Статьи

По материалам Департамента Всеобщей конфедерации профсоюзов по работе с членскими организациями
и по связям с профсоюзами мира

Положение дел с охраной труда в мире становится все более актуальной проблемой как для профсоюзов, так и для межгосударственных структур, прежде всего Международной организации труда. МОТ рассматривает эту тему как часть своей Программы достойного труда.
Повышенное внимание к проблемам безопасности труда объясняется в первую очередь тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, в разных странах растет уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, и количество профзаболеваний. Причем это касается и тех стран, где им уделяется, казалось бы, повышенное внимание. В сферу безопасности труда все в большей мере вовлекаются вопросы, связанные с самочувствием работника, и факторы, косвенно влияющие на трудовую деятельность,— потребление алкоголя, наркотиков и даже интернетозависимость (по данным Стэнфордского университета, в США 14% жителей имеют такую зависимость).
Согласно данным МОТ, ежегодно в мире регистрируется примерно 270 млн. несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью человека, и 160 млн. профессиональных заболеваний. На производстве погибают почти 354 тыс. работников, из них в странах с развитой рыночной экономикой — 16,2 тыс., в бывших соцстранах — 21,4 тыс., в Китае — 73,6 тыс., в Индии — 48,2 тыс., в других странах Азии и Тихого океана — 83 тыс., в странах Ближнего Востока — 28 тыс., в странах Африки южнее Сахары — 54,7 тыс., в странах Латинской Америки и Карибского бассейна — 28,6 тыс. (цифры округлены.— Прим. автора). Около 12 тыс. погибших — дети.
К этим данным необходимо прибавить количество тех, кто получил профзаболевание и выбыл из производственного процесса,— этот показатель в 2004 г. составил 2,2 млн. человек, причем среди заболеваний 32% составляли онкологические, 23% — сердечно-сосудистые, 19% — травматологические, 17% — инфекционные.
Ежедневно в мире отсутствует на рабочем месте по причине болезни (временной нетрудоспособности) около 5% рабочей силы. Из-за издержек, связанных с несчастными случаями на производстве, теряется до 1250 млрд. долларов США, или около 4% мирового валового внутреннего продукта.
Начиная с 2002 г., по инициативе МОТ ежегодно 28 апреля отмечается Всемирный день охраны труда (ранее в этот день отмечался День памяти погибших на рабочих местах). С этого же года Международная федерация транспортников (МФТ) ежегодно 15 октября отмечает Всемирный день протеста против недостойных условий труда на транспорте.
Вообще отраслевой аспект безопасности труда нуждается в отдельном рассмотрении, ибо некоторые отрасли экономики являются наиболее опасными для занятых в них работников.
В 2004 г. была проведена Европейская неделя безопасности труда в строительстве и деревообработке, во время которой были оглашены данные Дублинского фонда улучшения условий жизни и труда, согласно которым в 15 странах, входивших тогда в состав ЕС, ежегодно регистрировались 820 тыс. несчастных случаев, из них 1200 — со смертельным исходом, а ущерб от них составлял 75 млрд. евро из 900 млрд. евро общего оборота отрасли. Было сообщено, что в Великобритании в этой отрасли ежегодно гибнут 13 работников из 100 тыс. занятых, в то время как в целом в экономике страны — 5 человек. В США в 2003 г. на строительстве погибло 1126 работников, в то время как на транспорте — 850, в сельском хозяйстве и рыболовстве — 707 человек. В Дании, по данным профсоюзов, вероятность погибнуть на работе у строителей втрое больше, чем у представителей любой другой профессии.
Серьезное беспокойство по поводу производственного травматизма выражают профсоюзы транспортников. В 2003 г. в Японии прошла трехсторонняя конференция по безопасности труда на железных дорогах с участием 210 делегатов из более 40 стран мира, которая, в частности, констатировала, что положение в данном вопросе ухудшается по мере приватизации отрасли. В том же году Европейская федерация транспорта потребовала от Еврокомиссии принятия мер по защите водителей-дальнобойщиков от нападений на них бандитов на территории всех европейских стран.
Большое количество несчастных случаев на производстве происходит на мелких и средних частных предприятиях. В Бельгии, например, половина несчастных случаев со смертельным исходом и 40% профзаболеваний приходится на предприятия с количеством работников до 100 человек. В Австрии в 2001 г. создано специальное подразделение (Всемирная служба страхования от несчастных случаев на производстве — AUVA) для обслуживания предприятий с численностью работающих менее 50 человек.
