Статьи

Не проходит и недели, чтобы средства массовой информации не сообщали о резонансных происшествиях на автомобильных дорогах страны. В ДТП продолжают гибнуть водители, пассажиры транспортных средств, случайные прохожие. Многие из потерпевших в результате ДТП находятся при исполнении служебных обязанностей, что усугубляет и без того малоутешительную статистику производственного травматизма в стране.
Однако в этой статье речь пойдет о том, как еще на стадии подготовки общественного транспорта к выезду на маршруты по причине царящего в автохозяйствах беспорядка, вопиющей безответственности отдельных должностных лиц происходят трагедии с их работниками.
Дочернее предприятие «Пассервис» ОАО «Черниговавтотранс» является вспомогательным для этого самого крупного в областном центре автоперевозчика и для многих других частных автоперевозчиков. В настоящее время между ДП «Пассервис» и заказчиками заключено 125 договоров на отстой автобусов и проведение предрейсовых технических осмотров транспортных средств, ежедневных медицинских осмотров водителей. Для выполнения условий договоров предприятие располагает штатом сотрудников из 170 человек, стоянками для транспортных средств, а также контрольно-техническим пунктом, на котором и произошла трагедия. Вот как это было.

Без особых происшествий прошло ночное дежурство для механика отдела технического контроля ДП «Пассервис» В. Семенца, который в то пасмурное февральское утро готовился передавать смену своему напарнику. Больше половины автобусов (каждый день из стоянки предприятия на маршруты выезжает свыше 100 единиц) он уже технически обслужил.
Около 6 ч водитель П. Сова на автобусе «Рута», который принадлежал физическому лицу — предпринимателю В. Посневу, заехал на территорию ДП «Пассервис» для прохождения предрейсовых медицинского и технического осмотров. На территории стоянки он развернулся и в порядке очереди заехал на осмотровую канаву контрольно-технического пункта (КТП), заглушил двигатель автобуса, поставил его на стояночный тормоз и зашел в помещение КТП, где размещены кабинеты врача и механика ОТК.
К 6 ч 17 мин П. Сова прошел предрейсовый медицинский осмотр и вышел в коридор КТП. В это время туда же зашел механик В. Семенец и обратился ко всем водителям с требованием убрать транспортные средства, которые перегородили выездные ворота и не давали возможности осуществлять дальше технический осмотр автобусов на осмотровой канаве. После этого он вышел из помещения КТП.
Водитель П. Сова решив, что обращение механика касается непосредственно его, подошел к своему автобусу, чтобы освободить осмотровую канаву. Переступая канаву, П. Сова посмотрел вниз и не увидел в ней никого. Заведя двигатель автобуса, он начал движение. В это время из осмотровой канавы в полуоборота спиной к автобусу начал подниматься по ступенькам приставной лестницы и механик В. Семенец. Это увидел водитель П. Дорошенко, который шел к КТП навстречу выезжавшему автобусу. Криками «Стой! Стой!» и жестами он начал подавать знаки П. Сове, чтобы тот прекратил движение. Водитель остановил автобус и увидел, что тело механика было зажато между передней балкой рамы его автобуса и торцом осмотровой канавы. П. Сова включил заднюю скорость и отъехал назад. Безжизненное тело механика упало на дно осмотровой канавы.
Находившиеся вблизи водители вытащили потерпевшего из канавы. Через некоторое время его доставили в травмопункт Черниговской городской больницы № 2, где врачи констатировали его смерть.
Комиссия, проводившая специальное расследование этого несчастного случая, пришла к выводу, что на предприятии, где работал погибший, грубо нарушались Правила охраны труда на автомобильном транспорте. В частности, нарушены пп. 5.6.2, 10.1: не был установлен надлежащий порядок взаимодействия между водителями автобусов и механиками во время проведения предрейсовых осмотров транспортных средств; осмотровая канава КТП не соответствовала требованиям безопасности, поскольку не была оборудована боковым выходом. Имеющийся подземный боковой выход в помещение КТП в течение всего последнего отопительного сезона был перегорожен автономным газовым котлом, который, в свою очередь, также был установлен работодателем в нарушение требований охраны труда. Вот такая запутанная, увы, цепочка, из которой вряд ли существовал другой выход, кроме трагического...
Комиссия определила конкретных должностных лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, действия или бездействие которых привели к гибели работника. Среди них — начальник гаража ДП «Пассервис» Н. Тарасевич, который не обеспечил выполнение требований нормативных актов по охране труда, смотрел сквозь пальцы на то, что осмотровая канава длительное время эксплуатировалась с перекрытым боковым от проезда выходом. Он не разработал и не ввел в действие порядок четкого взаимодействия водителей транспортных средств с механиками ОТК во время проведения технических осмотров (в частности, подачи соответствующих сигналов и команд).
