Статьи

Image00096.jpg В апреле нынешнего года коллегия Госгорпромнадзора рассмотрела вопрос о соблюдении законодательства о недрах при разработке пресных подземных вод. В мае на расширенном выездном заседании коллегии в Донецке шла речь о соблюдении законодательства об охране труда на малых угледобывающих предприятиях негосударственных форм собственности. И снова в центре внимания был вопрос об использовании недр. Хозяева «копанок» — одни из самых злостных нарушителей законодательства. При этом они по-браконьерски относятся и к полезным ископаемым, и к жизни и здоровью горняков. «С такой никем не санкционированной вседозволенностью мириться нельзя»,— заявил в беседе с нашим собственным корреспондентом Геннадием Щуровым заместитель начальника теруправления Госгорпромнадзора по Донецкой области, начальник Донецкого горного округа Ю. Скрыпник.

Увидеть «копанку», в которой добывается уголь прямо во дворе частного жилого дома, в нашей области — не редкость. В городах Снежное, Торез, Шахтерск это почти такое же обычное явление, как разрытое на улицах покрытие дорог для ремонта водопровода. При этом угольные пласты разрабатываются до глубины 30 и более метров, происходит сдвиг земной поверхности, оседают, деформируются и разрушаются жилые дома. Для добычи топлива применяются техника и технология ведения горных работ «возраста» позапрошлого века, не соблюдаются элементарные правила безопасности. При этом работающие социально не защищены, лишены каких-либо льгот и компенсаций за тяжелую работу, им не засчитывается подземный стаж. Ни в одной цивилизованной стране мира нет организованных группировок частных лиц, подобным образом добывающих энергетическое сырье и не уплачивающих при этом налоги.
Иногда некоторые государственные чиновники и работники правоохранительных органов заявляют, что таким образом, дескать, отчасти сама собой решается проблема занятости населения, снижаются социальная напряженность и уровень преступности. Мол, отрабатываются ненужные государству участки шахтных полей с малыми запасами угля, да и сам он некондиционный, так что не из-за чего вообще беспокоиться и поднимать шум.
Согласиться с такими доводами нельзя. При нынешних вопиющих нарушениях законодательства об охране недр и масштабах хищения это звучит цинично. Сегодня топливо добывают даже из охранных угольных целиков, что категорически недопустимо, ибо угрожает безопасности действующих предприятий.
По ст. 13 Конституции Украины, земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины... являются объектами права собственности народа Украины. То есть организованные группировки частных лиц, скрывающиеся от государственной регистрации, не имеют права распоряжаться недрами, тем более — их разрабатывать.
В соответствии с Кодексом Украины о недрах, недра являются исключительно собственностью народа Украины. Право собственности осуществляется через Верховную Раду и местные советы народных депутатов. Иными словами, пользователями недр могут быть предприятия, учреждения и граждане Украины, получившие специальные разрешения на пользование недрами (лицензии) и согласовавшие свои «горные отношения» с советами народных депутатов.
Специальные разрешения на пользование недрами предоставляются специализированными государственными органами предприятиям и гражданам, имеющим кадры соответствующей квалификации, материально-технические и экономические возможности для пользования недрами. Они выдаются на участки недр, запасы которых проходят специальную оценку с учетом действующих кондиций. Разработка недр без специального разрешения на пользование недрами является незаконной.
Требованиями ст. 17 Кодекса Украины о недрах для разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения предусмотрено получение пользователем недр горного отвода. При предоставлении горного отвода рассматриваются вопросы правильности деления шахтных полей на отдельные горные отводы, соблюдения требований безопасности людей, имущества и окружающей природной среды.
Пользование недрами без горного отвода запрещается.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 12.12.94 г. № 827 утвержден перечень полезных ископаемых общегосударственного и местного значения. Уголь любых технологических подразделений, марок, групп и генетических подтипов, как стратегическое для Украины энергетическое сырье, внесен в перечень полезных ископаемых общегосударственного значения.
В нашем случае в «копанках» незаконно разрабатывается именно стратегическое минеральное сырье общегосударственного значения.
Согласно ст. 23 Кодекса Украины о недрах гражданское население или землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без лицензий и горных отводов добывать для своих нужд полезные ископаемые только местного значения (пески, глины и др.), и то лишь до глубины 2 м. Но ни в коем случае уголь. И добычу могут вести только граждане, имеющие право собственности на землю. Предоставление земельных участков с целью разработки недр происходит в порядке, установленном земельным законодательством Украины. Органы местного самоуправления, предоставляя земельные участки для разработки месторождений полезных ископаемых, решают при этом программу развития минерально-сырьевой базы, вопросы планирования социальных программ и другие вопросы в пределах своей компетенции.