Много внимания уделяется вопросам охраны труда и здоровья на производстве в Европейском Союзе и входящих в него странах. Комиссия ЕС в 2001 г. приняла Программу мероприятий по охране труда и здоровья на рабочих местах на 2002—2006 гг., а в 2005 г.— Программу REACH — регистрации, оценки и ограничения применения химикатов, в соответствии с которой предприятия, применяющие любое химическое вещество из 30 тыс. включенных в приложение к Программе, должны получать у национальных властей лицензию на их использование. Ежегодная конференция партнерства провела в 2006 г. в Вене Международную профсоюзную конференцию, на которой было выдвинуто требование усилить контроль за реализацией этой Программы.
В структуре ЕС имеется несколько органов, специально занимающихся проблемами трудовой жизни. В испанском городе Бильбао действует Европейское агентство по безопасности труда и охране здоровья на рабочем месте. В Дублине (Ирландия) работает Европейский фонд улучшения условий жизни и труда, который ведет исследования по широкому кругу связанных с этим вопросов.
Из числа тем, особо изучаемых в ЕС, отметим проблему стрессов на рабочем месте. Указанное агентство ЕС в Бильбао определило стресс как «негативно окрашенную эмоциональную реакцию на трудовой процесс, возникающую вследствие психических перегрузок работников, в том числе из-за несоразмерных требований к работе, авторитарного руководства, конфликтов на рабочем месте, насилия и моббинга» (третирования со стороны коллег.— Прим. автора). К «классическим» факторам стресса отнесены также шумы, вибрация и монотонность труда. По данным агентства, до 40 млн. работников в странах ЕС страдают заболеваниями, связанными со стрессом. На последствия стрессов приходится 25% рабочих дней, пропущенных по болезни, а расходы только по оплате больничных листков в данной связи составляют 20 млн. евро в год. В целом же экономические потери от стресса оцениваются в 150 млн. евро.
Дублинский Фонд считает, что от стрессовых явлений страдает примерно 28% работающих в странах ЕС, у 23% обнаружены симптомы хронического переутомления, 60% жалуются на постоянный недостаток времени на работе. Во Франции профсоюзы требуют признания стресса профессиональным заболеванием, поскольку его жертвами называют себя 72% опрошенных трудящихся, прежде всего служащие, и 11% работников получали освобождение от работы по этой причине. В Великобритании 32% опрошенных работающих назвали основной причиной стресса проблемы при поездках на работу, 23% — сложность совмещения трудовых и домашних нагрузок и только 31% заявили, что стресса вообще не испытывают. Значительная часть работников в странах ЕС считает причиной стресса психологические последствия конкуренции за рабочие места.
В 2006 г. общеевропейский опрос о самочувствии на производстве провел другой орган — Евробарометр. Согласно полученным данным, положительно оценили трудовую среду на своем предприятии 84% респондентов в 25 странах ЕС, в 15 «старых» членах ЕС эта цифра равнялась 86%, а в Дании и Норвегии — даже 93%. Эти результаты явно отличаются от приведенных выше. Очевидно, многое зависит от того, кто проводит анкетирование и как ставятся вопросы.
Комиссия ЕС приняла решение разработать Европейскую стратегию по вопросам трудовой среды на период до 2012 г. Европейская конфедерация профсоюзов (ЕКП) предложила включить в нее превентивные меры в области безопасности труда, ввести в странах ЕС региональных уполномоченных по охране труда и ужесточить санкции в отношении работодателей, виновных в нарушении правил безопасности на производстве, а также распространить положения этой стратегии на работающих в рамках нетипичной занятости. Стоит при этом упомянуть, что Британский конгресс тред-юнионов в 2005 г. поставил вопрос о том, что наказывать за нарушение правил охраны труда следует не только работодателей, но и директоров предприятий.
В 2006 г. было подписано Соглашение европейских социальных партнеров — ЕКП и объединений работодателей ЕС — о совместных мерах по предупреждению и ликвидации моббинга. По некоторым данным, в странах ЕС моббингу постоянно подвергаются около 12 млн. работников. В Норвегии при Министерстве труда в 2005 г. установлен «телефон трудовой жизни» специально для приема жалоб работающих на проявления моббинга на их предприятиях.
В последние годы в ряде стран ЕС повысилось внимание к проблемам охраны труда и здоровья на рабочем месте со стороны правительств. В Швеции социал-демократическое правительство приняло в 2002 г. пятилетний план борьбы со смертельным травматизмом. Во Франции также действует «пятилетка» охраны здоровья в трудовой среде, в контроле за ходом которой участвуют, наряду с правительственными органами, стороны рынка труда, то есть профсоюзы и организации работодателей. В Финляндии в 2002—2005 гг. существовала государственная Программа борьбы с производственным травматизмом.
