Статьи

14 октября 2008 г. Конституционный Суд Украины обнародовал принятое 8 октября Решение в деле по конституционному представлению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений подпункта «б» подпункта 4 пункта 3 ст. 7 Закона «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 22 февраля 2001 г. № 2272—III (далее — Закон № 2272—III), а также пункта 1, абзаца третьего пункта 5, пункта 9, абзацев второго, третьего пункта 10, пункта 11 раздела I Закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 23 февраля 2007 г. № 717—V.
В конституционном представлении утверждается, что положениями Законов № 2272—III и № 717—V, которыми ограничивается размер единовременной страховой выплаты потерпевшему от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, и отменяется право потерпевших на производстве граждан на возмещение им морального (неимущественного) ущерба за счет Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — Фонд), установленные Законом «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 23 сентября 1999 г. № 1105—XIV (далее — Закон № 1105—XIV), нарушается конституционное право граждан на социальную защиту в виде гарантированного общеобязательным государственным социальным страхованием надлежащего материального обеспечения в случае, когда с ними произошел несчастный случай на производстве или они получили профессиональное заболевание.
Автор ходатайства считает, что эти положения Закона № 2272—III и Закона № 717—V не отвечают статьям 1, 3, 8, частям второй, третьей ст. 22, ст. 46, 48 Конституции Украины, поскольку носят ограничительный, дискриминационный характер, что приводит к сужению как содержания, так и объема существующих прав потерпевших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний.
Заслушав судью-докладчика В. Джуня и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:
В Основах законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 г. № 16/98—ВР (далее — Основы) и в первой редакции Закона № 1105—XIV определен пакет видов социальных услуг и материального обеспечения (выплат), которые предоставляются потерпевшим на производстве от несчастных случаев или профессиональных заболеваний при наступлении страхового случая. Среди этих выплат предусматривалось, в частности, и право потерпевших на возмещение им морального (неимущественного) ущерба за счет Фонда. Однако Законом № 717—V внесены изменения в положения Закона № 1105—XIV.
Положениями Закона № 717—V отменено право застрахованных граждан, потерпевших на производстве от несчастного случая или профессионального заболевания, на возмещение морального ущерба за счет Фонда, которое они имели в соответствии с предписаниями первой редакции Закона № 1105—XIV. Однако Конституционный Суд Украины считает, что именно право этих граждан на возмещение морального ущерба не нарушено, поскольку ст. 1167 Гражданского кодекса Украины и ст. 237-1 Кодекса законов о труде Украины им предоставлено право возмещать моральный ущерб за счет собственника или уполномоченного им органа (работодателя). Установленное законодательством распределение обязанностей по поводу возмещения морального ущерба потерпевшим на производстве от несчастного случая и профессионального заболевания не противоречит требованиям ст. 22 Конституции Украины. Учитывая изложенное, Конституционный Суд Украины не видит оснований для признания неконституционными оспариваемых положений Закона № 717—V.
23 сентября 1999 г. Верховная Рада Украины приняла Закон №1105—XIV, абзац первый части второй ст. 34 которого предусматривал, что в случае стойкой утраты профессиональной трудоспособности Фонд производит единовременную страховую выплату потерпевшему, сумма которой определяется из расчета среднемесячного заработка потерпевшего за каждый процент утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности. Указанное положение согласно пункту 1 раздела XI «Заключительные положения» Закона № 1105—XIV должно было вступить в силу с 1 января 2001 г., однако Законом «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 21 декабря 2000 г. № 2180—III дата вступления в силу перенесена на 1 апреля 2001 г.
До наступления этой даты 22 февраля 2001 г. указанное положение ст. 34 Закона № 1105—XIV дополнено подпунктом «б» подпункта 4 пункта 3 ст. 7 Закона № 2272—III, в частности установлен верхний предел единовременной страховой выплаты — не выше четырехкратного размера предельной суммы заработной платы (дохода), из которой взыскиваются взносы в Фонд. В соответствии с пунктом 1 ст. 7 Закона № 2272—III это дополнение вступило в силу также с 1 апреля 2001 г.
Следовательно, положение абзаца первого части второй ст. 34 Закона № 1105—XIV, которым установлен механизм определения размера единовременной страховой выплаты, вступило в силу одновременно с положением подпункта «б» подпункта 4 пункта 3 ст. 7 Закона № 2272—III, где предусмотрен его верхний предел — «не выше четырехкратного размера предельной суммы заработной платы (дохода), из которой взыскиваются взносы в Фонд». Поэтому Конституционный Суд Украины считает, что нет оснований для признания неконституционным положение подпункта «б» подпункта 4 пункта 3 ст. 7 Закона № 2272—III, поскольку размер единовременной страховой выплаты потерпевшим на производстве фактически был не ограничен, а установлен и, соответственно, не были нарушены требования ст. 22 Конституции Украины.
Также является конституционным и положение абзаца второго пункта 10 раздела I Закона № 717—V, согласно которому внесены изменения в положение абзаца второго части второй ст. 34 Закона № 1105—XIV. Оспариваемым положением установлена предельная сумма единовременной страховой выплаты потерпевшим на производстве в случаях, когда при дальнейших обследованиях МСЭК была установлена другая, более высокая степень утраты стойкой профессиональной трудоспособности, с учетом другой профессиональной болезни или другого увечья, связанного с выполнением трудовых обязанностей, а именно: «не выше четырехкратного размера предельной суммы заработной платы (дохода), из которой взыскиваются взносы в Фонд социального страхования от несчастных случаев». Хотя Закон № 717—V вступил в силу только с 20 марта 2007 г., размер единовременной страховой выплаты не был ограничен и в случаях, предусмотренных Законом № 1105—XIV, поскольку во всех возможных случаях предельная сумма единовременной страховой выплаты потерпевшим на производстве не могла превышать четырехкратного размера предельной суммы заработной платы (дохода), из которой взыскивались взносы в Фонд.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 147, 150, частью первой, второй ст. 152, 153 Конституции Украины, ст. 13, 15, 39, 40, 51, 61, 63, 65, 67, 69, 71, 73, 82 Закона «О Конституционном Суде Украины», Конституционный Суд Украины решил:
Признать такими, что отвечают Конституции Украины (являются конституционными), положения подпункта «б» подпункта 4 пункта 3 ст. 7 Закона «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 22 февраля 2001 г. № 2272—III, пункта 1 абзаца третьего пункта 5, пункта 9, абзацев второго, третьего пункта 10, пункта 11 раздела I Закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 23 февраля 2007 г. № 717—V, которыми были внесены изменения в ст. 1, 21, 28, 34, 35 Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 23 сентября 1999 г. № 1105—XIV.

Пресс-служба
Конституционного Суда Украины



До списку