Статьи

Вопрос об организации ведомственного надзора за охраной труда давно актуален. Особенно на сельхозпредприятиях, которые стабильно из года в год «обеспечивают» более 60% всех производственных травмирований в агропромышленном комплексе. Крым — не исключение. Насколько это тревожит Министерство аграрной политики автономии? Какие трудоохранные мероприятия проводятся и планируются во имя защиты жизни и здоровья работающего крестьянина? Что стимулирует этот процесс и что его тормозит? На эти и другие вопросы наш собственный корреспондент Надежда БЕЗУГЛАЯ попросила ответить заместителя Министра Минагрополитики Автономной Республики Крым Н. Полюшкина.

— Год назад в Судаке состоялся всеукраинский семинар-совещание «О повышении эффективности государственного надзора за охраной труда в агропромышленном комплексе и социально-культурной сфере», в котором Вы также принимали участие. Тогда практически каждый выступающий воспользовался случаем, чтобы упрекнуть отраслевые структуры охраны труда в инертности. Можно ли сказать, что сегодня оснований для упреков нет?
— Не берусь говорить от имени всех, а вот если по поводу крымского АПК, то благодаря усилению ведомственного контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов по охране труда на сельхозпредприятиях жатва и сбор поздних культур в 2006 г. прошли без несчастных случаев со смертельным исходом. Относительно спокойно прошла и нынешняя посевная кампания. В целом же за прошлый год на предприятиях АПК произошло 32 несчастных случая, в том числе — 3 групповых. В то время как в 2005 г. травмировалось 47 человек, один случай — смертельный. Количество дней нетрудоспособности в прошлом году сократилось по сравнению с позапрошлым годом на 268 рабочих дней. Чтобы читатели яснее поняли статистику, скажу: сегодня в Крыму насчитывается 2,7 тыс. сельхозпредприятий, где занято более 41 тыс. работающих.
По-прежнему чаще всего получают травмы механизаторы, животноводы (по 8), полеводы (5). Известны и главные причины несчастий: неудовлетворительная организация труда, нарушение правил безопасности самими потерпевшими, которые давно уже стали притчей во языцех не только в АПК, но и в других отраслях.
— То есть многолетняя типичность причин травмирований дает основания для серьезного анализа и весомых выводов. Скажем, начальник отдела организации государственного надзора в АПК и социально-культурной сфере Госгорпромнадзора В. Ткачев в статье «Продолжить практику проверок» (журнал «Охрана труда» № 4, 2007 г.) констатирует, что основной причиной несчастных случаев в АПК, кроме халатного отношения работников к трудовой и производственной дисциплине, являются недостатки в обучении безопасным приемам труда. А последнее, согласитесь,— сфера контроля как раз министерства, а также его ведомственной службы охраны труда: организовать обучение, проверить знания, проконтролировать применение их на практике.
— У меня нет никаких оснований спорить с автором статьи. Но ясно как божий день, что мы не станем надзирать за каждым исполнителем, будь то бригадир, тракторист или доярка. На это есть руководитель хозяйства, который, в частности, отбирает и расставляет кадры. Поэтому я считаю, что обучение именно руководителей, специалистов предприятий является главным условием грамотной организации охраны труда, улучшения промышленной безопасности в сельхозпроизводстве. Что мы для этого делаем? Почти 200 должностных лиц и специалистов по охране труда сельхозпредприятий разных форм собственности ежегодно проходят обучение в Южном филиале «Крымский агротехнический университет» Национального аграрного университета. Всех слушателей обеспечиваем нормативными документами по охране труда, пожарной безопасности, в отношении аттестации рабочих мест по условиям труда и т. п. на бумажных и на магнитных носителях. Вопрос в том, как сделать это обучение системным, всеобъемлющим. Конечно, очень важна личная позиция слушателя, осознание им своей ответственности перед законом и людьми. С другой стороны, мы ускоряем процесс создания районных информационно-аналитических методических центров для информационной поддержки руководителей предприятий, в частности по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.
— Кстати, о промышленной безопасности. В прошлом году государственные инспекторы по надзору за охраной труда в АПК провели более 19 тыс. проверок, во время которых приостанавливалась работа почти 42 тыс. объектов, машин, оборудования, представлявших угрозу для жизни и здоровья работающих. Что касается Крыма, то, по данным республиканской инспекции Гостехнадзора, на начало 2007 г. из 6460 проверенных тракторов только 3148, или 49% соответствовали установленным техническим параметрам.
— Главная причина такого положения дел — отсутствие электростартерного запуска двигателя из кабины трактора. Мы решаем эту проблему поэтапно. Так, в прошлом году за счет сельхозпредприятий переоборудовали 312 тракторов. Сегодня, чтобы обновить электростартерный запуск на остальных тракторах, необходимо 1,72 млн. грн. Министерство обязало районные управления агропромышленного развития составить график переоборудования тракторов и контролировать эту работу. Кроме того, разработаны условия отраслевого смотра-конкурса машинно-тракторного парка, которыми предусмотрено улучшение технического состояния техники. Смотр-конкурс проведем ближе к нашему профессиональному празднику.
