Статьи

2008-068.jpg Полгода инспекторский состав теруправлений Госгорпромнадзора Украины работает, руководствуясь требованиями Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». За это время те, кто обеспечивает выполнение Закона на местах, уже успели на практике оценить содержание его статей. Впечатлениями о влиянии Закона на надзорную работу собственный корреспондент журнала Леонид БЕЗУГЛЫЙ попросил поделиться первого заместителя начальника теруправления Госгорпромнадзора по Запорожской области В. Кучера.

Мы идем в Европу. Поэтому вполне естественно, что и законодательная база в нашем государстве должна опираться на лучшие зарубежные стандарты, принятые Международной организацией труда. При этом не будем ссылаться на опыт той или иной страны. Наш Закон не является копией какого-либо зарубежного. И я абсолютно убежден, что он нужен в будущем. Но мы живем и работаем сегодня. И здесь скрыт главный конфликт, касающийся известного всем момента, — отношения работодателя к охране труда. Отсюда — и положение дел на самом предприятии, и отношение к этому государственного инспектора нашего надзорного органа.
В каждой области, в том числе и Запорожской, есть большие предприятия (особенно с вложенным в их развитие иностранным капиталом), где нормой стал аудит охраны труда. Как известно, суть его состоит в том, что периодически в производственных подразделениях фабрики, завода или комбината работают специалисты специализированных организаций, которые проводят комплексное обследование оборудования, дают оценку его безопасности, проверяют применение персоналом на практике инструкций, нарабатывают свои рекомендации и т. д.
Инспектору теруправления здесь остается только обратить внимание на соответствие организации охраны труда требованиям действующего законодательства. Ему не нужно отыскивать незаизолированные провода, неогражденные движущиеся детали оборудования, выдавать предписания на много пунктов. На большом предприятии действует мощная служба охраны труда. Вполне мотивировано в таком случае требование п. 4 ст. 5 упомянутого Закона относительно письменного сообщения субъекту хозяйствования о проведении плановой проверки не позже чем за 10 дней до проведения этого мероприятия. Правда, вчитываясь в эти строки, у работника Госгорпромнадзора (очевидно, и у представителя МЧС) может возникнуть и такой вопрос: «А как быть с объектами, где не проводится аудит охраны труда, и неожиданный приход инспектора может предотвратить беду?»
Последнее особенно касается малых (до 50 работающих) предприятий. А их только в Запорожской области насчитывается 21 тысяча! Особенно много таких предприятий в агропромышленном комплексе. И не секрет, что там у работодателя на первом плане не охрана труда. При этом разговаривать с ним с позиции требований Закона непросто. Скажем, прислал государственный инспектор письменное сообщение о дне и времени проверки и надеется, что перед его приходом там и дорожки подметут. Но на самом деле представителя государственного органа ожидает другое. На проходной настроенного на проверку инспектора встречает только охранник, сообщая, что предприятие не работает из-за нехватки сырья, болезни персонала и по другим причинам. Разочарованный инспектор просит номер телефона директора. Но такая информация оказывается едва ли не государственной тайной.
Вернувшись в инспекцию, инспектор будет активно искать окно в уже расписанном и утвержденном графике проверок, чтобы со второй попытки выполнить план работы.
Бывают и другие обстоятельства. Так, срочное задание прокуратуры теруправление не может проигнорировать. Для примера: только в течение трех месяцев этого года теруправлению пришлось реагировать на 87 требований прокуратуры, 14 — Службы безопасности Украины. В среднем каждый день к этой работе были привлечены два инспектора.
А как быть, когда инспектор выявляет нарушение, представляющее угрозу жизни и здоровью работающих? Ехать в Запорожье за распоряжением на приостановление работ? А если за это время случится беда?
К сожалению, Закон «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» подобные случаи не предусматривает. Но решение нужно принимать срочно, чтобы не случилось непоправимое! Будем откровенны: среди тех предпринимателей, которые владеют небольшим производством, еще много таких, которые не хотят работать в русле требований законодательства. У них есть капитал, они его вкладывают. Что же касается персонала, то его не обучают вопросам охраны труда, там очень часто не оформляются трудовые отношения так, как того требует законодательство. И когда происходит несчастный случай со смертельным исходом, вся тяжесть внеплановой проверки опять ложится на плечи инспектора. И это при том, что никто не отменяет ему запланированные задания.
Мы надеемся, что законодатель учтет те моменты, которые определяют возможность неотложного вмешательства в производственный процесс с целью предупреждения чрезвычайных происшествий. Ибо все равно в случае их наступления все смотрят в нашу сторону: «Почему не предусмотрели, не предупредили?», обходя при этом работодателя, который просто не желает брать на себя ответственность за случившееся.
Государственный инспектор по надзору за промышленной безопасностью и охраной труда также надеется, что к выполнению упомянутого Закона будут привлечены и другие органы власти, особенно на уровне местного самоуправления, взяв на себя хотя бы часть ответственности. Не для показухи — для достижения успеха в нашем совместном деле!

На снимке:
заместитель начальника теруправления Госгорпромнадзора
по Запорожской области В. Кучер.

Фото Л. БЕЗУГЛОГО



До списку