Статьи

2008-177_4.jpg Вспоминается, как на курсах водителей преподаватель неоднократно подчеркивал: огонь уничтожает транспортную единицу за 6—10 мин. Предотвратить это может разве что мощная пожарная техника. Да и то при условии, если окажется в то мгновение рядом. В других случаях водитель должен полагаться исключительно на себя. И самое главное при этом — предупредить обстоятельства, когда хозяином ситуации становится огонь.
Если исходить из постулата «Мудрый учится на чужих ошибках», то то, о чем расскажем ниже, должно отозваться глубокими раздумьями каждого, кто за строчками публикации представит ужасную картину неожиданной беды.
Впрочем, такой ли уж и неожиданной?

Водитель В. Сенчук 32-й год своей работы встретил за рулем автобуса ПАЗ-3205. Работа состояла в том, чтобы подвозить к ОАО «Автотранс-Хортица» его работников. С вечера 13 марта 2008 г. он успел сделать по Запорожью один рейс. В следующий выехал уже в 3 ч 20 мин 14 марта. Накануне исправность автобуса проверил контролер технической службы А. Мочинский, а медицинский осмотр не обнаружил отклонений в здоровье водителя. В 5 ч 05 мин в салон ПАЗа вошел В. Дьяченко, работающий водителем на предприятии, а вскоре водители А. Маликов, Н. Первичко, М. Авраменко, С. Крапивный и еще несколько человек.
2008-175_8.jpgЕсли, как гласит народная пословица, сапожник ходит без сапог, то на утреннем маршруте уже упомянутому ПАЗу пришлось остановиться неподалеку от предприятия. Водитель В. Сенчук сразу установил причину — закончился газ в баллонах. Неприятно. Но ничего чрезвычайного. В таком случае инструкция обязывает водителя вызвать автомобиль технической помощи, автобус берут на буксир и транспортируют на предприятие...
Но ведь тогда там, на месте, водителя обязательно спросят: «Почему не проконтролировал давление газа в баллонах, почему сорван график выезда автотранспорта из-за опоздания водителей, почему предприятие понесло убытки из-за этого?» И здесь уже трудно доказывать, что надеялся «дотянуть» до конца смены, что, имея большой производственный опыт, оказался непредусмотрительным.
Не знаю. Может быть и состоялся бы такой разговор. Но скорее всего, дело завершилось бы одной-двумя репликами руководителя технической службы. И не случилось бы того, что уже исправить невозможно.
...Итак, обнаружив отсутствие газа, В. Сенчук решил заправить автобус бензином. Взяв металлическое ведро, пошел на ближайшую АЗС и принес 5 литров топлива. А дальше... Топливо в бак не попало. Вместо этого — как бы кадры хроники террористического акта. Ведро с бензином было занесено в салон. После этого водитель достал из-под пассажирского сидения резиновое ведро, где были литровая пластиковая бутылка с бензином, а также тоненький шланг. Но В. Сенчук вовсе не собирался при помощи такого устройства наполнить бензобак. Пластиковая бутылка с бензином и шланг, очевидно, уже не один раз помогали выйти из подобной ситуации, поскольку он уверенно открыл капот двигателя, снял воздушный фильтр, а водитель В. Дьяченко опустил шланг в карбюратор. Сюда бензин начал поступать из бутылки благодаря разнице в высоте. Двигатель заработал!
За действиями «творческого» тандема водителей наблюдали несколько их коллег, находившихся в салоне. Но ни одного предупреждения о реальной опасности от «изобретения» для всех присутствующих не прозвучало. Почему? Это было нежеланием испортить отношения с В. Сенчуком? Молчание по принципу: «Не учи ученого»? Но чтобы там ни было на уме у присутствующих в салоне водителей, они стали соучастниками действий, которые привели к беде. Беде, в которую по прошествии считанных минут попали и сами.
Итак, когда автобус тронулся, В. Дьяченко, присев на поручень, держал в руках всю «систему бензоснабжения». Он же и контролировал поступление топлива в карбюратор, периодически пережимая шланг.
Так доехали до остановки «Никопольский поворот». Здесь в салон зашли еще шестеро пассажиров — трое водителей ОАО «Автотранс-Хортица» и ООО «Хортица-2001», а также трое незнакомых людей. Автобус снова тронулся. На одном из спусков водитель В. Сенчук сказал В. Дьяченко, чтобы тот прекратил подавать топливо. Указание было выполнено. Но через несколько секунд, как только топливо снова поступило в карбюратор, там вспыхнул огонь. Он мгновенно перебросился на мягкую обивку возле двигателя, пошел в салон. В это время автобус двигался со скоростью 30 км/ч.
Водитель В. Сенчук начал тормозить, но на нем уже вспыхнула одежда. Поэтому после полной остановки автобуса В. Сенчуку было не до пассажиров (хотя должен был любой ценой нажать кнопку открытия дверей автобуса). Но он, как будто с помощью катапульты, оставил свое рабочее место.
С этого мгновения присутствующие в салоне были вынуждены действовать по собственному усмотрению. Один из них — В. Карнаух, выбив стекло в окне аварийного выхода, выбрался наружу и помог это сделать еще четырем своим коллегам.
К великому сожалению, остальные пассажиры (четыре человека) так и не смогли найти выход из этого рукотворного ада. Их обугленные тела извлекли пожарные, которые, прибыв на место происшествия, укротили огонь.
Что остается сказать напоследок? Главное — проверять знания по вопросам охраны труда у водителей независимо от производственного стажа нужно так же старательно, как и правильность укладки парашюта у парашютиста. Каждый водитель пассажирского транспортного средства во время практических занятий почти мгновенно нажмет кнопку аварийного открытия двери. И, конечно, с иронией усмехнется, когда ему экзаменаторы предложат действовать так, как сделал водитель из Запорожья.
Вроде бы все ситуативные моменты предусматривали инструкция № 11 по охране труда водителя автобуса, оборудованного газобалонной установкой (утверждена приказом по предприятию 17.01.2008 г.!), Правила предоставления услуг пассажирским транспортом (утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.1997 г. № 176). Однако не было достигнуто главное: водитель В. Сенчук не установил для себя ту необходимую грань между строгой обязательностью и халатностью, которую формирует чрезмерная личная уверенность, страх «подмыть» профессиональную репутацию перед руководителями предприятия и коллегами.

В. НАЗАРЕНКО, начальник Запорожской государственной инспекции промышленной безопасности и охраны труда в горной промышленности и на объектах повышенной опасности

На снимке:
тот самый автобус ПАЗ-3205.

Фото Л. БЕЗУГЛОГО



До списку