Статьи

Image00003.jpgВ Украинском национальном информационном агентстве «Укринформ» в декабре состоялась пресс-конференция Председателя Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (Госгорпромнадзора Украины) С. Сторчака на тему «Состояние промышленной безопасности в Украине».

Председатель Госгорпромнадзора Украины поздравил присутствующих с новогодними праздниками и пожелал всем, чтобы труд в Украине был безопасным. Поскольку пресс-конференция на такую тему проводилась впервые, Сергей Александрович напомнил историю создания государственного надзорного органа. Она берет свое начало еще с ХVIII ст., когда в 1719 г. Петр I создал Берг-коллегию (горную коллегию). Потом с изобретением котла и необходимостью надзора за его эксплуатацией в 1848 г. создается котлонадзор.
До 1954 г. все органы, осуществлявшие надзор за безопасностью труда, были ведомственными. Каждое отраслевое министерство занималось своей промышленностью. А в 1954 г. был создан отдельный орган — Госгортехнадзор СССР, который получил свое продолжение и в Украине.
В 1958 г. решением правительства Украины был организован Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору как орган Совета Министров УССР. Деятельность органов Госгортехнадзора УССР, их высокий авторитет способствовали решению многих организационных и технических вопросов по улучшению условий и безопасности труда, существенному уменьшению количества аварий и несчастных случаев в поднадзорных отраслях народного хозяйства.
С октября 1992 г. история государственного надзора непосредственно связана со вступлением в силу Закона «Об охране труда».
В 1993 г. на базе Госгортехнадзора создается Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда. Ему были переданы функции технической инспекции труда профсоюзов, осуществлявших государственный надзор за охраной труда во всех отраслях народного хозяйства.
К государственному учреждению за время его существования относились по-разному — от всесторонней поддержки и глубокого понимания необходимости его функционирования для стабильного развития государства и безопасности его граждан до полного неприятия проблем безопасного ведения работ. Начиная с 1997 г. Госнадзорохрантруда объединяли, сокращали, а в 2000 г. при проведении административной реформы ликвидировали, в результате чего Комитет был преобразован в департамент в составе Министерства труда и социальной политики Украины.
2005 г. ознаменовался очередной административной реформой. Выполнение функций Госнадзорохрантруда было передано Министерству Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. С этой целью в составе МЧС был создан Государственный департамент промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора (Госпромгорнадзор). Это не могло не привести к снижению эффективности государственного надзора, и, соответственно, уровня безопасности производства.
Негативный общественный резонанс и усиление внимания к проблемам безопасного ведения работ были вызваны трагедиями, произошедшими в 2006 г. на шахтах Луганской и Донецкой областей. 13 августа на шахте «Суходольская-Восточная» ОАО «Краснодонуголь» произошел взрыв метана и угольной пыли. На аварийном участке во время взрыва находились 53 человека, из которых восемь погибли, еще пятеро получили ожоги разной степени тяжести. 20 сентября 2006 г. на арендном предприятии «Шахта имени А. Ф. Засядько» (Донецк) в результате аварии были травмированы 76 горняков, из которых 13 погибли. Как следствие, одним из первых шагов Кабинета Министров стало решение о восстановлении Комитета, который оставался бы единственным органом в стране, что на высоком профессиональном уровне ставит жесткие требования к модернизации производства и полному выполнению программ по промышленной безопасности.
14 августа 2006 г. был восстановлен статус Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору как центрального органа исполнительной власти. Это в первую очередь связано с тем, что проблемы промышленной безопасности правительством отнесены к категории особо общественно важных. Ведь надлежащее состояние промышленной безопасности является одним из основных факторов стабилизации экономики и тем индикатором, который вместе с техническим уровнем предприятия отображает отношение государства к сохранению своего трудового потенциала.
Сегодня в составе Госгорпромнадзора Украины 26 территориальных управлений, 29 экспертно-технических центров, осуществляющих научно-техническую поддержку государственного надзора, Национальный научно-исследовательский институт охраны труда, Главный учебно-методический центр. Деятельность Комитета освещают журналы «Охрана труда», «Технополис» и «Всеукраинская техническая газета».
