Статьи

В процессе осуществления надзорных полномочий органы Госгорпромнадзора уделяют большое внимание производствам и объектам повышенной опасности. Составляются полугодовые и квартальные графики проведения комплексных и целевых проверок, планируются и выполняются другие мероприятия, главной целью которых является достижение на предприятиях четкого соблюдения действующих нормативно-правовых актов по охране труда, применение работающими и должностными лицами, обслуживающими оборудование повышенной опасности, приемов и методов безопасного труда, мер личной предосторожности.
И все же печальная статистика производственного травматизма в стране свидетельствует, что предпринимаемых действий для достижения желаемого эффекта не всегда достаточно.
Наглядным подтверждением тому — групповой несчастный случай, который произошел на одной из нефтебаз Сумского филиала ООО «НК «Альфа-Нафта».

В начале июля 2008 г. комиссия во главе с первым заместителем начальника теруправления Госгорпромнадзора по Сумской области В. Назаренко провела комплексную проверку этого филиала. Именно это подразделение в последние годы занимает лидирующие позиции в оптовой и розничной торговле бензином и дизельным топливом, другими продуктами нефтепереработки.
Сегодня на объектах филиала насчитывается 10 предприятий повышенной опасности первого класса — крупные нефтебазы и автомобильные газозаправочные станции, 29 второго класса — небольшие нефтебазы и АЗС, еще 19 объектов идентифицированы как не принадлежащие ни к первому, ни ко второму классам опасности. Все это рассредоточенное по территории области хозяйство обслуживает трудовой коллектив в количестве 1000 человек, причем в условиях, которые не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, продолжают выполнять свои обязанности 845 работников.
В ходе комплексной проверки было установлено, что на объектах повышенной опасности разработаны планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий. На объекты первого и второго класса опасности составлены также декларации безопасности.
Впрочем, на этом перечень положительных моментов в проводимой здесь трудоохранной работе и заканчивается. Судите сами.
Положение о службе охраны труда предприятия не приведено в соответствие с типовым. Уровень оплаты труда специалистов по охране труда значительно ниже уровня оплаты труда специалистов основных технических служб. Проверки состояния условий и безопасности труда в структурных подразделениях проводились не в полном объеме или не проводились вовсе. Не на всех нефтебазах оборудованы кабинеты или уголки охраны труда, некачественно проводятся обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда, не всегда и не со всеми работниками проводились инструктажи, в журналах регистрации инструктажей не указывались названия и номера инструкций.
В филиале не разработано Положение о службе наблюдения. Не назначен приказом инженерно-технический работник, который должен вести наблюдение за безопасной эксплуатацией зданий и сооружений, инженерных сетей предприятия. Соответственно не проводится здесь и паспортизация. На балансе филиала имеется 61 здание, проведена паспортизация только одного. На проведение паспортизации остальных у этого, далеко не бедного предприятия, нет якобы необходимых средств.
В Сумском филиале ООО «НК «Альфа-Нафта» не проведено освидетельствование электроустановок, отсутствуют протоколы измерений электроинструментов, трансформаторов, удлинителей и переносных светильников. Многие руководители и электротехнические работники не прошли обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, у многих не подтверждены документально группы по электробезопасности.
Выявлены факты прокладки электропроводки в производственных помещениях без защиты от повреждений, а также на легковоспламеняющейся горючей основе. В помещениях с повышенной и особой опасностью обслуживающий персонал пользовался электрооборудованием и светильниками с металлическими корпусами, которые в нарушение требований безопасности подсоединены к розеткам без зануления. На выполнение работ по обслуживанию оборудования вблизи емкостей с бензином не всегда оформляются наряды-допуски и распоряжения…
Отсутствует и оперативный журнал, в котором должны быть отображены данные о проведении осмотров электрооборудования во взрывоопасных зонах. Журнал учета и хранения средств коллективной и индивидуальной защиты ведется с нарушением правил.
На предприятии не назначено должностное лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию котлов и сосудов, работающих под давлением. Не в полном объеме решен вопрос предрейсового медицинского осмотра водителей бензовозов перед выездом на линию. Своевременно не контролируется техническое состояние и соответствие требованиям безопасности заземляющих устройств на автомобильных цистернах для перевозки нефтепродуктов. Руководство филиала и нефтебаз не осуществляет контроль за своевременностью установки и снятия искрогасителей на автоцистернах при въездах и выездах с объектов повышенной опасности. Не выдается в полном объеме работникам нефтебаз и автозаправочных станций спецобувь.
Картина, как видим, далеко не безоблачная. Можно даже сказать — угрожающая, учитывая количество бензина и других легковоспламеняющихся веществ, которые имеются на предприятии.