Особо следует остановиться на опыте Норвегии. В октябре 2001 г. в этой стране было заключено Соглашение о консолидированной трудовой жизни, в соответствии с которым должны быть приняты меры по уменьшению количества рабочих дней, пропущенных работниками по болезни, по увеличению количества рабочих мест для лиц с ограниченными трудовыми возможностями и по снижению фактического возраста выхода на пенсию (то есть по развитию систем досрочного пенсионирования). К 2005 г., согласно Соглашению, первый из указанных показателей должен быть уменьшен на 20%, а последний — до 59 лет. Забегая вперед, отметим, что уже к 2004 г. процент отсутствия работающих по болезни на предприятиях, включенных в Соглашение, снизился с 6,6 до 6,4% общего рабочего времени (при среднем показателе по стране — 7,2%), и на работу было принято около 36 тыс. инвалидов.
Соглашение подписали все профцентры, объединения частных работодателей и торговых предпринимателей, союз муниципальных органов и Отдел по административным вопросам Минтруда Норвегии. Уже к концу 2003 г. к нему присоединились 5,6 тыс. компаний, на предприятиях которых трудились 951 тыс. работников, или 51% рабочей силы страны. В 2005 г. Соглашение было продлено на неопределенный срок. На содействие его выполнению из госбюджета ежегодно выделяются средства. В 2006 г. они составили 276 млн. норвежских крон.
Добавим, что указанные проблемы типичны не только для этой страны. В Австрии в 2003 г. учреждено государственное ведомство интерактивного профессионального обучения, основная задача которого заключается в подготовке инвалидов к трудовой деятельности.
Серьезно относятся в ЕС к проблеме потребления алкоголя и наркотиков как к фактору, отрицательно влияющему на производительность и безопасность труда. Хотя в странах ЕС алкогольно зависимыми считаются лишь 5% работников, злоупотребление алкоголем является главной причиной смерти молодежи в возрасте 15—19 лет и 30—50% дорожно-транспортных происшествий. Самыми «пьющими» странами признаны Ирландия (12,3 л чистого алкоголя в год на одного взрослого жителя), Румыния (11,7 л) и Швеция (10 л). В Финляндии по причинам, связанным с потреблением алкоголя, ежегодно теряется около 5 млн. рабочих часов, или 2,5 рабочего дня на одного работника. Христианский профцентр Бельгии объявил в 2005 г. кампанию по борьбе с «дринками» (выпивками.— Прим. автора) в рабочее время, ставшими популярными в учреждениях страны. По данным ВОЗ, в 2002 г. в странах ЕС с употреблением алкоголя было связано 600 тыс. несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, их среднегодовой рост превышает 7%.
Еще несколько цифр по ЕС: на ночных работах в странах ЕС в 2004 г. было занято около 20 млн. работающих, или 12% экономически активного населения; наивысшие показатели отмечены в Великобритании (21,3%), Исландии (19,2%) и Австрии (12,8%), самые низкие — в Испании (9,9%).
По-прежнему много говорится и пишется в мире по поводу вредного воздействия на здоровье работающих асбеста и асбестосодержащих соединений. В 2004 г. МОТ и ВОЗ обнародовали итоги совместного исследования, в котором сказано, что основными производителями асбеста в мире являются Россия (по их данным, около 50% мирового производства, причем почти половину работающих в асбестовом производстве составляют женщины), Китай, Канада и Бразилия, а главными потребителями — Индия, Таиланд, Нигерия, Ангола, Мексика, Уругвай и Аргентина. От применения асбеста, по данным, содержащимся в этой работе, ежегодно гибнут до 100 тыс. человек.
МОТ недавно вновь призвала к полному запрету применения асбеста. В период проведения Генеральной конференции труда 2005 г. Международная конфедерация свободных профсоюзов объявила о начале кампании за полный запрет асбеста и его производных. По ее тогдашним данным, даже в Финляндии, где такой запрет действует, от последствий контактов с асбестом ежегодно заболевают до 500 работников, из которых 120 — раком.
В том же 2005 г. профцентр АФТ—КПП выступил за принятие Конгрессом США закона о создании Фонда помощи пострадавшим от применения асбеста, которых, по его данным, в стране насчитывается 300—600 тыс. человек. В Бельгии, где такой Фонд уже создан, христианский профцентр КХПБ предложил в 2006 г. распространить действие этого закона на «непрофессионалов» — самозанятых работников, членов семей заболевших и жителей тех районов, в которых расположены предприятия, использующие асбест.
С 1 января 2005 г. вступила в действие директива Еврокомиссии о полном запрете применения в странах ЕС асбестосодержащих материалов. В ней также определены меры защиты работающих от таких субстанций, которые были завезены в страны ЕС ранее. В России, например, осуществление этой директивы должно привести к потере работы 25—40 тыс. работающих и снизить уровень жизни у полмиллиона человек. В Украине наблюдается примерно такая же картина. В 2006 г. ЕС провозгласила общеевропейскую кампанию «Асбест убивает — помешаем его применению».

Д. ЗЕРКАЛОВ



До списку