Промышленной деятельностью в Украине занимаются более 570 тыс. предприятий и учреждений. Это почти 13 млн. работников. Задача Комитета состоит в том, чтобы эта армия людей работала в безопасных условиях.
Согласно Положению о Государственном комитете Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору основными его функциями являются: осуществление государственного надзора за промышленной безопасностью, охраной труда, охраной недр и обращением со взрывчатыми материалами в промышленности; предупреждение, а также расследование аварий и несчастных случаев на производстве. Для реализации функций Комитет наделен полномочиями: проверять все предприятия независимо от форм собственности; останавливать работу производств, объектов, предприятий; представлять материалы в органы прокуратуры о соответствии руководителей и должностных лиц предприятий занимаемым должностям.
В течение последних двух лет в Украине наблюдался прирост внутреннего валового продукта. Одновременно с динамичным ростом объемов производства держится стойкая тенденция к снижению производственного травматизма. За последние десять лет количество травмированных на производстве уменьшилось в 3,5 раза, смертельно травмированных — почти вдвое. Сегодня снизился производственный травматизм на предприятиях машиностроения, в горнорудной промышленности, в агропромышленном комплексе. Вместе с тем повысился уровень смертельного травматизма в энергетике, строительстве, в газовой отрасли, жилищно-коммунальном хозяйстве, на предприятиях легкой промышленности, в учреждениях и организациях социально-культурной сферы.
За последние шесть лет утвердилась тенденция снижения уровня производственного травматизма и аварийности в угольной промышленности. При добыче угля в среднем 80 млн. т в год уровень общего травматизма в отрасли снизился почти втрое и почти вдвое уменьшилось количество погибших. Однако угольная отрасль, как и раньше, остается наиболее аварийной и травмоопасной. Уровень травматизма здесь остается недопустимо высоким и значительно превышает аналогичные показатели других угледобывающих стран. К сожалению, в Украине все еще один из самых высоких показателей в мире по количеству погибших шахтеров на 1 млн. т добытого угля. Сегодня он составляет 2,15. Больше, чем у нас, только в Китае. За 11 месяцев 2006 г. в Украине были травмированы 6209 шахтеров, из них смертельно — 157.
Такое состояние, безусловно, требует нестандартных решений, новейших научных разработок, в первую очередь по внедрению передовых технологий по дегазации угольных пластов, а также нетрадиционных подходов к организации государственного надзора.
Комитет также осуществляет государственный надзор за использованием недр, их охраной, переработкой минерального сырья. То есть именно те функции, которые в свое время возложил на эту службу Петр I.
Контролируются также объекты повышенной опасности, большинство из которых характеризуется высоким риском возникновения промышленных аварий. Это нефтегазовый и химический комплексы, металлургия, горнорудная промышленность, обращение со взрывчатыми материалами (ВМ). Обращение с ВМ — это именно та деятельность, где невозможно провести грань между технологией и безопасностью. Поскольку это единый производственный процесс. Для улучшения безопасности в этом направлении Комитет контролирует не только безопасность ведения работ, но и внедрение новейших технологий, новых взрывчатых веществ. В свое время Комитет разработал Закон «Об обращении со взрывчатыми материалами промышленного назначения».
Общие расходы ВМ в горнодобывающей промышленности в 2005 г. составляли почти 92 тыс. т. При этом использовалось 51% промышленных ВМ, около 48% взрывчатки местного приготовления, в том числе почти 13% эмульсионных и около 1% конверсионных ВМ. Постоянно увеличивается использование промышленной взрывчатки. Только за последние два года ее потребление возросло на 27%. Такая же тенденция с ВМ местного приготовления и эмульсионных. А конверсионная взрывчатка спросом у наших предприятий не пользуется. Кстати, именно Комитет в 2004 г. принял решение о прекращении использования конверсионных ВМ при ведении взрывных работ. Причиной была авария, когда при перевозке 8 т конверсионных баллистических шашек произошло их загорание и погибли двое работников. Уже нигде в мире не используют эту взрывчатку как одну из наиболее опасных.
