Статьи

Image00071.jpg Истинно: большое видится на расстоянии. Касается это судьбы предприятия или судьбы коллектива. Первое, считай, полуживое после развала Союза, не только поднялось на ноги, но встало в ряд судьбоносных для всей страны. Ведь сегодня государственное предприятие «Днепропетровский научно-производственный комплекс «Электровозостроение» является основателем новой промышленной под-отрасли Украины — электровозостроения, создавшим надежную производственную базу и вобравшим в себя лучшие технологии, уникальный интеллект Украинского НИИ электровозостроения. Отсюда — эффективная отдача в виде продукции лучших мировых стандартов.

Наша справка. В 1995 г. на предприятии сконструирован и изготовлен первый украинский грузопассажирский магистральный электровоз постоянного тока типа ДЭ1. В соответствии с Государственной программой «Развитие рельсового подвижного состава социального значения для железнодорожного транспорта и местного хозяйства» совместно с фирмой «SIEMENS» разработан и запущен в производство магистральный грузопассажирский электровоз переменного тока типа ДСЗ. В настоящее время предприятие выпускает магистральные, промышленные и рудничные электровозы, которые успешно работают на железных дорогах и горных разработках Украины, России, других стран СНГ и дальнего зарубежья.

Что касается судьбы коллектива, то он, как бы сказал поэт, «сумел оторваться от пошлости суеты и поднять очи к звездам». Потому что свет реальной мечты о лучшей, достойной жизни многих поднял со дна отчаяния, привычки к внутренней и внешней неряшливости, безответственности и заставил уважать свою личность, завод и, если хотите, страну. Кстати, именно чувство достоинства придает электровозостроителям шарм настоящей трудовой элиты, что не в последнюю очередь привлекает тех, кто стоит у заводской проходной в ожидании свободного места. Но чтобы человек хотел и мог подняться над собой, зачастую ему кто-то должен помочь. Тут меньше всего хотелось бы петь «осанну» генеральному директору научно-производственного комплекса Валерию Викторовичу Чумаку, категорически не терпящего пустословия и бездеятельности. Но слов из песни не выбросишь. В. Чумак, образно говоря,— большой и малый круги кровообращения коллектива, несущие своеобразную жизненную философию о незыблемости порядочности и порядка как непременного условия достойного существования.
— Надо больше вкладывать в производство, коллектив,— говорит В. Чумак.— Еще Александр Македонский завещал соратникам: «Когда умру, сделайте в гробу напротив рук отверстия, вытащите наружу ладони, чтобы люди видели, что я с собой ничего не взял».
Это — директорское кредо, на которое он не перестает испытывать работников предприятия. Такая позиция непроста, неудобна, но зато — как эффективна! Ведь возрождаясь практически из небытия, предприятие не только не взяло у государства ни копейки, но обеспечило многомиллионный оборот продукции и соответствующие отчисления в бюджет. Не создав при этом, подчеркнем, ни единой коммерческой структуры.
Что же касается порядка, за которым стоит жесткая трудовая и исполнительская дисциплина, то здесь вы не увидите праздношатающихся, незанятых или просто снующих по заводской территории. Их примерно 2400 человек — и все при деле. Своя униформа. Свой участок работы. И полная ответственность: нанес предприятию материальный ущерб по своей вине — получи взыскание и моральное, и материальное. А как же иначе: хочешь достойной жизни — адекватно себя веди.
Однако здешнее понятие достойной жизни включает не только хорошую зарплату, пакет социальных благ в виде лечения в прекрасной поликлинике, возможности поехать в санатории и на базы отдыха, разного рода премирования и т. д. Оно предполагает и высокие стандарты безопасности труда
— Я твердо убежден,— говорит В. Чумак,— что ничего важнее охраны труда в природе не существует. Ведь жизнь дается человеку один раз. И он, приходя на завод, фактически вверяет ее нам. Потому руководитель с мыслью об охране труда должен ложиться и просыпаться.
