Статьи

Image00112.jpg На ГП «Запорожский речной порт» произошло несчастье. Проведенное под председательством государственного инспектора Госгорпромнадзора расследование установило, что к трагедии привел печально известный человеческий фактор: несовершенство разработанных специалистами порта технологий, неудовлетворительная производственная и трудовая дисциплина.

В тот июльский день ГП «Запорожский речной порт» работало в обычном режиме, разве что жара была чрезвычайной. Часть докеров-механизаторов бригады с утра выполняла задание по выгрузке металлопроката на склад одного из причалов. Ближе к полудню поступило еще одно задание, для выполнения которого пришлось загружать поддоны в полувагон. Один из докеров загрузил первый поддон в дальнюю от крановщика часть полувагона, отцепил строп и направил крановщика за следующим грузом. Для этого крану нужно было развернуться на 180°. Когда кран возвратился с новым поддоном, крановщик выровнял груз над полувагоном, подал звуковой сигнал и, не дождавшись команды стропальщика, которого не было видно, начал опускать груз. При этом поддон несколько раз ударился о стенки полувагона. А стропальщик так нигде и не появился. Опущенный груз оставался на натянутых стропах. Со склада подошел другой стропальщик, откликнувшись на сигнал крановщика, поднялся отцепить строп и увидел прижатого поддоном к полувагону товарища. Он дал команду поднять груз и позвал членов бригады. Сразу вызвали «скорую», а через 15 мин врач констатировал смерть потерпевшего.
Крановщик В. Бирин во время опроса инспектором объяснял свою «самодеятельность» тем, что стропальщики всегда при загрузке выходили из полувагонов. То, что стропальщик не откликнулся на сигнал и стук поддона о стенки, крановщик воспринял как его отсутствие. А укладку грузов он делал, опираясь только на собственный опыт, поскольку ни устный инструктаж сменного помощника начальника района, ни технологическая карта не предусматривали порядок загрузки поддонов.
Комиссия по специальному расследованию этого несчастного случая выяснила следующее. Главный технолог предприятия В. Бондарь при разработке технологической карты не предусмотрел требований по недопущению работников в полувагоны при грузовых работах. Инженер-технолог М. Калинин не провел анализ имеющихся технологических карт с целью применения навесных площадок для безопасного и удобного доступа и выхода стропальщиков из полувагонов. За допущение нарушений требований нормативных актов по охране труда, приведших к несчастному случаю, привлечены к административной ответственности еще и сменный помощник начальника района М. Караваев, заместитель начальника первого грузового района по эксплуатации С. Агафонов, начальник первого грузового района А. Лукашевич. Наложен штраф и на крановщика. Его рекомендовано отстранить от работы на кранах до прохождения обучения и внеплановой проверки знаний.
Попал в число нарушителей и сам погибший, который в нарушение требований соответствующей инструкции находился под грузом, а еще в его крови был выявлен алкоголь в количестве 2,3‰.
В материалах расследования отмечено, что подобных несчастных случаев за время работы порта не было. Администрация ГП «Запорожский речной порт» имела все возможности не допустить этой трагедии. К сожалению, она в свое время не приняла необходимых мер. Нужно было провести анализ технологических процессов перегрузки тарных грузов, обеспечить корректировку технологических карт, разработку документации и изготовление навесных площадок для безопасного выполнения работ. А еще навести порядок с трудовой дисциплиной в коллективах докеров.

К. МОРОЗ, руководитель пресс-службы Госгорпромнадзора по Запорожской области

Фото автора



До списку