Сегодня В Украине самую большую популярность приобретают безопасные, экологически чистые и эффективные бестротиловые взрывчатые вещества, и Комитет в какой-то мере гордится тем, что способствует внедрению в Украине новейших технологий ведения взрывных работ.
На пути интеграции к европейскому содружеству следует осознавать, какое место по состоянию производственного травматизма занимает Украина по сравнению с развитыми странами мира. Международной организацией труда производственный травматизм определяется по нескольким категориям: незначительный, допустимый, удовлетворительный и недопустимый. В странах Европы травматизм соответствует уровню допустимого. Еще четыре года тому назад производственный травматизм в Украине относился к категории недопустимого уровня. Сегодня в Украине один смертельный случай приходится почти на 11 тыс. работающих, что по классификации МОТ определяется как удовлетворительный уровень. В то же время в условиях недопустимого риска сейчас работает большинство предприятий энергетики, транспорта, строительства. По нашему мнению, для Украины необходимо ввести еще одну категорию — критическое состояние травматизма, к которой сегодня относится угольная отрасль.
Вывести упомянутые выше отрасли из категории недопустимого травматизма, и особенно угольную отрасль — из критического на уровень минимум удовлетворительный и является приоритетом государственного надзора.
Учитывая намеченные темпы снижения производственного травматизма, Украина способна за 7—8 лет достичь уровня развитых стран мира. Это и является основной целью и главной задачей государственного надзора на ближайший период. Для ее достижения Госгорпромнадзор Украины определил основные мероприятия, направленные на реализацию приоритетных задач государственной политики в области промышленной безопасности. Первоочередными остаются усиление государственного надзора за внедрением широкомасштабной комплексной дегазации угольных пластов, соблюдением требований по проветриванию и пылегазовому режиму, противопожарной и противоаварийной защите угольных шахт, безопасному ведению работ в опасных зонах; декларированием безопасности и страхования объектов повышенной опасности; внедрением новейших технологий при ведении взрывных работ; проведением профилактических мероприятий и финансированием региональных программ улучшения состояния безопасности труда.
Охарактеризовав в целом состояние промышленной безопасности в стране, С. Сторчак ответил на вопросы журналистов. Их более детально интересовали проблемы угольной отрасли. Он рассказал, что специалистам понятно, что нужно делать для улучшения состояния промышленной безопасности на шахтах. Главная причина — это сложные горно-геологические условия добычи угля. Работы ведутся на глубинах более 1000 м. На таких глубинах практически нигде в мире уголь не добывается. В этих условиях нужны широкомасштабные работы по дегазации угольных пластов. Комитет усилил государственный надзор за отработкой высоконагруженных лав с большой газоносностью, которые имеют ограничения по газовому фактору. В авангарде внедрения комплексной программы дегазации — шахта имени А. Ф. Засядько.
Внедрение новых технологий Министерством угольной промышленности также должно повлиять на состояние промышленной безопасности.
Финансирование, существующее в угольной промышленности в последние два года, вполне достаточное для улучшения ситуации с травматизмом. Вкладывая деньги в новые технологии отработки пластов, техническое обеспечение работ, министерство тем самым финансирует вопросы, связанные с безопасностью труда шахтеров. Поэтому расходы на безопасность не ограничиваются 175 млн. грн., которые выделяются непосредственно на приобретение средств индивидуальной защиты.
Нормальная технология — это также нормальная безопасность. К сожалению, за последние 20 лет в Украине была введена в эксплуатацию лишь одна новая шахта — «Самсоновская-Западная». Впервые в бюджете 2007 г. планируется строительство новых шахт. Модернизация угольной промышленности, строительство новых шахт — ключевой вопрос сегодняшнего дня.
Угольные вопросы продолжила старая проблема «копанок». За последние пять лет возникло много мест несанкционированной добычи угля. В 2003—2004 гг. этот беспредел достиг своего апогея. Тогда по предложению Комитета были созданы комиссии в областных администрациях, которые взяли под контроль каждую такую разработку угля, что в народе называют «копанкой». Сегодня почти 60% «копанок» легализированы. Это значит, что предприятия имеют все необходимые разрешительные документы на ведение работ и зарегистрированы в территориальных управлениях Госгорпромнадзора, которые осуществляют соответствующий контроль за ведением горных работ. Поэтому и травматизм на этих предприятиях относительно небольшой. В 2006 г. на неузаконенных «копанках» произошло 8 смертельных случаев. Они поражают своей нелепостью из-за бездарности технологических операций. Такие работы являются источником скрытого травматизма. Прежде всего это большая социальная проблема страны, и Комитет со своей стороны в меру своих полномочий старается ее решать.
