Статьи

2008-166_2.jpgПрошло 11 лет с тех пор, как в Украине началась реструктуризация угледобывающей отрасли. О том, какие она породила проблемы, мы писали неоднократно. К сожалению, ситуация и поныне остается угрожающей.
Поэты образно сравнивают шахтерский труд, обеспечивающий людей теплом и светом, с подвигом Прометея, подарившего им огонь. Но, как известно, наказанию за это подвергся не только сам похититель огня, но и те, кого он облагодетельствовал. Пандора безрассудно открыла коварный сосуд, в котором были скрыты человеческие беды. Увы, описанное в древнегреческой легенде повторилось наяву в современном Донбассе, с сегодняшними прометеями. На их землю после поспешного и непродуманного закрытия шахт были выпущены грозные подземные стихии.
Чтобы пролить свет на происходящее, наш собственный корреспондент Геннадий ЩУРОВ побывал на международной экологической конференции, посвященной проблемам Донбасса, встретился с заместителем начальника теруправления Госгорпромнадзора по Донецкой области Л. Марченко.

Закрытие и ликвидация угледобывающих предприятий определены программой реструктуризации угольной отрасли, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 28 марта 1997 г. № 280. Проводимые в связи с этим мероприятия и вызываемые ими природно-техногенные процессы охватывают большие территории, на которых расположены города и шахтерские поселки. А поэтому экологические последствия реструктуризации становятся особенно опасными.
Вот лишь одна из проблем — подъем уровня подземных вод. Водонасыщение ранее осушенных породных массивов приводит к интенсификации гидро-, газо- и геодинамических процессов. Происходит нарушение подработанных массивов горных пород, повышается уровень подземных вод и начинается подтопление местности. Шахтная вода заполняет подвальные помещения зданий, загрязняя их и поверхность почвы токсичными и взрывоопасными выделениями горных выработок. Активизируются микросейсмические явления. Все это вместе взятое резко ухудшает экологическую обстановку.
Подвергается опасности и сам миллионный областной центр — Донецк. Закрытие шахт привело к проявлению негативных процессов, связанных с повышением загазованности горных выработок после прекращения их проветривания. В их атмосфере повышается содержание метана, углекислого газа, уменьшается количество кислорода. Естественно, что наибольшее метановое загрязнение происходит на метанообильных шахтах. Как следствие — ухудшается экологическое состояние приповерхностной атмосферы на шахтных полях и на прилегающей территории, происходит накопление газовых смесей в почве, подвальных помещениях, зданиях и сооружениях.
Со временем концентрация метана может вообще преобладать в шахтной атмосфере ликвидированных шахт, достигая 80% и более. При этом содержание кислорода снижается до 3—5%, а концентрации токсичных газов превышают предельно допустимые в десятки и даже в сотни раз. Содержание углекислого газа достигает 2—3%, сероводорода — 1%. «Мертвый воздух» с пониженным содержанием кислорода менее 17% вызывает биологически вредные последствия (одышка, слабость, нарушение сердечной деятельности), а снижение концентрации кислорода до 12% и менее, как известно, смертельно опасно.
Случаи вспышек и взрывов метана неоднократно происходили в населенных пунктах Донбасса на горных отводах как действующих, так и ликвидируемых шахт. Так, в январе 2003 г. в Макеевке в результате вспышки метана пострадал местный житель. Подобный случай произошел в Донецке на улице Мануильского. В Горловке после ликвидации части подземных выработок шахты «Кочегарка» наблюдалось повышенное выделение взрывоопасных газов в районе поселка Майский.
2008-168_3.jpgНе решены проблемы, связанные с проникновением рудничных газов на земную поверхность, в здания и сооружения. Выделяющийся газ вызывает у людей удушье. Они живут под постоянной угрозой воспламенений и взрывов метана. Как правило, газовыделение начинается спустя один-два года после прекращения проветривания и откачки воды из закрытой шахты и продолжается десятки лет. Поэтому необходимо срочно разработать методику достоверного прогнозирования метановыделения и выявления путей выхода газа на поверхность, а также определения возможных зон его скопления в пределах горных отводов шахт.