В целом же, что касается промышленной безопасности сельхозпредприятий, то надеяться на ее высокий уровень не приходится. Машинно-тракторный парк, инвентарь крайне устаревшие, изношенные, да еще, помимо этого, энергоемкие, вследствие чего снижается производительность труда и растет себестоимость продукции. Чтобы технически перевооружить хозяйство, внедрить новейшие технологии, у многих работодателей нет соответствующего капитала. И такая картина не только в Крыму. Поэтому, судя по всему, село и в дальнейшем будет жить с проблемами промышленной безопасности. Можно ли ему помочь? Думаю, да. Хорошо было бы, если бы экспертно-технические центры Госгорпромнадзора делали освидетельствование технического состояния сельхозтехники, сооружений, зданий по льготным тарифам. Должен был бы сказать свое доброе слово и Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Украины. Например, хотя бы частично финансировал обучение руководителей и специалистов, аттестацию рабочих мест.
— Как говорят, на Бога надейся, а сам не плошай. Но силы управления инженерно-технического обеспечения, охраны труда и чрезвычайных ситуаций министерства небольшие: в нем работает только 6 человек. И перспективы его расширения весьма призрачны. Насколько известно, уже на протяжении года, несмотря на инициативу Федерации независимых профсоюзов Крыма, организации работодателей, Союза промышленников и предпринимателей Крыма, республиканского отделения Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и теруправления Госгорпромнадзора о создании структурного подразделения по охране труда при Совете министров АР Крым, воз и ныне там. Поэтому вашему министерству скорее всего придется объединять усилия с местной властью, которая, согласитесь, крепкий орешек. Ибо из года в год не решается вопрос о создании полноценной службы охраны труда при каждой райгосадминистрации. И каким же образом воплощать планы в жизнь?
— Сразу подчеркну, что мы впритык занимаемся реформированием сектора охраны труда министерства в самостоятельный отдел, а также восстановили соответствующие службы в ряде районов. В девяти из 14 уже работают освобожденные специалисты по охране труда, еще в пяти их функции выполняются по совместительству. Конечно, мы стремимся, чтобы везде охраной труда занимался профессионал. В этом, в первую очередь, должны быть заинтересованы и сами руководители районов. Так, по распоряжению Совета министров Крыма уже введена практика, когда на первого заместителя председателя райгосадминистрации возложено осуществление контроля как за состоянием дел в АПК в целом, так и за охраной труда в частности. Это вынуждает местное руководство опираться на профессионалов, которые на периферии, к счастью, есть.
Пусть косвенно, но все-таки дает себя знать и рассмотрение вопросов охраны труда на коллегиях и совещаниях министерства, районных управлений агропромышленного развития, проведение совместных с Госгорпромнадзором целевых и комплексных проверок состояния безопасности труда на предприятиях отрасли. Об их эффективности говорит тот факт, что в течение 2004—2006 гг. на предприятиях АПК не было допущено случаев травмирований со смертельным исходом среди сторожей. За этот же период восстановлены службы охраны труда в 5 районах, в 212 сельхозпредприятиях теперь имеются освобожденные специалисты по охране труда.
— Конечно, идти в фарватере государственных надзорных структур и нужно, и полезно. Но если учитывать, что сегодня за одним госинспектором, занятым в сфере надзора за охраной труда в АПК, закреплено около 500 предприятий, то понятно, что на чужих плечах в светлое трудоохранное будущее не въехать. Инспекторы нагрянули раз или два в три-четыре года, и с концами. А село остается со старыми и новыми проблемами. А они серьезны. Труд на селе становится тяжелее и напряженнее. Каждый второй работник занят в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. 70% тяжелого ручного труда выполняют женщины. Больше всего страдают работники села на предприятиях коллективной собственности. Известно немало фактов невыполнения должностных обязанностей, нарушения технологических процессов...
— Так и просится вопрос: «Как же быть?» Ответ мой однозначен: как можно быстрее внедрить гибкие и эффективные формы экономического воздействия на работодателя. Чтобы не госинспектор, не министерский или районный специалист по охране труда «бегал» за работодателем, а тот сам стучал в двери надзорных и контролирующих органов, спрашивал совета, изучал Закон «Об охране труда» и заботился о квалификации своих работников, о производственной и технологической дисциплине, чтобы «тянулся» не за престижным автомобилем, а за новыми техникой, оборудованием, технологиями...
Ведь как ни крути, сегодня, в сущности, государство взяло на себя ответственность за производственный травматизм и его экономические последствия. Правда, Закон «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», в частности его положения, касающиеся возмещения морального ущерба за счет работодателя, административных взысканий на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, использующих наемный труд, упорядочения прав и обязанностей страхователей и застрахованных лиц в порядке, установленном для регистрации нормативно-правовых актов органов исполнительной власти и др. определенным образом решает обозначенную проблему. Насколько это решение эффективно, мы увидим на практике в ближайшее время. И тогда будет смысл опять продолжить разговор.



До списку