Отвечая на вопросы о деятельности Национального совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, С. Сторчак определил ее задачу — восстановление работы совета как на национальном, так и на уровне областных государственных администраций. Считаем, что эти советы эффективно могут влиять на работодателей всех форм собственности в вопросах создания безопасных условий труда на производстве.
Были получены ответы по поводу международных стандартов в Украине. Сегодня многие предприятия по тем или иным причинам стремятся получить сертификаты соответствия европейским стандартам, в том числе и по промышленной безопасности стандарта OHSAS 18001. Этого не требует законодательство Украины по охране труда. Однако такая инициатива существует. Это не обязательный стандарт как, например, стандарт ISO 9001. Но руководители предприятий желают иметь такой сертификат. Для них это вопрос престижа. Наличие такого сертификата влияет на формирование общественного мнения, в определенной степени на популярность предприятия. Поэтому такой процесс не вызывает возражений. Однако, с другой стороны, беспокоит то, что организации, получившие право на такую сертификацию, часто непрофессиональны в вопросах промышленной безопасности. Поэтому они привлекают специалистов государственных надзорных органов. В конечном итоге такая деятельность еще не дает желаемого результата. Требования стандарта несколько иные, поэтому сейчас в Комитете продолжается работа над разработкой методических рекомендаций по введению международных стандартов на наших предприятиях.
Также С. Сторчак прокомментировал проблемы аудита охраны труда. Он сообщил, что в первом чтении принят Закон «Об аудите по промышленной безопасности и охране труда». Такой аудит был предусмотрен еще Законом «Об охране труда». Комитет принимал участие в его разработке. Сегодня в проекте существуют некоторые совсем неприемлемые моменты. Например, предприятие, которое провело у себя аудит, на три года освобождается от проверок контролирующих органов. Это настоящий нонсенс. Такого никто в государстве не допустит. Комитет предоставил рабочей группе свои замечания. Продолжается сотрудничество с профильным комитетом Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства. Поэтому есть надежда, что ко второму чтению этот законопроект будет доработан и будет отвечать интересам государства.
Что же касается вопроса износа основных фондов, Председатель Комитета заметил, что сегодня не надо спекулировать этим фактором при решении вопросов безопасности. Нужно, чтобы эти фонды были в надлежащем состоянии. Для этого каждый год на предприятиях должны разрабатываться мероприятия по их поддержке или обновлению. Существуют диагностические, экспертные организации, которые могут профессионально сделать экспертное заключение о состоянии основных фондов. И те, которые не отвечают требованиям безопасности, нужно, безусловно, обновлять. Но, например, в Ивано-Франковской области в Калуше на одной из шахт работает подъемная машина с паровым двигателем 1905 г. выпуска. Машина работает нормально. К руководителям нет замечаний, так как ее своевременно ремонтируют. Следует по-хозяйски относиться к тому оборудованию, которое есть на том или ином предприятии.
На вопрос о состоянии травматизма в агропромышленном комплексе С. Сторчак ответил, что характер причин гибели людей в этой отрасли экономики совсем иной, нежели, например, в угольной промышленности. Если у шахтеров объективно опасный труд, то в сельском хозяйстве 90% несчастных случаев связано с отношением работника к труду. Очень часто люди травмируются, находясь в нетрезвом состоянии. Поэтому прежде всего для наведения порядка следует поднимать дисциплину на должный уровень.
После пресс-конференции журналисты еще долго не отпускали С. Сторчака, задавая вопросы и договариваясь о следующих интервью. Интерес, который вызвала пресс-конференция у представителей СМИ, свидетельствует о целесообразности подобных мероприятий в будущем.

Фото К. ТЕЛИЧКО



До списку