Статьи

Расследование несчастных случаев (травмирований на производстве) — сложная процедура, которая нуждается в высоком профессионализме и ответственности членов комиссии. Цель расследования — поиски истины: на основании изучения обстоятельств аварии установить причины допущенных нарушений, разработать мероприятия по устранению причин возникновения несчастного случая (аварии). А еще квалифицированное и объективное расследование в значительной мере способствует повышению ответственности всех лиц, имеющих отношение к производственному процессу, при ведении которого произошло травмирование.
Анализ обстоятельств и причин несчастных случаев, публикация этих материалов на страницах журнала «Охрана труда» — дело чрезвычайно полезное. Интересную попытку такого анализа сделала Н. Русич в статье «Разрушение стереотипа» (№ 5, 2008 г.). В материале идет речь о групповом несчастном случае, который произошел в ЗАО «Птицекомбинат «Днепровский», что в Никопольском районе Днепропетровской области. Травмировались двое аппаратчиков участка производства технической продукции вследствие разгерметизации котла марки КВ-4.6М.
Анализ описанных обстоятельств аварии и травмирования рабочих свидетельствует о том, что в данном случае аварийная ситуация сложилась перед началом работы, то есть не была создана во время выполнения работы. Это две традиционных ситуации, они в основном формируют высокий уровень производственного травматизма в Украине. Где доказательства существования аварийной ситуации до начала работы? Автор публикации отмечает, что аппаратчики не убедились в надежности закрытия люков, через которые выгружается готовая продукция, и начали бросать сырье в котлы. Этот момент, по моему мнению, и был началом формирования аварийной ситуации. Выходит, что перед началом работы опасность уже существовала — разгерметизировался котел. Это и является технической причиной аварии (несчастного случая).
К сожалению, автор не описала порядок загрузки котла, то есть порядок допуска рабочих к работе не установлен. Известно лишь, что производственный процесс и соблюдение норм и правил по охране труда рабочими регламентирует инструкция аппаратчика, которая требует наладку и регулирование оборудования проводить согласно технологическому процессу под контролем мастера-технолога. Конечно же, наладка и регулирование проводится перед началом работы. Тогда возникает вопрос, а где же в это время был непосредственный руководитель — мастер-технолог? Этот очень важный для поиска истины вопрос в статье Н. Русич не отражен, как и вопрос профессиональной подготовки аппаратчиков. Вступительный, первичный и повторный инструктажи, которые прошли аппаратчики,— это не профессиональная подготовка рабочих.
О том, что уровень профессиональной подготовки низок, свидетельствуют действия аппаратчиков в тот момент, когда они установили, что котел не герметичный. Единственный выход из такой нештатной ситуации — приостановка работ. Они же этого не сделали, их действия были опасными, что и привело к аварии.
Относительно рычагов экономического воздействия на нарушителей производственной дисциплины, то они известны — привлечение виновных к материальной ответственности при нанесении предприятию материального ущерба. Однако эти меры нужно применять юридически грамотно.
Связывание описанного группового несчастного случая (травмирования) с производством соответствует действующему законодательству.

А. СКРИПНИК, канд. юрид. наук, доцент Донецкого национального технического университета



До списку