За несомненной целесообразностью и некой романтичностью директорских постулатов — целая жизнеоберегающая система, опирающаяся в основном на две службы: техническую и охраны труда. Первая в своих действиях, опять-таки, опирается на постулат В. Чумака: «Уйти от восприятия типа новой техники как невоодушевленного предмета» и несет главное бремя создания безопасных условий труда. Вместе они — два несущих крыла безопасной жизнедеятельности коллектива.
— Уверен, вы понимаете, какие высокие требования предъявляются к безопасности нашей продукции,— говорит технический директор комплекса В. Оливсон.— Ведь с ней, кроме бригады машинистов электровоза, ежедневно соприкасаются тысячи и тысячи людей. Поэтому, с одной стороны, наша служба обеспечивает требования безопасности, заложенные конструкторами, касающиеся материалов, санитарно-гигиенических условий труда машинистов, безопасности движения, пожарной безопасности и т. п. Способствуют этому и внедренные нами международные стандарты качества. С другой стороны, мы заботимся о совершенствовании технологических процессов, занимаемся модернизацией оборудования, внедрением новой техники… Одна из целей — вычленить по возможности из технологического процесса человека, а заодно и субъективный фактор риска как потенциальную причину травмирования.
Вместе с тем остается масса операций, функций, за которыми стоит конкретный человек: рабочий, мастер, начальник цеха, специалист того или иного отдела… От каждого требуется безукоризненное выполнение возложенных обязанностей.
— Нередко, когда провожу совещания,— продолжает В. Чумак,— напоминаю управленцам: мы с вами своими руками практически ничего не производим. Мы призваны организовать труд конструкторов, рабочих, обслуживающего персонала. То есть наладить стабильный производственный сервис, чтобы человек на каждом рабочем месте трудился с душой, а главное, уходил домой живым и здоровым.
Что касается работы по организации охраны труда, то, наверное, само провидение способствовало появлению на предприятии такой колоритной фигуры, как Иван Федорович Нога. «Ну, хлопцы, держитесь! Он железной рукой возьмется за охрану труда»,— говорили между собой уже немолодые заводчане. И небезосновательно. Специалист с 30-летним опытом работы в данной области привнес лучшие формы и методы работы, нашедшие тут понимание и поддержку. Таким образом начальник отдела охраны труда И. Нога вместе с управленцами предприятия за два года создал существующую СУОТ. Сегодня она проста, эффективна и доступна пониманию исполнителя любого ранга.
— Главная составная успеха,— рассказывает И. Нога,— состоит в том, что генеральный директор слышит нашу службу и оказывает всемерное содействие. Валерий Викторович всегда говорит и нам, и другим должностным лицам: «Скажите, кто из руководителей не хочет сделать лучше, и я приму меры».
Такая личная позиция первого руководителя предприятия создает службе охраны труда соответствующий имидж и придает вес, несмотря на то, что она насчитывает всего четыре человека. Ее специалисты трудятся в великолепных условиях: светлые, хорошо меблированные комнаты, разнообразная оргтехника, достойная зарплата. На предприятии создан кабинет охраны труда, приобретены компьютеры для обучения по вопросам охраны труда работников предприятия, подобрана обширная библиотека нормативной литературы. Во всех производственных подразделениях — уголки охраны труда, где можно найти и соответствующие приказы генерального директора, и перепечатки публикаций из журнала «Охрана труда», других изданий, и итоги проверок, и памятки по охране труда… Но, разумеется, работа И. Ноги и его подчиненных отнюдь не ограничивается созданием на предприятии сугубо внешнего антуража. Сердцевина всех трудоохранных хлопот — индивидуальная работа с людьми. Кстати подчеркнуть, что инициатор этого подхода (и не только в области охраны труда) — сам генеральный директор. Как он мыслит?
