Статьи

Теруправление Госгорпромнадзора по Черниговской области свою историю отсчитывает с 1996 г. Как происходило становление новой структуры, о трудностях и достижениях на этом пути, а также о взглядах на ее будущее руководителю пресс-службы теруправления Госгорпромнадзора по Черниговской области Н. Савельевой рассказал начальник теруправления Н. Штанько.

2008-108_2.jpg— Николай Иванович, известно, что теруправления создавались не на пустом месте. Что этому предшествовало в Черниговской области?
— История наша давняя и непростая. До 1968 г. в области трудились всего лишь два инспектора котлонадзора, подчинявшиеся управлению Киевского округа Госгортехнадзора УССР. Затем была создана районная горнотехническая инспекция как часть все того же округа. Задачей инспекции была промышленная безопасность. А защиту интересов работников в то время осуществляли технические инспекторы труда профсоюзов.
После обретения Украиной независимости пришло понимание того, что экономике необходим государственный надзор за безопасностью производства в целом. В 1994 г. в области были организованы две инспекции, входящие в состав Центрального управления Госнадзорохрантруда Украины: Черниговская государственная инспекция охраны труда и Черниговская государственная инспекция охраны труда в агропромышленном комплексе. Тогда же в составе Центрального управления создали хозрасчетное подразделение — Черниговскую лабораторию охраны труда для проведения экспертных работ и научно-технической поддержки государственного надзора.
В 1996 г. было создано теруправление по Черниговской области, состоявшее из трех инспекций надзора: на объектах повышенной опасности, в агропромышленном комплексе и в промышленности. В этом же году лаборатория охраны труда была преобразована в Черниговский экспертно-технический центр. Таким образом государство связало воедино весь круг вопросов, касающихся надзора за промышленной безопасностью и охраной труда, а также — вопросов научно-технической поддержки и государственной технической экспертизы.
Осенью 2008 г., после ряда преобразований, в теруправлении были упразднены инспекции и внедрена новая, трехступенчатая структура.
— А когда, на Ваш взгляд, теруправлению было сложнее осуществлять свои функции: в годы становления или сейчас?
— Это вряд ли поддается корректному сравнению. Когда мы начинали, промышленность области, как и всей страны, находилась в тяжелейшем положении. Одни предприятия закрылись, другие — перестали выпускать продукцию, в сельском хозяйстве шел мучительный процесс реформирования. Неудивительно, что и система надзора претерпевала различные реорганизации. Если в 1996 г. в теруправлении работали 69 человек, то в 1998 г. штат сотрудников был сокращен до 47. По времени это совпало также со сменой поколений в теруправлении: в 1998 г. ушел на пенсию его начальник В. Тарасов, работавший на Черниговщине с середины 60-х годов.
Тогда в управлении, как и во многих других бюджетных структурах, компьютеризация не достигла такого уровня, как сейчас. И хотя документооборот был не таким насыщенным, как в последние годы, однако создание в теруправлении отдела организации государственного надзора и управления охраной труда позволило освободить инспекторов от значительного объема несвойственных им функций и повысить эффективность надзорной деятельности.
В результате напряженной работы за несколько лет теруправлению удалось добиться снижения уровня производственного травматизма: в 1997 г. на предприятиях области произошло 39 несчастных случаев со смертельным исходом, а в 2007 г.— 16. И это несмотря на значительный рост объемов промышленного производства.
А вот с экономическим подъемом в начале нового века пришли новые проблемы. Бурный рост малого бизнеса, «оживление» стоявших крупных и средних промышленных предприятий — все это дало людям работу и вызвало серьезный дефицит квалифицированных кадров. Выезжая на место несчастного случая, мы уже заранее могли представить, что нас там ждет: перепуганный руководитель или собственник предприятия, по образованию — типичный гуманитарий; отсутствие специалиста по охране труда (а бывали случаи, когда эту работу поручали бухгалтеру или кадровику); неопытные рабочие, многие из которых не имели подготовки по выбранной специальности; и, конечно же,— многочисленные нарушения требований безопасности.
— За счет чего Вам все-таки удалось взять ситуацию под контроль?
— Прежде всего — это улучшение показателей нашей основной, надзорной деятельности. Мы совершенствовали формы и методы работы, постепенно повышали уровень интенсивности проверок в проблемных отраслях. Параллельно с этим расширял сферу своей деятельности экспертно-технический центр. Там стали выполнять разнообразные виды экспертиз, внедрили новые направления обучения: ответственных по надзору за зданиями и сооружениями, ответственных за газовое хозяйство, водителей, перевозящих опасные грузы, и многое другое.
Очень полезным было наше сотрудничество с органами государственного и местного управления всех уровней, прочими надзорными органами. Именно благодаря этому нам удалось решить проблему «безхозных» электроустановок, которых в те годы в области было немало. Таким же путем мы навели порядок с 12,5 км заброшенных трубопроводов, транспортировавших природный газ. В итоге за несколько месяцев 2008 г. нам удалось найти им рачительных хозяев.