Не обеспечил контроля за соблюдением требований нормативных актов во время проектирования и принятия в эксплуатацию газового отопительного котла и директор предприятия С. Леоненко. Последнее, кстати, свидетельствует о халатности главного инженера проекта, сотрудника ООО «Архпроект» А. Белоокого, который не убедился воочию (не выезжал к месту установки котла, выполненной согласно разработанному им проекту) в безопасности установки котла, что и привело к перекрытию бокового выхода из осмотровой канавы.
Нарушил, безусловно, требования охраны труда и непосредственный виновник трагедии — водитель П.Сова, начавший в то роковое утро движение автобуса, не убедившись, что это будет безопасным и не создаст опасности другим участникам движения. Его работодатель — частный предприниматель В. Поснев, который не разработал инструкций и не проводил инструктажей по охране труда с водителями, не разработал и не согласовал надлежащего порядка проведения предрейсового технического осмотра принадлежащих ему транспортных средств.
Таковы были выводы комиссии. В мае текущего года, то есть через два месяца после несчастного случая, сотрудники теруправления Госгорпромнадзора по Черниговской области провели комплексную проверку ДП «Пассервис». Как нетрудно было предугадать, руководство и администрация предприятия очень мало сделали для того, чтобы подобного несчастья больше никогда не произошло с его работниками. В составленном предписании содержалось более 20 пунктов нарушений нормативно-правовых актов по охране труда. ДП «Пассервис» не были устранены нарушения, указанные в предыдущем предписании, выданным после несчастного случая инспектором Госгорпромнадзора. Директор предприятия не прошел очередное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда. Просрочены сроки проверки знаний у остальных должностных лиц. На предприятии отсутствует тематический план и программа обучения и проверки знаний. Проверяющим не была представлена программа вступительного инструктажа.
Нет на ДП «Пассервис» должностного лица, ответственного за электрохозяйство; отсутствуют при въезде на территорию схемы движения автотранспорта и работников. Эстакада, которая размещена на территории площадки для хранения автотранспорта, не оборудована рассекателем и направляющими ребордами необходимой высоты. Не проводятся периодические осмотры и испытания лестниц-стремянок, не обеспечен постоянный надзор за зданиями и сооружениями, не разработана инструкция по организации проведения контроля за безопасной эксплуатацией газового хозяйства.
Все это свидетельствует о безответственности руководства, службы охраны труда предприятия, которые практически ничего не сделали для наведения должного порядка после предыдущей, произведенной по следам несчастного случая со смертельным исходом проверки. Лишь удосужились, опять же в нарушение существующих правил, без оформления наряда-допуска на выполнение огнеопасных работ, убрать отопительный котел, который загораживал подземный боковой выход из осмотровой канавы.
Автор этих строк в июне побывал на КТП предприятия, встретился с начальником гаража Н. Тарасевичем, который одновременно является ответственным за безопасность дорожного движения в ОАО «Черниговавтосервис». Было несколько странно слушать аргументы опытного автомобилиста (в отрасли Николай Иванович работает свыше 30 лет) относительно причин несчастного случая, неисполнения ранее выданного предписания. По его мнению, единственное, что привело к трагедии,— необученность водителя П. Совы, который в момент наезда на механика якобы разговаривал по мобильному телефону. Н. Тарасевич утверждал, что вовсе не обязательно оборудовать осмотровую канаву боковым от проезда выходом. Дескать, есть у него такая книжка с правилами, где о боковых выходах из канав ничего не говорится... «Какие к канаве теперь, после демонтажа котла, могут быть претензии?». Но ведь пользоваться низким, в полтора метра глубиной подземным выходом в помещение КТП крайне неудобно! Он тоже должен, если предприятие собирается возобновлять эксплуатацию злосчастной осмотровой канавы, быть оборудован согласно требованиям правил безопасности. Не проще ли ради общей пользы и удобства механиков выполнить предписание госинспектора: оборудовать удобный боковой выход со стороны улицы! «Это обойдется очень дорого — больше чем 10 тыс. грн. Нет у предприятия сегодня такой финансовой возможности»,— прозвучало из уст руководителя, который, желая перевести разговор на другую тему, начал распространяться о непорядках на предприятиях частных автоперевозчиков. Именно частные маршрутки создают столько проблем с безопасностью на автодорогах города да и всех городов страны в целом. Без вытеснения их, без насыщения городских маршрутов автобусами большой вместимости проблемы будут только нарастать.
Несомненно, определенная доля истины в этом есть. Но почему отвечающий за безопасность перевозок тысяч пассажиров руководитель не захотел увидеть бревна в своем глазу! Откуда у некоторых наших должностных лиц такая уверенность в своей правоте и необязательность при исполнении предписаний надзорных органов? Пренебрежение к людским жизням и судьбам! Имеет ли оно право быть в дальнейшем в нашей жизни?..

Вадим КОБЕЦ,
наш собкор



До списку