Именно поэтому проверяющие запретили эксплуатацию свыше 20 единиц оборудования и видов работ. К административной ответственности привлечены 12 работников предприятия, из них — 9 должностных лиц, всего было оформлено 17 предписаний госинспекторов.
Уличенные в нарушениях должностные лица дружно и чуть ли не клятвенно уверяли сотрудников надзорного органа, что ни одно из нарушений, отмеченных в предписаниях, не останется без внимания. Даже устные замечания и пожелания членов комиссии будут учтены — чуть ли не в один голос твердили после комплексной проверки представители администрации предприятия.
Но… Не прошло и двух недель, как говорится, чернила еще не успели высохнуть на акте проверки, а на нефтебазе филиала № 8, что в г. Ромны, произошел пожар в емкости для хранения нефтепродуктов, в результате чего один работник предприятия погиб, еще один получил значительные термические ожоги поверхности тела.
«Очень жарко было в тот день»,— пытаются оправдываться на предприятии.— «Трагическое стечение обстоятельств, личная неосторожность».
Попытаемся и мы разобраться в этом групповом несчастном случае, потому что многочисленные факты нарушений, отмеченные в акте комплексной проверки, свидетельствуют о ненадлежащем функционировании СУОТ, о недостаточном контроле со стороны руководства предприятия за выполнением должностными лицами своих обязанностей, за соблюдением работниками инструкций по охране труда.
22 июля в 8 ч главный инженер нефтебазы № 8 А. Пятко дал задание членам бригады по проведению газоопасных работ (Б. Васильеву, Э. Кузьменко и А. Лукашу) освободить от остатков бензина одну из емкостей нефтехранилища. Он провел с ними целевой инструктаж, снабдил необходимыми СИЗ, и бригада при его непосредственном участии приступила к работе. Заметим, что наряд-допуск на выполнение газоопасных работ в закрытом резервуаре не оформлялся.
В 9 ч, открыв нижний люк цистерны, с помощью электронасоса для откачки нефтепродуктов начали наполнение бензовоза. Затем к цистерне подогнали следующий бензовоз и начали наполнять его. Резервуар был практически пуст — на дне оставалось на 4—5 см бензина, поэтому электронасос уже не качал, и главный инженер А. Пятко принял решение: одному из рабочих спуститься в резервуар. Думали найти самое глубокое место (днище цистерны имело значительные неровности) и собрать остатки бензина бензоколонкой, диаметр входного рукава которой намного меньше, чем в электронасосе.
Эту работу выполнял Б. Васильев в шланговом противогазе ПШ-2 с принудительной подачей воздуха под маску. Вскоре (для лучшего освещения внутри) А. Пятко дал указание открыть верхний осмотровый люк резервуара. Температура воздуха в тот день была около 30 °С. Из открытого люка начали выходить пары бензина.
Б. Васильев в хлопчатобумажном комбинезоне и резиновых сапогах, в противогазе спустился внутрь, а А. Пятко (в синтетической одежде) находился сверху на цистерне у открытого люка и подавал Б. Васильеву шланг противогаза. Пройдя несколько метров по днищу, Б. Васильев неожиданно услышал резкое шипение. Оглянувшись, увидел, что верхний люк-лаз цистерны охвачен огнем. Не мешкая ни секунды, он выбрался наружу, спрыгнул на землю и начал качаться, пытаясь сбить языки пламени с пылающей спецодежды. К счастью, вскоре это ему удалось сделать. А вот главному инженеру А. Пятко, на котором также загорелась одежда, повезло гораздо меньше — пламя с его синтетической одежды удалось сбить не сразу. Охранник-пожарный, который пришел на помощь потерпевшему, успешно справился и с тушением огня.
А. Пятко и Б. Васильев были доставлены в Роменскую центральную районную больницу, а потом — в Киев в специализированный ожоговый центр для дальнейшего лечения. К сожалению, усилия столичных медиков в отношении А. Пятко, ожоги которого составляли 80% поверхности тела, были тщетными. Проведя четыре страшных дня в тяжелейших мучениях, он умер на больничной койке.
Согласно официальному совместному заключению Сумского ЭТЦ и местных пожарных причиной возгорания паров бензина стал электростатический разряд, который возник в результате трения одежды на теле погибшего главного инженера А. Пятко.
Нет смысла отрицать вину А. Пятко в возникновении трагической ситуации — он совершил непростительную ошибку. Но ведь и руководители предприятия и его структурных подразделений, по всему видать, после проверки палец о палец не ударили для изменения ситуации в лучшую сторону. В первую очередь это касается начальника нефтебазы № 8 И. Таряника, который ничего не предпринял для организации постоянного контроля за соблюдением работниками технологических регламентов, правил эксплуатации машин, механизмов, оборудования и других средств производства.
За нарушения требований безопасности, которые стали причиной группового несчастного случая со смертельным исходом, начальник нефтебазы привлечен к административной ответственности. Руководителя Сумского филиала ООО «НК «Альфа-Нафта» надзорные органы после завершения спецрасследования оштрафовать не имели права — не истекли сроки выполнения мероприятий, указанных в акте комплексной проверки, предшествующей трагедии. Такая вот странная, не правда ли, вырисовывается ситуация.

Вадим КОБЕЦ,
наш собкор



До списку