Агрокомбинат» эксплуатировались тракторы без оборудованного электростартерного запуска и блокировочных устройств, которые предупреждают запуск двигателя на включенной передаче. В районном отделе статистики, на производственных объектах, принадлежащих частным предпринимателям М. Равлюку,
Р. Субчаку и некоторым другим, несвоевременно проводились измерения сопротивления заземлений и испытания изоляции электрооборудования. В некоторых агроформированиях, в частности, «Колос», «Агрокомбинат», с нарушениями требований электробезопасности эксплуатировалось сварочное оборудование. В ООО «Теребовляремстрой», «Перспектива», МП «Прайм», ЧП «Будивельный затышок», не проводились осмотры зданий, сооружений и инженерных сетей.
Вызывало тревогу состояние безопасности на предприятиях, где использовался природный газ, и, в частности, в областной коммунальной физиотерапевтической больнице, расположенной в с. Микулинцы, и ОАО «Микулинский хлебзавод». В Теребовлянском теплорайоне не проводились технический осмотр, обслуживание, текущий ремонт газораспределительного пункта. В ОАО «Теребовлягаз» не проводилась проверка интенсивности запаха газа согласно требованиям ГОСТ 22.387.5—77.
Существенные нарушения требований нормативно-правовых актов по охране труда были выявлены в процессе эксплуатации объектов котлонадзора и подъемных сооружений. В санатории «Медоборы» не проводилась ежесменная проверка исправности манометров паровых котлов. На обувной фабрике «Ла Кастелана» медлили с проведением полного технического осмотра лифтов, не назначались ответственные лица за организацию работ по их техническому обслуживанию, ремонту и т. д.
Не уделялось должное внимание созданию безопасных условий труда на горнодобывающих предприятиях. В большинстве случаев горные выработки карьеров не обеспечивались предупреждающими знаками, соответствующие службы не проверяли исправность машин. ЧП «Песковик», ООО «Домостроитель», Застеноцкий каменный карьер не получили в органах Госгорпромнадзора разрешения на выполнение работ повышенной опасности.
Во время проверки был выявлен целый ряд нарушений требований нормативно-правовых актов по пожарной безопасности. И это не случайно, ведь на существующих сельскохозяйственных предприятиях (а именно там их было выявлено больше всего) вопросами противопожарной защиты практически никто не занимается. С приходом новых собственников должности начальников пожарно-сторожевой охраны были ликвидированы. Из 22 пожарных автомобилей, имеющихся в наличии сегодня в агроформированиях, технически исправен только один, остальные — доведены до ручки и раскурочены. Сегодня круглосуточное дежурство членов противопожарной команды проводится только на частно-арендном предприятии «Ивановское», в других хозяйствах в этом вопросе, как говорится, полный штиль.
В не менее критическом состоянии — производственная санитария. В хозяйствах «Лошновское», «Дарахновское», «Кровинковское», «Колос», «Агрокомбинат» и некоторых других отсутствовали или были в запущенном состоянии бытовые помещения. На большинстве сельхозпредприятий не было душевых, хлеборобы не обеспечивались спецодеждой, моющими средствами. Во время выполнения сезонных работ в некоторых агроформированиях не было организовано питание в поле, не обустраивались места для отдыха. Крайне неудовлетворительным было хранение пестицидов. На день проверки санитарными врачами было выявлено около 50 т не пригодных к использованию ядохимикатов. Поскольку проблема утилизации пестицидов решается медленно, то это создает опасность для окружающей среды (а отсюда — для людей), ведь большая часть складов находится в аварийном и предаварийном состоянии.
Теребовлянский район, как и другие районы Тернопольщины, один из первых начал реформы на селе. Однако, как видим, далеко не везде это способствовало улучшению условий труда хлеборобов (как, кстати, и жизни в целом большинства из них). Да разве могло быть иначе, когда из 34 сельхозпредприятий в 23 после проведенного реформирования агропромышленного комплекса должности специалистов по охране труда были совмещены с другими должностями. К тому же в отдельных случаях функции специалиста, который должен был бы осуществлять ведомственный контроль за соблюдением требований нормативно-правовых актов по охране труда, возложены на лиц, не имевших соответствующего багажа знаний и опыта. Это, в частности, касается агроформирований «Колос», «Заря-Агро», где на момент проверки должности инженеров по охране труда занимали кассиры, и «Агропрогресс», в котором организация работы по охране труда была возложена на одного из бухгалтеров.