Для обеспечения безопасной жизнедеятельности населения в настоящее время в пределах горных отводов ликвидируемых шахт выполняются рекомендации МакНИИ по бурению сети дегазационных скважин в зонах повышенного газовыделения, проводится разъяснительная работа среди населения о причинах появления метана, методах предотвращения вспышек газа и поведении жителей в случае обнаружения повышенных концентраций метана.
Но и сама вода приносит множество бед. Происходит загрязнение подземных водоносных горизонтов и питьевых водозаборов, находящихся в зоне действия промышленных объектов. Подтапливаются большие территории, в том числе сами населенные пункты, коммунальные коммуникации, транспортные магистрали, сельскохозяйственные угодья. Шахтные воды из затопленных проникают в действующие выработки. Происходит оседание почвы, накопление потенциальной энергии в затопленных горных выработках с формированием гидрогеомеханических напряжений и снижением устойчивости породных массивов.
Эти и другие проблемы должны безотлагательно решаться, но ответов на выдвинутые реструктуризацией вопросы нет.
В Донбассе уголь добывается более 200 лет. За это время шахты открывались, отрабатывались и закрывались. Естественно, что они сообщаются между собой, и потому откачивать воду только на одной шахте — невыполнимая задача, а в области отсутствует комплексная программа гидрозащиты действующих шахт.
Практически отсутствует единый системный подход к вопросу разработки комплексного проекта защиты окружающей среды для территорий закрывающихся шахт Донецкой области. До сих пор не урегулирован вопрос передачи правопреемникам территорий и объектов ликвидированных горнодобывающих объектов. Для решения некоторых вопросов изданы приказы Госнадзорохрантруда (от 02.08.98 г. № 109 и др.), а также принято специальное постановление Кабинета Министров от 12.01.99 г. № 31 «О мерах по решению эколого-гидрологических проблем, которые возникают вследствие ликвидации горнодобывающих предприятий шахт и разрезов», но и они выполняются не в полной мере.
Следует отметить, что при закрытии шахт методом «мокрой консервации» (полного затопления) от 20 до 40% территорий в границах горнопромышленных районов оказались подтопленными и заболоченными, а вследствие невыполнения в полном объеме запланированных мероприятий площадь подтопленных участков только в пределах Донецка превышает 5,2 тыс., Макеевки — 1,7 тыс. га.
Необходимо обратить внимание и на то, что при развитии гидрогеомеханических напряжений и ударов, вследствие затопления горных выработок и объемного распределения гидростатических давлений могут происходить локальные землетрясения (гидрогеомеханические удары) с разрушением межшахтных целиков, изолирующих перемычек, деформацией дневной поверхности и наземных сооружений, а также общее повышение сейсмической активности.
2008-172_1.jpgВ то же время в проектах ликвидации угольных предприятий решение гидроэкологических проблем является второстепенным и решается лишь после физического закрытия шахты. Поэтому сегодня как никогда остро стоит вопрос о разработке концепции закрытия шахт, которая будет учитывать не только экономическую целесообразность, но и гидроэкологические последствия ликвидации угольных предприятий, а также комплексно решать проблемы всего Донбасса.
При ее разработке необходимо давать опережающую оценку влияния последствий закрытия шахт на экологическое состояние окружающей среды и определять участки потенциального подтопления, на основе опережающих прогнозов разрабатывать бассейновые и территориальные схемы управления уровневым режимом подземных вод. Необходимо также учитывать изменения уровней подземных вод в пределах зон влияния шахтных водоотливов, уровень инженерного освоения и техногенных нагрузок на площадях оседания дневной поверхности, так как непредвиденные гидроэкологические проблемы по своей значимости вышли на уровень социально-экономических проблем региона.
Степень воздействия горного производства на окружающую природную среду определяется рядом технологических факторов, к которым можно отнести и способ размещения отвалов, и площадь земельного отвода. На территории Донецкой области расположено 580 отвалов пород угольных шахт (при этом 130 горят!) и обогатительных фабрик. Под терриконами занято 5 тыс. га земель, что составляет 0,2% от общей территории области.
Породные отвалы оказывают негативное влияние на окружающую природную среду. Вредные компоненты, породы, выдуваемые и вымываемые из отвалов дождевыми потоками и талыми водами, оказывают экологически опасное воздействие на людей, растительность и животный мир Донбасса.
