Статьи

Принято считать, что частный собственник способен наиболее эффективно управлять производством. Под этим подразумевается и неукоснительное соблюдение действующего законодательства об охране труда. С таким утверждением трудно не согласиться, ибо кто, как не собственник, заинтересован в сбережении своих денег, а значит — в безопасной, безаварийной работе оборудования.
Однако действительность зачастую противоречит этому утверждению. Особенно это актуально в отношении тех частных коммерческих структур, которые арендуют различное государственное коммунальное имущество. Один из таких примеров приведем ниже.

В первом квартале 2008 г. теруправлением Госгорпромнадзора по Сумской области была проведена комплексная проверка ООО «Сумытеплоэнерго». В состав этого общества входят: Сумская ТЭЦ, цех тепловых сетей, более 40 котельных, службы механизации и транспорта, различные вспомогательные службы.
Все основные фонды: оборудование ТЭЦ, котельных, 94 км магистральных и 221 км внутриквартальных тепловых сетей, теплопункты и др. еще в 2005 г., согласно заключенному договору, были арендованы администрацией общества у Сумского городского совета.
Хозяйство, как видим, большое. В обществе работает свыше 1 тыс. человек, которые призваны обеспечивать бесперебойное снабжение теплом жителей областного центра. Как же решаются здесь вопросы промышленной безопасности и охраны труда?
Результаты проверки, увы, оказались неутешительными. И во многом они, как представляется автору этих строк, обусловлены неразберихой в отношении собственности этого важного для жизнеобеспечения населения имущественного комплекса. Что, впрочем, проявилось и в росте показателей производственного травматизма. Так, если в 2005 г. здесь был зарегистрирован один случай травмирования работника, то в 2006 г.— уже 2, а в 2007 г.— 3, причем 1 из них — со смертельным исходом.
В обществе неудовлетворительно решаются различные вопросы, от которых напрямую зависит безопасность выполнения работ. В первую очередь это касается эксплуатации зданий и сооружений. Из 28 зданий и сооружений ТЭЦ, которые еще в 1999 г. были отнесены к третьей категории (непригодные к нормальной эксплуатации), только 7 выведены из аварийного состояния. Срок следующего технического обследования этих объектов закончился еще в 2003—2004 гг., однако администрацией до сих пор не предприняты необходимые меры по их ремонту. По 17 зданиям и сооружениям, эксплуатирующимся в котельных и в цехе тепловых сетей, техническое обследование и паспортизация не проводились вообще.
Численный состав службы наблюдения за безопасной эксплуатацией зданий и сооружений не соответствует требованиям положения о службе. Руководитель службы не приравнен по своему статусу к руководителям основных производственно-технических служб. Не назначено должностное лицо, ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию систем газоснабжения, инженерно-технические работники, которые призваны осуществлять надзор за строительством систем газоснабжения и ведомственный контроль за безопасной эксплуатацией газового хозяйства, а также инженерно-технические работники газовой службы не прошли необходимую подготовку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Не прошли обучение по безопасным методам труда в газовом хозяйстве и проверку знаний электрослесари по ремонту и обслуживанию контрольно-измерительных приборов и автоматики, другие рабочие, занимающиеся техническим обслуживанием и ремонтом средств контроля и автоматики ТЭЦ.
Во многих котельных паровые и водогрейные котлы не оснащены приборами автоматики и сигнализации, которые должны обеспечивать безопасность при всех режимах эксплуатации. На котлах НИИСТУ-5, которые эксплуатируются в 15 котельных (всего — более 40 единиц), до сих пор применяется морально и физически устаревшая автоматика безопасности АГК-2У и «Пламя». А ведь известно, что она не исключает несанкционированного, со стороны обслуживающего персонала, переключения на байпасное газоснабжение, то есть в обход приборов автоматики.
А как расценить следующий, выявленный проверяющими, факт? На ул. Роменской была обнаружена современная, работающая на крыше здания, котельная, которая эксплуатировалась... без надзора со стороны обслуживающего персонала. На вводе газа в эту котельную не был установлен предусмотренный проектом запорный клапан, который бы обеспечивал отключение подачи топлива в случае загазованности, пожара или обесточивания котельной.
В указанной и еще пяти других, расположенных на крышах зданий, котельных не проведена проверка и прочистка газоходов.
В некоторых котельных не проводится анализ воздушной среды на наличие кислорода и содержание оксида углерода при выполнении работ в топках котлов.
При проверке эксплуатирующихся здесь подъемных сооружений и механизмов выявлены следующие упущения: на баках-деаэраторах ДО-1, ДО-2 не оказалось защитного антикоррозионного покрытия; паропровод к турбогенератору ТГ-1 теплоэлектроцентрали отработал свой срок эксплуатации; крыши многих котельных протекают. Манометры во многих котельных не проходят своевременно поверку в органах Госстандарта; не проведено нивелирование подкрановых путей мостовых кранов; не решается вопрос о разработке паспортов на водогрейные котлы.
Нарушения были отмечены и на объектах электрохозяйства, в работе автотранспорта общества. Однако, считаем, достаточно и отмеченных фактов, чтобы придти к выводу о том, что работа по созданию безопасных условий труда в обществе проводится недостаточно. Именно такой вывод и был сделан по итогам комплексной проверки на заседании совета теруправления Госгорпромнадзора по Сумской области. Основной же причиной нарушения законодательства об охране труда в обществе, как признали комиссия, проводившая проверку, и члены совета теруправления, был недостаточный контроль со стороны руководителей за исполнением должностными лицами своих обязанностей по вопросам охраны труда в структурных подразделениях. Собственно, поэтому и было принято решение о привлечении к административной ответственности генерального директора общества С. Кравченко.
Совет теруправления принял также ряд других решений. Но будет ли все, предложенное к исполнению надзорным органом, выполнено? Именно в этом, по словам участвовавшего в проверке главного государственного инспектора по охране труда в энергетике теруправления А. Гончарова, приходится сомневаться. Поскольку существует тут дополнительная, пояснил он, сложность. И заключается она в том, что всему мешает имущественная неразбериха, царящая в отношениях между горсоветом и ООО «Сумытеплоэнерго», арендующим коммунальную собственность территориальной громады. Вернее, между руководством города и другим игроком на отечественном рынке теплоуслуг — ООО «Тех Нова», которое стоит за ООО «Сумытеплоэнерго».
Именно оно не выделяет необходимые средства для обеспечения безопасности производства. Общество ведь только арендует целостный имущественный комплекс, поэтому не заинтересовано в том, чтобы вкладывать свои средства в улучшение основных фондов арендодателя.
С другой стороны, не могут при подобных обстоятельствах вкладывать серьезные финансовые средства в развитие теплообеспечивающего предприятия и сумские городские власти. Мэр города Г. Минаев на сессии горсовета заявил во всеуслышание, что намерен расторгнуть все договоры аренды и сделать указанное предприятие коммунальным. То есть подчиненным напрямую ему. «Постойте, постойте! — заявили ему в ООО «Тех Нова».— Выплатите сначала причитающиеся нам 40 млн. грн. за понесенные убытки, а нет — так будем судиться».
...Словом, замкнутый круг. А ведь начало нового отопительного сезона уже не за горами. И пора, наконец, кому-то — возможно, и на государственном уровне, серьезно задуматься над происходящим. Не может же областной центр находиться в заложниках имущественной неразберихи.

Вадим КОБЕЦ,
наш собкор



До списку