В процессе же самовольной добычи угля государственные земли захватываются самовольно, незаконно, как незаконно присваиваются и недра государства.
Самовольная добыча угля в 70% случаев ведется на горных отводах ликвидируемых и уже закрытых шахт, которые официально не имеют запасов угля, пригодных для промышленного освоения. Большая часть запасов, принятых на баланс предприятий, была отработана в процессе эксплуатации. Частично запасы переводились в забалансовые или спи- сывались как потери по горно-геологическим и горнотехническим причинам. Часть была оставлена в целиках для охраны выработок и объектов, находящихся на поверхности, от вредного влияния подземных горных разработок и в дальнейшем относилась в потери. Оставшиеся недоработанными запасы при закрытии шахт также списывались с баланса или передавались (возвращались) на баланс государства для использования в будущем. Однако списываемые запасы угля, хотя и снимались с учета предприятий и исключались в физическом выражении из государственного баланса запасов или государственного фонда месторождений, подпадают под категорию техногенных — как отходы добычи.
Государственный фонд месторождений, в свою очередь, является составной частью государственного фонда недр, который включает в себя как используемые участки недр, так и не вовлекаемые в разработку в настоящее время по тем или иным причинам (ст. 5 Кодекса Украины о недрах).
Иначе говоря, все ранее списанные с баланса угледобывающих предприятий участки шахтных полей и оставленные в недрах угольные целики являются государственной собственностью и без санкции государства разработке не подлежат.
Все подземные работы входят в перечень работ повышенной опасности, что требует особого подхода к организации таких работ, а также осуществления государственного надзора за охраной труда. Для их ведения требуется предварительное специальное обучение работников и ежегодная проверка знаний по вопросам охраны труда. Иначе говоря, все участки горных разработок, как производственные единицы, после государственной регистрации должны состоять на учете в органах Госгорпромнадзора.
Разработка недр, проводимая скрывающимися от государственной регистрации организованными группировками частных лиц, сопровождается сплошными нарушениями. При ведении горных работ ими применяется малая механизация кустарного производства, которая не соответствует требованиям безопасности и вообще опасна для жизни работающих. Понятно, что при браконьерской добыче угля отсутствует проектная, геолого-маркшейдерская, производственно-техническая, санитарно-гигиеническая и другая необходимая для ведения горных работ документация. При этом в грубой форме нарушаются:
налоговые законы, т. к. никакие финансовые средства в бюджет государства не перечисляются;
правила противопожарной безопасности. Все надшахтные здания и бытовые помещения построены без проектов из подручных материалов в виде сараев и бараков, отапливаемых печами и электронагревателями, не соответствующими требованиям безопасности. Отсутствуют средства противопожарной защиты;
игнорируется законодательство о труде, т. к. не оценены условия труда, не обеспечивается охрана трудовых прав работников, отсутствуют гарантии и компенсации, государственное социальное страхование, нарушаются трудовые отношения, зачастую используется труд несовершеннолетних лиц и женщин;
на многих «копанках» происходит хищение электроэнергии из электрических сетей. Нарушаются правила эксплуатации электроустановок, применяются примитивные, кустарного изготовления электропотребители, не обеспечивающие защиту работающих от поражения электротоком;
не соблюдаются санитарные, экологические и природоохранные законы и нормы. В больших масштабах вырубаются лесные насаждения, на участках разработок образуются провалы и нарушается ландшафт. Поверхность засыпается отходами производственной деятельности, что создает опасность для населения и животных.
Проблема несанкционированной добычи угля возникла по причинам социально-экономического характера, поэтому ее решение в первую очередь возможно на уровне центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Прекратить самовольную разработку недр в настоящее время возможно только силовыми методами с участием соответствующих структур на основании требований ст. 240 Уголовного кодекса Украины.
Демонстрируемая сегодня борьба с хищением недр носит гротескные формы. В действительности все ясно и просто: права и обязанности контролирующих и правоохранительных органов регламентируются соответствующими законами. И законы необходимо выполнять, не проявляя при этом непонятную застенчивость и не ссылаясь на их неэффективность.
Что же касается органов Госгорпромнадзора, то они, строго руководствуясь правовыми нормами, будут и впредь решительно пресекать их нарушение кем бы то ни было. Законодательство о недрах должно быть обязательным для всех.


На снимке:
начальник Донецкого горного округа Ю. Скрыпник.

Фото Г. ЩУРОВА



До списку