— У нас нет неталантливых людей. Есть в большей или меньшей степени ленивые. Но когда даешь возможность им раскрыться, то они творят чудеса. Однако мы никого не уговариваем. Свято место пусто не бывает. Мы ввели специальные программы для проверки знаний по охране труда, чтобы иметь объективную картину в первую очередь по мастерам и бригадирам. С этим первым звеном руководства и контроля надо очень серьезно работать, ибо все неприятности начинаются с рабочего места. Именно мастер и бригадир должны первыми увидеть истоки нарушения охраны труда. К сожалению, это происходит не всегда. Иногда мне приходится поворачивать руководителей лицом к проблеме. Они искренне удивляются: «Как вы все видите?» Вижу, потому что не ставлю перед собой цель найти непорядок, а иду по цеху и думаю: что и где можно сделать лучше для человека и завода.
Наша справка. Только в 2006 г. электровозостроители выполнили 25 мероприятий по охране труда коллективного договора. Общая сумма расходов на охрану труда составила более 1,27 млн. грн. Улучшены условия труда 1516 работающих, из которых 442 — женщины. Например, изготовлен и введен в действие стенд для проверки и испытания газоплазменного оборудования цехов, в 13 и 14 пролетах главного корпуса цеха механической обработки установлены 5 отопительных агрегатов АПВС-50/30, а также шлагбаумы на железнодорожных переездах возле электровозосборочного цеха, выполнено ограждение печи ДСП-3М в металлургическом цехе, участок сварки и сборки рам тележек цеха металлоконструкций оборудован вытяжной вентиляцией, участок обработки узлов из алюминия перенесен в другое помещение, что позволило значительно снизить уровни шума, реконструирована система отопления бытовых помещений, а также отдельных производственных участков, приобретены спецодежда, спецобувь, моющие средства. Работающие во вредных условиях постоянно получают молоко или равноценные продукты.
Кроме того, за последние три года усилены все металлоконструкции кровель зданий завода, приведены в порядок тысячи и тысячи квадратных метров самих кровель, отремонтированы производственные корпуса. Отдельный разговор о заводской поликлинике, куда вложены немалые деньги, чтобы создать современное по техническому оснащению и кадровому наполнению медицинское учреждение.
— Я не просто добрый человек, который раздает деньги,— говорит В. Чумак.— Считаем все до гривни. Поэтому перед коллективом поликлиники после капитального ремонта здания была поставлена задача как можно быстрее «окупить» все затраты, то есть заняться профилактикой и уменьшить тем самым количество «больничных», хронических и тяжелых заболеваний. Сегодня наши медики с поставленной задачей в основном справляются.
Но жизнь есть жизнь, и она порой приносит огорчения. На предприятии ежегодно травмируются два-три человека. Но если в 2005 г. количество дней потери трудоспособности из-за несчастных случаев составляло 116, то в прошлом — всего 4. В последние годы нет (постучим по дереву) травм со смертельным исходом, а также профзаболеваний. И это несмотря на сложность технологических процессов и насыщенность предприятия сложным оборудованием. Весомую лепту в эту приятную статистику внесла, разумеется, служба охраны труда.
Наша справка. В течение 2006 г. на предприятии проведено 12 обследований подразделений комиссией по третьей ступени оперативного контроля за состоянием охраны труда. По их результатам состоялись совещания у генерального директора В. Чумака, были изданы соответствующие приказы. Всего за год было издано 50 приказов по охране труда.
Службой охраны труда выдано 99 предписаний, в которых предлагалось выполнить 574 мероприятия. Все они уже воплощены в жизнь.
На предприятии действует Положение о работе с нарушителями правил и нормативных актов по охране труда. В прошлом году привлечено к ответственности 25 работников. А 18 человек, показавших лучшие результаты в работе по охране труда, отмечены денежными премиями.
Однако И. Нога в оценке своей работы предельно скромен.
