Статьи
Image00001.jpgБезопасность труда, о которой мы пишем в каждом номере журнала,— не привилегия, не благо. Это обязательное условие, причем конституционное, которое гарантирует сохранение жизни и здоровья работающему человеку.
Сегодня в Украине на 1000 работающих травмируется 3—4 человека, на миллион — 3000. Простая арифметика — на 10 миллионов работающих мы имеем десятки тысяч человек, пострадавших от травматизма. А сколько людей становятся инвалидами! Кто за это отвечает, кто беспокоится?
Трагедия на шахте имени А. Ф. Засядько взбудоражила всю страну. Такого количества погибших на производстве в одночасье Украина еще не знала. Кто и какие уроки вынесет из этого? В мартовском номере журнала в статье нашего собкора Геннадия Щурова «Нарушения могут стать роковыми» прямо подчеркнуто, что одно из самых распространенных и опасных нарушений, допускаемых в угледобывающей отрасли,— это несоблюдение пылегазового режима на шахтах. И именно оно является в большинстве случаев причиной аварий, гибели людей, катастрофических разрушений. И далее: «К сожалению, в погоне за показателями руководители предприятий пренебрегают нормами безопасности. Службы охраны труда, инженерно-технические работники проходят мимо вопиющих нарушений, каждое из которых может стать роковым». В этой статье, как вызывающее тревогу, называлось и ОАО «Шахта имени А. Ф. Засядько».
Об этих же проблемах мы говорили и в январском номере в статье начальника Лисичанской государственной горнотехнической инспекции в угольной промышленности Н. Асеева «Вопиющие факты». На 11 шахтах Луганской области органы надзора проверили 7 действующих очистных забоев, 19 подготовительных выработок и выявили — внимание — 3888(!) нарушений Правил безопасности в угольных шахтах. Создается впечатление, что там и понятия не имеют об охране труда. Или имеют, но ничего не делают. Ну как иначе квалифицировать все это?
Экономическая независимость работодателей породила чувство вседозволенности, пренебрежительное отношение к охране труда и безопасности жизни людей. В работнике перестали видеть человека, используют его как «тягловую силу», которая должна исправно приносить хозяину-собственнику прибыль. Иногда кажется, что реформы в нашей стране проводятся не во имя человека, а за счет человека. Мы очень часто наталкиваемся на должностных лиц какой-то новой, ущербной популяции — на людей, которые не умеют слушать, не торопятся решать и не хотят ни за что отвечать! Это от них в первую очередь страдают работники. От их неумелости или неспособности, а порой и нежелания правильно организовать безопасный труд.
Совершенно очевидно, что производственный травматизм перестал зависеть от качества нормативных документов, инструкций и приказов — их просто не выполняют. Или выполняют, но плохо, частично. Отсюда напрашивается вывод: основная причина создавшегося положения — в недейственности системы организации безопасности труда. И это несмотря на ужесточение требований правил безопасности и усиление контроля, жесткие приказы, четкие инструкции. На заслон травматизму задействованы большие силы ведомственных институтов, органов надзора, прокуратуры, отделов охраны труда... Целая армия специалистов! И выходит, что все это не в счет?!
Вывод напрашивается второй — нужно ломать стереотип второстепенности охраны труда на производстве в сознании как руководителей, так и самих работников. Никакие, даже самые жесткие контрольно-надзорные органы не смогут обеспечить безопасное ведение работ, если это не станет главной повседневной задачей, моральным долгом, если хотите, лично руководителей производства, инженерно-технических работников, каждого рабочего. Шахта — объект повышенной опасности. Здесь в любую минуту может произойти несчастье. Может! И до тех пор, пока приоритетом в отрасли будет добытый уголь, а не жизнь и здоровье человека.
Кстати, о человеческом факторе. В вопросах безопасности труда он играет намного большую роль, чем принято считать, и заслуживает более пристального внимания. В основе 70—80% несчастных случаев на производстве лежат организационные причины, которые непосредственно «прорастают» из психологии человека, его мировоззрения, привычек, менталитета, наконец. Известно, что травмирование работников происходит обычно из-за самонадеянности или небрежности при соблюдении установленных норм и правил по охране труда. При этом мотивы к сознательному нарушению правил безопасности бывают весьма разнообразными — это и неправильно понятые производственные интересы, и эгоистическое стремление облегчить свои обязанности, неосторожность, незнание, лихачество, пренебрежительность. Целый букет! И как с этим бороться? Как втемяшить в голову этому «человеческому фактору» простую истину: «нельзя — не делай!» Почитайте нашу рубрику «Этого могло не случиться». Диву даешься — что же творится, какие нелепые смерти! Это же как надо не уважать собственную жизнь, чтобы так легко с нею расставаться. Что же с нами происходит? Притупилось чувство опасности? Не укрепляется иммунитет ответственности? Или мы становимся хронически больными с диагнозом равнодушия и беспечности? Ну до каких же пор!..
И еще об одной проблеме (мы писали о ней не один раз) хочется сказать: в Украине эксплуатируется 800 тыс. единиц различного оборудования, машин и механизмов, которые не соответствуют требованиям охраны труда, 9 тыс. находятся в аварийном состоянии и представляют постоянную угрозу для работающих там людей. А если к этому добавить, что на многих предприятиях износ основных фондов превышает 60—80%, эксплуатационная надежность которых минимальна и опасна, то и вовсе оторопь берет — куда же мы развиваемся?!
Промышленное производство в Украине насчитывает 2 тыс. химически опасных объектов, на которых хранится, производится или используется свыше 9 тыс. т хлора, более 200 тыс. т аммиака и около 100 тыс. т других веществ. Кроме того, 1,5 тыс. объектов сосредоточивают 15 млн. т жидких и твердых взрывоопасных материалов. Пренебрежение правилами безопасности здесь смерти подобно. А добавьте к этому газораспределительные сети, основные фонды которых не менялись более 20 лет и обслуживаются кое-как. Днепропетровская трагедия показала всю несостоятельность и эксплуатационников, и их хозяев. Неужели ничему не научит? А техногенные катастрофы, которые всегда застают нас врасплох! Не прогнозируем, не предопределяем возможные последствия и не предостерегаемся. Создается впечатление, что мы вообще живем в зоне постоянного риска.
К авариям на производстве добавьте железнодорожные крушения, штормовые форс-мажоры и другие стихийные бедствия, пожары, экологические опасности, дорожно-транспортные происшествия, прочие бедствия, разрушения. И все это сопровождается трагедиями, увечьями, отчаянием. Какой-то рок преследует нас. Ежегодно. Будь то год Дракона, год Лошади или год Свиньи.
А что нам принесет год Крысы? Что вообще год грядущий нам готовит? Не хочется грустных прогнозов, не хочется новых потрясений и бед. Не хочется новых трагедий и страданий. Не хочется! Лучшие годы жизни мы отдаем работе. Мы хотим жить хорошо и достойно, но при этом оставаться здоровыми людьми. Чтобы и за себя, и за Державу обидно не было.
С наступающим Новым годом вас, дорогие читатели! Будьте здоровы и счастливы. Берегите друг друга и храни вас Бог!
Пишите нам, приходите, звоните. До встречи в новом году.


До списку