2008-173.jpgТаким образом, правильное формирование технической политики в отрасли, ее реформирование и реструктуризация являются теми последовательными шагами, которые могут привести к исправлению положения. В настоящее время в угольной промышленности определяющими являются четыре основных аспекта: технологический, экономический, социальный и экологический. При разработке различных программ экологический аспект учитывается пока в значительно меньшей степени, чем остальные, хотя он все более властно вмешивается в реализацию трех предыдущих. Этому есть две причины: во-первых, угольная промышленность является отраслью, активно разрушающей в значительных масштабах окружающую природную среду и, во-вторых, экологические последствия производственной деятельности шахт трудно устранить.
По мнению специалистов, даже закрываемые угольные предприятия будут в течение десятков лет представлять собой источник повышенной экологической опасности. До настоящего времени снижение отрицательного влияния угледобывающих предприятий на окружающую среду осуществляется в основном рекультивацией нарушенных земель. Но таким образом мы лишь в некоторой степени устраняем последствия своей деятельности и ничего не делаем для предотвращения пагубного воздействия на природу. Нужны же коренные изменения в технологии добычи и переработки топлива.
Экологическая обстановка в районах деятельности предприятий отрасли остается напряженной, продолжается ежегодное накапливание твердых отходов добычи и обогащения угля, большое количество токсичных компонентов концентрируется в отвалах. Каждая тысяча тонн подземной добычи сопровождается выдачей на поверхность 110—150 м3 пород, тысяча тонн обогащения угля — складированием 100—120 м3 пород. Отвалы из отходов занимают громадные площади дефицитных земель. В то же время удельный вес действующих очистных забоев с полной и частичной закладкой выработанного пространства при подземной добыче ничтожен.
Подытоживая сказанное, сегодня нужно ставить вопрос так: природоохранные меры предприятий должны полностью компенсировать вредное воздействие производства на окружающую среду. Деятельность, связанная с добычей угля, должна представлять собой сочетание организационно-технических мероприятий и технологических процессов, позволяющих исключить или свести к допустимому уровню отрицательное воздействие на окружающую природную среду. Одним из перспективных направлений является создание на первом этапе малоотходных, а в конечном итоге безотходных технологий, которые включают в себя максимальную переработку отходов производства.
Увы, проблема экологической безопасности не ограничивается непродуманной добычей угля или закрытием шахт. Она глобальна. Специалисты, общественность области встревожены сложившейся в Донбассе ситуацией. В частности, большое внимание этим проблемам уделяет Донбасское региональное отделение Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. В конце 2007 г. в Донецке состоялась VII международная конференция, посвященная проблемам экологической безопасности и путям их решения. Отрадно, что в ней приняли участие не только крупные ученые, высказавшие немало конкретных предложений, но и студенческая смена, аспиранты высших учебных заведений области.
В принятом решении участники конференции констатировали, в частности, что расположенный непосредственно на Азовском побережье ОАО «Мариупольский металлургический комбинат «Азовсталь», «бесплатно использующий» в своей технологии морскую воду, в течение двух-трех лет перекачивает через себя практически всю морскую воду Таганрогского залива, отравляя при этом его акваторию.
Высказана была заслуживающая внимания мысль о необходимости включать в состав комиссий по техническому расследованию аварий компетентных представителей научных общественных организаций. А Министерству образования и науки, по мнению участников авторитетной конференции, следует обратить особое внимание на введение в образовательные программы обучения всех уровней и профилей вопросов экологической безопасности.
Как видим, говорить о ящике Пандоры приходится не только в связи с ликвидацией шахт…


На снимках:
заместитель начальника
теруправления Госгорпромнадзора
по Донецкой области Л. Марченко;
шахтерский поселок в Донецке
после закрытия шахты;
дышим тем, что выдыхает
коксохимический завод;
в президиуме конференции
Международной академии наук
экологии и безопасности
жизнедеятельности в Донецке.


Фото автора



До списку