Статьи

Затронутая в этой публикации тема может кое-кому показаться неактуальной, но если углубиться в нее, то сразу станет понятно, что это не так. Ее суть заключается в том, что часто участники трудового процесса, не зная своих законных прав на безопасный труд, подвергают собственную жизнь и здоровье неоправданному риску, выполняя те или иные работы в экстремальных условиях. Это нередко приводит к человеческим трагедиям. Именно так было в одном из акционерных обществ Хмельнитчины, да и не только в нем.

Был обычный трудовой день. После запуска мельницы зерно пшеницы перерабатывалось в муку, после чего продукция фасовалась в мешки и готовилась для отправки потребителям. Перед обеденным перерывом из-за ненадежного крепления сорвалось защитное ограждение эксцентрикового механизма рассеивания мукомольного комплекса. Увидев это, оператор остановил мельницу и доложил о неполадках заведующему, сообщив, что причиной неполадки является сорванная на винтах крепления резьба. Руководитель производственного подразделения отправил подчиненных на обед, а сам тем временем пошел искать замену испорченным деталям, чтобы потом с помощью рабочих установить ограждение на место.
Поскольку сразу по окончании обеденного перерыва заведующий мельницей не появился, рабочий, на которого возлагалось выполнение подсобных работ, сказал оператору, что одолжил у знакомого определенную сумму денег, а поэтому, мол, он не будет ждать, пока будет установлено защитное ограждение, потому что этот процесс может затянуться надолго, а простой отрицательно отразится на заработке. А именно за счет его он планировал погасить долг. С этими словами рабочий вышел из комнаты отдыха и направился к мельнице. Как позже выяснилось, после этого он самовольно запустил в работу мукомольный комплекс и начал возле него хозяйничать. При этом, подбирая рассыпанную под эксцентриковым механизмом муку, он случайно попал в зону действия механизма, вследствие чего получил травмы головы. Произошло это на глазах оператора, который, увидев, что мельница работает без защитного ограждения, вместо того, чтобы немедленно остановить мукомольный комплекс, начал громко отчитывать рабочего за самоуправные действия...
Несмотря на помощь, которая оказывалась врачами в течение трех недель после получения телесных повреждений, потерпевший умер. По заключению комиссии по специальному расследованию, ответственность за трагедию в описанном случае ложится не только на потерпевшего, самовольно запустившего в работу технически неисправную мельницу, но и на руководителя производственного подразделения, который не остановил подачу напряжения на мукомольный комплекс после снятия с него защитного ограждения, а также на оператора, который, зная о нависшей над его коллегой опасности, не остановил работу машины, вместо этого взялся за его воспитание. Все это, конечно, так, но только ли на совести заведующего мельницы и оператора гибель рабочего? Как по мне, так — нет.
Упрекать в трагедии, по мнению автора публикации, нужно еще и тех должностных лиц, которые при проведении обучения и инструктажа по вопросам охраны труда не ознакомили рабочего с его правами, определенными ст. 6 Закона «Об охране труда». В то же время в соответствии со статьей в случае простоя, связанного с наличием опасного производственного фактора, который мог повлечь травмирование обслуживающего персонала, за рабочим и его коллегами по работе должен сохраняться средний заработок. Поэтому если бы бедняга знал, что за период вынужденного простоя, в течение которого должно быть устранено нарушение требований безопасности, ему будет начислена средняя заработная плата, то вряд ли он стал бы самовольно запускать в работу мельницу, подвергая тем самым риску свою жизнь. А коль так, то жил бы на белом свете и до сих пор.
Если бы органы государственного управления, профсоюза, рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины вели пропаганду безопасных приемов труда, как того требует Закон, разъясняли работающим их права, в частности, на отказ от выполнения порученной работы в случае создания угрозы жизни или здоровью и получения за период простоя среднего заработка, то шанс остаться живым и невредимым был бы и у многих других наших соотечественников, в том числе тех, которые работали на шахтах. Ведь очень часто именно потребность в средствах вынуждала бедолаг ставить на карту свою жизнь. В то же время в интервью средствам массовой информации и в выступлениях с высоких трибун по поводу резонансных трагедий ни один представитель вышеназванных институций не проинформировал людей, что работники шахт или других предприятий, где произошло несчастье, имели право при наличии на рабочих местах нарушений требований нормативно-правовых актов по охране труды, которые создавали угрозу жизни и здоровью, на законных на то основаниях отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей и что это никоим образом не отразилось бы на их заработке.
Положить конец такому позорному явлению, как труд в условиях, не отвечающих элементарным требованиям безопасности, не так просто, как может показаться на первый взгляд, ведь даже если работники будут знать свои права, то далеко не все они вопреки воле работодателя осмелятся отказаться от выполнения работ, несущих в себе реальную угрозу для их жизни и здоровья. Слишком мало гарантий, что после этого такие смельчаки не будут выброшены работодателями на улицу, такое случалось уже не раз. Однако это не значит, что нужно опускать руки и, посыпая голову пеплом, продолжать вести учет погибших и искалеченных. Имея на вооружении Закон «Об охране труда» и другие нормативно-правовых акты, соблюдение требований которых гарантирует безопасность труда, мы должны все сделать для того, чтобы остановить конвейер смерти и увечий. Этого требует от нас служебная обязанность и интересы общества.

Василий СОПИЛЬНЯК



До списку