Как известно, те или иные реформы проводятся во имя людей, для улучшения их благосостояния, повышения уровня охраны труда. А что же дали они в данном случае жителям сел Тернопольщины и других регионов Украины? За незначительными исключениями, безработицу, нищету, опасные условия труда (только в Теребовлянском районе в 2006 г. они стали причиной 6 несчастных случаев, в том числе 2 — со смертельным исходом, в течение 9 месяцев текущего года — 3) и других жизненных неурядиц, которые заставляют людей искать лучшую долю на чужбине. И все это из-за того, что новые хозяева жизни на селе в лице работодателей экономят на зарплате хлеборобов, не заботятся о культуре производства, создании здоровых и безопасных условий труда. (Такие явления имеют место даже в тех хозяйствах, где прибыль течет рекой). Как ни парадоксально, но при этом их руководители чувствуют себя вполне уютно. Некоторые из них даже умудряются получать высокие государственные награды, почетные звания и др. Для того, чтобы повернуть нынешних работодателей лицом к людям, нужны новые подходы, которые заставили бы их уважать Закон «Об охране труда», но этой проблемой занимаются далеко не все те, кому это надлежит.
Ст. 44 Закона «Об охране труда» предусматривает дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность за нарушение законодательства об охране труда. Но вся беда в том, что чаще всего работодателей привлекают лишь к административной ответственности (по крайней мере на Подолье). При этом размер штрафа, накладываемый на нарушителя, настолько мизерный, что об этом даже смешно говорить (6—9% от зарплаты, которую получает работодатель). Поэтому было бы очень наивным считать, что при таком раскладе привлечение нарушителя к административной ответственности заставит его пересмотреть свое отношение к охране труда. О дисциплинарной и материальной ответственности нечего и говорить, поскольку по отношению к работодателям предприятий негосударственных форм собственности, в том числе сельскохозяйственных, никто, даже местная власть, не вправе решать такие вопросы. Это прерогатива только трудовых коллективов. Однако очень маловероятно, что они пойдут против своих руководителей, даже если кто-то из их членов, или даже представителей местной власти, и вышел бы с таким предложением.
Единственным органом, которого хоть немного работодатели побаиваются, после того как ушли в небытие пресловутые райкомы (а вскоре и управленческая вертикаль), является прокуратура, но она, как правило, сквозь пальцы смотрит на их бездеятельность в вопросах охраны труда, ибо сама не очень занимается защитой прав граждан на безопасный труд в рыночных условиях. Правда, подольские правоохранители по указанию своих вышестоящих органов время от времени кое-что делают в этом плане, но это «кое-что» сводится, как правило, к проверке работы государственных инспекторов и сбору данных о количестве проведенных обследований состояния промышленной безопасности. Им бы перенять описанный в журнале «Охрана труда» (№ 10, 2006 г.) опыт своих коллег из Сторожинецкой районной прокуратуры Черновицкой области и Старосинявской — Хмельницкой, которые по результатам проведенных органами по надзору за охраной труда проверок открывают против нерадивых работодателей уголовные дела и передают материалы в суд. Однако, из всего видно, что в преобладающем большинстве районных и городских прокуратур Подольского края стиль и методы работы не предусматривают принятие таких мер воздействия к нарушителям законодательства об охране труда, даже если те являются прямыми виновниками человеческих трагедий.
Учитывая огромное количество выявленных в ходе комплексных проверок предприятий Теребовлянского района нарушений, ее результаты были обсуждены на совместном заседании совета теруправления Госгорпромнадзора по Тернопольской области и коллегии местной государственной администрации. В ходе обсуждения свою обеспокоенность состоянием промышленной безопасности высказали руководство района в лице председателя государственной администрации П. Рупы и ряд должностных лиц, которым далеко не безразлично, в каких условиях приходится работать рядовым работникам. Что касается прокуратуры, то она не использовала возможности для того, чтобы высказать свое отношение к присутствующим на заседании нарушителям закона, предостеречь их от необдуманных и неосмотрительных действий, предупредить об уголовной ответственности за нарушение требований законодательства об охране труда, правил безопасности во время выполнения работ повышенной опасности и т. д. А если так, то можно ли надеяться, что работодатели учтут критику, звучавшую в их адрес из уст руководителей государственной администрации, и повернутся лицом к решению насущных проблем охраны труда?!

Василий СОПИЛЬНЯК



До списку