Статьи

2008-168_7.jpgЖурнал «Охрана труда» неоднократно печатал материалы о несчастных случаях со смертельным исходом, произошедших с работниками сельскохозяйственных предприятий вследствие неисправностей прослужившей многие годы техники. Сегодня, когда в аграрный сектор экономики приходят серьезные инвесторы, имеющие возможность обновлять парк сельскохозяйственной техники, казалось бы, уровень производственного травматизма в отрасли должен существенно снизиться. Однако этого, к сожалению, не происходит. Ведь помимо сугубо технических причин травматизма при выполнении сельскохозяйственных работ существуют и продолжают напоминать о себе организационные причины. Ярким подтверждением тому служит несчастный случай, произошедший в одном из хозяйств Прилуцкого района Черниговской области.

Несколько лет назад на поля района пришел инвестор в лице киевского ООО «Крок-УкрзалізБуд». На сегодняшний день предприятие обрабатывает свыше 4650 га пахотной земли. Имеет собственный комбикормовый завод, эксплуатирует более 50 единиц автотракторной техники. Почти вся эта техника приобретена в последние 2—3 года.
В тот роковой день главный инженер предприятия Н. Яременко направил разнорабочего В. Горносталя помогать трактористу В. Моляру тюковать солому на поле № 8. Подбор валков соломы производился прессом-подборщиком рулонным марки ППР-Ф-1,8 (2003 г. выпуска), агрегатированным с трактором МТЗ-1025 (2006 г. выпуска). Согласно инструкции по эксплуатации обслуживать ППР-Ф-1,8 должен был сам тракторист. Однако еще три дня назад в работе подборщика что-то не заладилось. Солома стала забивать его рабочие органы. Соскакивала со звездочек цепь, несколько раз выходили из строя подшипники рабочих органов сельхозмашины. Разнорабочий должен был, по мнению главного инженера, помочь справляться трактористу со всеми возникающими проблемами.
Так или иначе процесс тюкования соломы в течение трех дней продвигался. Тюки соломы на поле загружались погрузчиком и вывозились трактором Т-150К с прицепом на ферму.
До обеденного перерыва в день трагедии пресс-подборщик работал без поломок. В. Горносталь находился с В. Моляром в кабине трактора. После обеда В. Моляр решил в полевых условиях укоротить двухрядную цепь передачи, так как она вновь сильно провисла. Кроме В. Горносталя, помогали ему в этом два механизатора, которые грузили и отвозили тюки соломы с поля на ферму.
Около 15 ч, уже после окончания ремонтных работ, к подборщику подъехали посторонние люди — знакомые В. Горносталя. Вскоре тот отпросился у В. Моляра на два часа и ушел вместе со знакомыми в лесопосадку. В 17 ч на поле привезли ужин. После ужина В. Моляр и механизаторы разошлись по своим рабочим местам, а В. Горносталь остался один возле лесопосадки на месте приема пищи.
В 17 ч 30 мин тракторист В. Моляр совершил разворот в сторону лесопосадки, и в это время пресс-подборщик снова забился соломой. Остановив трактор, он вышел из кабины и подошел к подборщику, чтобы почистить его… Увиденное его шокировало: в узком пространстве между левым ходовым колесом подборщика и камерой прессования находилось безжизненное изуродованное тело его напарника.
Комиссия, расследовавшая несчастный случай, пришла к выводу, что, отдохнув, В. Горносталь, то ли заметив, что подборщик опять начал забиваться соломой, то ли просто желая остановить агрегат, чтобы снова сесть в кабину трактора, забыв о мерах предосторожности, приблизился к работающей цепной передаче, и был захвачен цепью за одежду. Края спецодежды намотались на приводной вал нижнего вальца пресса-подборщика, в результате чего тело В. Горносталя было затянуто в узкий промежуток между левым ходовым колесом и камерой прессования. В. Моляр не заметил этого и продолжал работать, пока цепь передачи не соскочила, и подборщик окончательно не забился соломой.
Согласно заключению Прилуцкой районной судмедэкспертизы, смерть В. Горносталя наступила вследствие острого кровотечения, вызванного получением открытых ран грудной клетки и живота. В крови потерпевшего обнаружено 1,4‰ алкоголя.
В акте специального расследования несчастного случая комиссия указала причины произошедшего. Среди них — нарушение технологического процесса тюкования соломы, выразившееся в допуске к работе на прессе-подборщике рабочего, не имеющего необходимых профессиональных навыков. Согласно инструкции по эксплуатации агрегат должен обслуживаться исключительно трактористом. Отсутствовала, к сожалению, и какая-либо документация на выполнение работ, где были бы обозначены обязанности погибшего разнорабочего. С потерпевшим никто не проводил никаких инструктажей, так как на предприятии отсутствовали инструкции по охране труда для разнорабочих и при работе на прессе-подборщике.
Комиссия признала виновными в несчастном случае главного агронома ООО «Крок-УкрзалізБуд» Н. Микитченко, который не обеспечил безопасного выполнения работ при тюковании соломы, не обозначил места отдыха на поле № 8 (нарушение ч. 1 п. 4.2, ч. 2 п. 3.2 Правил охраны труда в сельскохозяйственном производстве); главного инженера предприятия Н. Яременко, который не обеспечил проведение инструктажа по охране труда с разнорабочим В. Горносталем, разработку соответствующих инструкций по охране труда.
Разумеется, нарушил правила внутреннего трудового распорядка и сам потерпевший.
В ходе расследования данного несчастного случая государственный инспектор Черниговской государственной инспекции промышленной безопасности и охраны труда в АПК, промышленности и социально-культурной сфере Г. Пух провел целевую проверку состояния охраны труда на предприятии. В составленном им предписании отмечено, что должностные лица предприятия не прошли обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда. Не прошли обучение и проверку знаний также рабочие, занятые на работах повышенной опасности, на предприятии и в помине нет программ обучения. С новопринятыми рабочими не проводится стажировка. Предприятие недостаточно обеспечено инструкциями по охране труда. Отсутствуют инструкции при работе с ядохимикатами и т. д. Журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда на рабочем месте не отвечает установленному образцу.
Вряд ли надо продолжать перечисление организационных недостатков. Достаточно и вышеприведенных, чтобы сделать вывод: руководство предприятия не справляется с возложенными на него обязанностями по созданию безопасных условий труда. Даже факт выпуска на поле неисправного пресса-подборщика, что вызвало необходимость его ремонта в полевых условиях, свидетельствует о неудовлетворительной работе администрации предприятия.
И вряд ли стоит удивляться многочисленным нарушениям технического характера в ремонтных мастерских и гараже предприятия, где сверлильные и токарные станки работают без защитных ограждений, осмотровые канавы не оборудованы колесоотбойными устройствами и т. д. Все это, как говорится, звенья одной цепи, которые рано или поздно могут дать сбой. Ведь беда всегда случается там, где не уделяют должного внимания вопросам охраны труда.
Хочется надеяться, что несчастный случай с разнорабочим, который произошел в ООО «Крок-УкрзалізБуд», послужит уроком для его руководителей, и они сделают правильные выводы.

Вадим КОБЕЦ,
наш собкор



До списку