Действуя в рамках данных нам Законом полномочий, мы постоянно искали новые методы и подходы. Так появился «мобильный патруль» по строительным площадкам Чернигова. То есть оперативные проверки нескольких объектов строительства с целью устранения на них основных и самых опасных нарушений.
Поскольку именно в строительстве острее всего ощущались проблемы, о которых мы говорили выше, то было решено организовать на базе крупнейшего предприятия области — ОАО «Домостроитель» — эталон-площадку. Для этого мы выбрали одну из площадок предприятия, где удобнее всего было проводить регулярные совещания и семинары с руководителями строительных фирм области, а также демонстрировать безопасные методы и приемы строительно-монтажных работ. После окончания работ на этом объекте выбирались другие, на которых также периодически собирались представители предприятий.
Эти формы работы практикуются у нас уже несколько лет, что принесло свои плоды: производственный травматизм в этой отрасли заметно уменьшился.
Мы находим способы влияния на ситуацию даже тогда, когда, казалось бы, от нас ничего не зависит. Поскольку до 75% несчастных случаев на производстве вызваны чисто организационными причинами, особое внимание мы уделяем обучению руководителей и ведущих специалистов предприятий в учебных центрах Чернигова и других городов области, проводим среди них информационно-разъяснительную работу. Тут, конечно, нельзя не признать важнейшую роль журнала «Охрана труда», без которого сегодня невозможно представить себе современную, хорошо укомплектованную службу охраны труда.
Весьма своевременным оказалось открытие в ЭТЦ отдела психофизиологической экспертизы. С ее помощью предприятиям удается минимизировать влияние пресловутого «человеческого фактора» на безопасность производства.
Свою лепту в повышение уровня безопасности производства в области вносит созданный несколько лет назад при ЭТЦ специализированный областной координационный центр по обследованию и паспортизации зданий и сооружений. Его задача — комплексное решение проблем обеспечения их надежной и безопасной эксплуатации. Сегодня это одно из важнейших направлений работы, так как не менее 85% основных фондов промышленных предприятий Черниговщины давно устарели морально и физически, исчерпав все возможные сроки своей эксплуатации. К сожалению, у нас уже есть примеры аварий в старых зданиях и даже — случай гибели работника из-за обрушения стены цеха.
И все-таки наши усилия дают результат. Если посмотреть на показатели смертельного производственного травматизма в нашей области за последние десять лет, то мы увидим, что они медленно, но неуклонно снижаются. Графически это выглядит как синусоида с затухающими колебаниями. Понятно, что полное отсутствие травматизма — это далекий горизонт, к которому мы всегда будем стремиться, но его вряд ли можно достичь. Ведь с новыми технологиями будут появляться и новые факторы опасности. А вот выход на показатели европейского уровня — вполне реален.
— Какой Вы видите работу теруправления в ближайшем будущем?
— Какие бы реформы и реорганизации у нас не происходили, неизменным остается главное — надзорная деятельность и комплексное управление. Нам необходимо постоянное совершенствование этих двух направлений работы. В связи с этим особое внимание уделяем комплексным проверкам предприятий, на которых зафиксирован высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний. Надежным средством борьбы с нарушениями, опасными для жизни и здоровья людей, остаются оперативные проверки предприятий.
Что касается комплексного управления охраной труда, то продолжим наше сотрудничество с другими органами надзора, государственными и местными органами управления всех уровней, с профсоюзами и управлением исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве (Фонда). Для достижения наибольшей эффективности наших совместных действий теруправление инициировало разработку Областной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2008—2012 гг. В начале октября текущего года она была единогласно принята депутатами областного совета. Эта программа обеспечит координацию работы, поможет в совершенствовании уже существующей СУОТ. В ней четко распределены обязанности и ответственность всех участников процесса. Указаны конкретные задачи на данный период времени.
Программой предусмотрена дальнейшая поддержка малого бизнеса. Малые предприятия во время первой регистрации будут бесплатно обеспечиваться электронным комплектом нормативно-правовых актов по охране труда и промышленной безопасности. Кроме того, программа будет содействовать внедрению на предприятиях эффективной СУОТ. Контроль за ее выполнением будут осуществлять районные и городские администрации, управление исполнительной дирекции Фонда.
Нас также тревожит дефицит специалистов технического профиля. Эта проблема коснулась и теруправления, потому что инспектор — это профессионал, для становления которого нужны годы. А уровень подготовки в отечественных вузах неуклонно падает, равно как и заинтересованность молодежи техническими специальностями. Отсюда — сложности в формировании кадрового состава государственного надзора. С их последствиями мы сталкиваемся постоянно, но решение этих проблем возможно только на государственном уровне. Можно сказать, что это — один из серьезнейших вызовов времени. Так что легко нам, конечно, не будет, но мы к этому готовы.

На снимке:
начальник теруправления
Госгорпромнадзора
по Черниговской области Н. Штанько.

Фото автора



До списку