— Есть проблемы,— говорит он.— И главная — человеческая психология. Маленький пример. Когда только пришел сюда, как и положено, заходил (и сейчас захожу) в цехи только в каске. Поначалу у некоторых это вызывало ироническую улыбку. Но случилось так, что в одном из цехов во время работы отлетел кусок армированного абразивного круга. И только каска спасла если не жизнь, то здоровье одному из рабочих. «Иван Федорович,— сказали тогда мне в цеху,— как хорошо, что вы гоняете нас за охрану труда». Кстати, я долго показывал ту каску слушателям во время занятий. Сегодня наши работники обеспечены всеми видами средств индивидуальной защиты и пользуются ими. Хотя бывают досадные случаи, когда приходится и власть применить.
А за этим далеко ходить не надо. Если акт о нарушении составляют работники службы охраны труда, то наказание несет и нарушитель, и его непосредственный руководитель. Если этот документ составляет сам руководитель, то в виновниках ходит только нарушитель. Но не только это вынуждает цеховых руководителей проявлять принципиальность. Ведь если руководитель допустил одно нарушение требований безопасности труда, его ждет внеплановая проверка знаний по вопросам охраны труда, если два нарушения — лишается почти половины контрактной денежной надбавки, а когда три — о данной надбавке может только мечтать. Самое серьезное наказание — увольнение с работы — применяется при четырех нарушениях. Управленцы, причастные к травмированию работника, покрывают из своего кармана затраты предприятия на оплату первых пяти дней нетрудоспособности потерпевшего. Кстати, прокуратура двумя руками поддерживает эту практику. Потому отнюдь не байками выглядят рассказы заводчан, что в случае нарушения ими требований безопасности они скорее предпочитают спрятаться, лишь бы не попасться на глаза И. Ноге и его сотрудникам.
— А что поделаешь,— улыбается собеседник.— Наша служба сродни милицейской: пресечь нарушение, упредить беду.
Однако заводская система профилактики производственного травматизма предусматривает не только «кнут», но и «пряник». Скажем, в 2005 г. среди подразделений предприятия был организован конкурс по охране труда. Победители получили премии. В прошлом году лучших премировали по итогам соревнования за каждое полугодие. Обязательность поощрения поборников охраны труда закреплена отдельным пунктом колдоговора на 2007—2008 гг. В этом году ко Дню охраны труда на предприятии подведены итоги смотра по культуре производства.
Впрочем, И. Нога не сторонник громоздкой СУОТ. Он считает, что такая система, как правило, захлебывается излишней регламентацией, обилием нормативных актов, придуманными формами контроля, особенно общественного… Поэтому любая система управления, в том числе и охраной труда, должна прежде всего быть простой, понятной и целесообразной.
Вообще на ГП «Днепропетровский научно-производственный комплекс «Электровозостроение» требование целесообразности — своеобразная составляющая каждого решения, благодаря чему заводское бытие приобрело явный эстетизм и даже красоту. Сегодня они проявляются во многом: великолепный дизайн электровозов, рационально обустроенные бытовые помещения, чудесные уголки отдыха, элегантная и прочная спецодежда, чистые пролеты цехов. Все в целом согревает душу человека, расцвечивает его жизнь, заставляя дорожить ею, беречь ее.
И когда генеральный директор В. Чумак говорит: «Люди стали доброжелательнее, больше улыбаются друг другу. В семьях — больше радости, порядка»,— он не лукавит. За этими простыми, в чем-то обыденными словами, возможно, основная сущность кардинальных заводских изменений к лучшему. Ибо окрылить сегодня честно работающего человека — очень трудная миссия впереди идущего. Но она прекрасна и выполнима. Свидетельство тому — бесценный опыт Кавалера орденов «Знак Почета», «За заслуги» 1 и 2 степени, лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники Валерия Викторовича Чумака и его команды.

Н. РусиЧ

На снимках:
генеральный директор предприятия В. Чумак;
уголок охраны труда в цехе;
в заводской поликлинике.

Фото из архива предприятия



До списку