Статьи

В течение 2007 г. в открытом акционерном обществе «Энергоснабжающая компания «Хмельницкоблэнерго» при выполнении трудовых обязанностей получили травмы 5 работников, в том числе 2 — со смертельным исходом. Совет теруправления Госгорпромнадзора по Хмельницкой области на своем заседании, состоявшемся 18.12.2007 г., факт наличия производственного травматизма, в частности, со смертельным исходом, чего в обществе не было в течение нескольких последних лет, связал с низким уровнем профилактической работы в ОАО. Поэтому, признав состояние охраны труда неудовлетворительным, предложил директору рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям нескольких должностных лиц, в том числе инженеров по охране труда Виньковецкого, Шепетовского районов электрических сетей (РЭС) и привлечь к дисциплинарной ответственности заместителя директора по охране труда общества. Но можно ли надеяться, что после этого в обществе будут решены все проблемы, порождающие травматизм? Всегда ли указанные должностные лица могли надлежащим образом влиять на их решение и тем самым предотвращать трагедии на производстве?

Возьмем, к примеру, несчастный случай со смертельным исходом, произошедший в Виньковецком РЭС прошлым летом. В тот день утром диспетчер М. Коровицкий получил сообщение по телефону от одного из жителей с. Станиславовка об отсутствии напряжения на воздушных линиях (ВЛ), которые питаются от комплектной трансформаторной подстанции (КТП-10/0,4 кВ, № 35). Проведя целевой инструктаж, диспетчер выдал распоряжение бригаде электромонтеров в составе В. Тарнаруцкого (руководитель работ), С. Калинова и С. Лысого выехать на служебном автомобиле на место для выяснения причин отсутствия напряжения. При подъезде к селу В. Тарнаруцкий связался по рации с диспетчером и попросил его выключить и заземлить ВЛ-10 кВ, № 26 на подстанции 35/10 кВ «Зиньков», которая питает КТП-10/0,4 кВ, № 35. Диспетчер выполнил просьбу своего коллеги.
2008-187_2.jpgПрибыв на КТП-10/0,4 кВ, № 35, электромонтеры начали ее осмотр. Выяснилось, что один из двух автоматических выключателей низковольтного шкафа (всего их в данном случае должно было быть три) находился в отключенном положении. Поскольку из-за повреждения одной из клемм выключателя предыдущая бригада, которая обслуживала эту КТП, перемкнула, было, фазы В и С, то электромонтеры не стали обременять себя обследованием ВЛ, посчитав, что аварийное отключение напряжения произошло из-за перегрузки, вызванной вышеупомянутым перемыканием. Перегрузкам, впрочем, подвергся и другой выключатель, поскольку при помощи перемычек к одной из фаз были подсоединены две линии. Это в свою очередь привело к нагреву и повреждению изоляции одного из проводов, из-за случайного прикосновения к которому (после подачи напряжения диспетчером), по версии членов комиссии, был смертельно поражен током монтер С. Лысый. Обстоятельства, при которых это произошло, довольно-таки странные и, как по мне, непонятные. Судите сами, уважаемые читатели.
2008-198_2.jpgПо словам очевидца трагедии С. Калинова, после того, как по указанию В. Тарнаруцкого он включил автоматический выключатель, руководитель работ пошел к машине, чтобы по рации сообщить диспетчеру о результатах осмотра и о возможном возобновлении подачи питания на КТП-10/0,4 кВ, № 35. Когда это было сделано, В. Тарнаруцкий, не отходя от рации, велел С. Калинову проверить на выходах выключателей наличие напряжения. Тот сделал это, сообщив, что напряжение есть. Что касается С. Лысого, то он, мол, стоял рядом, а когда С. Калинов отвернулся, чтобы положить в чехол показатель напряжения, вдруг упал на землю без признаков жизни. Судя по объяснениям В. Тарнаруцкого и С. Калинова, они не знали, что их коллега получил електротравму: думали — у него сердечный приступ. Надо сказать, что, как свидетельствуют результаты проведенной судмедэкспертизы, потерпевший на момент несчастного случая был в состоянии алкогольного опьянения (средняя степень), однако В. Тарнаруцкий и С. Калинов уверили членов комиссии, что они об этом даже не догадывались. Хотя по дороге в село «заезжали в кафе за пирожками», но никто из них, мол, и капли спиртного в рот не брал... Но оставим показания коллег потерпевшего на их совести и перейдем к анализу причин несчастного случая.
По мнению членов комиссии по специальному расследованию, трагедия произошла из-за неудовлетворительного технического состояния КТП-10/0,4 кВ, № 35, нарушения ряда требований нормативно-правовых актов по электробезопасности со стороны диспетчера и руководителя работ, из-за того, что потерпевший находился в нетрезвом состоянии. Как по мне, то в данном случае последний фактор является первопричиной несчастья. В том состоянии, в котором находился С. Лысый, трагедия с ним могла произойти где угодно...
Конечно, предпосылок для несчастного случая было бы намного меньше, если бы оперативный персонал РЭС в свое время не подсоединил три ВЛ к двум аппаратам защиты (напомню: один из них был с дефектом). Логика здесь простая: не было бы внедрено это «рацпредложение» — не было бы перегрузки выключателя, не было бы перегрузки выключателя — не было бы отключения, не было бы отключения — не было бы выезда в село, а не было бы выезда в село — не было бы и трагедии. Члены комиссии не установили личностей «рационализаторов», но это в данном случае не столь важно, потому что такая халтура при выходе из строя автоматических выключателей делалась очень часто, правда, не от хорошей жизни.
Дело в том, что РЭС в течение длительного времени почти не обеспечивался запасными коммутационными аппаратами и материалами. На день подготовки этой публикации требовали замены вышедшие из строя 152 автоматических выключателя, 106 рубильников, 65 разрядников грозовых, 12 разъединителей. Что касается подстанций и ВЛ, то в неудовлетворительном состоянии находятся соответственно 49 штук и 60 км. Эксплуатируются они здесь с 60-х годов прошлого столетия. За прошедшее время деревянные опоры стали трухлыми настолько, что из них повыпадали крюки, на которых крепятся изоляторы с проводами. Да что там крюки! Оставив свои давно обжитые гнезда, опоры покинули даже воробьи, которые были их постоянными обитателями на протяжении многих лет. Чтобы уберечь свое потомство от беды (опоры в любую минуту могут упасть на землю, так как держатся в основном на проводах, повисших на ветках деревьев), птицы переселились в другие, более безопасные места.
В аналогичном состоянии находятся не только ВЛ Виньковецкого РЭС. По улицам некоторых населенных пунктов (особенно сельских) Хмельнитчины, Винниччины, Тернопольщины стало просто страшно ходить, особенно в темное время суток. Кстати, в публикациях, помещенных на страницах журнала «Охрана труда», не раз рассказывалось о случаях обрыва проводов и трагических последствиях, причинами которых они стали, но, похоже, руководителей энергетической отрасли это волнует мало.
На протяжении нескольких последних лет в районах электрических сетей составляют планы первоочередных работ, которые, кровь из носа, нужно выполнить для повышения надежности электросетей, и подают руководству обществ, надеясь, что при поступлении внутренних инвестиций они закупят необходимую аппаратуру, материалы и выделят какую-то толику для затыкания хотя бы одной-двух «дыр», но часто все на этом и заканчивается. И дело здесь не в том, что ОАО не хотят заботиться о состоянии своего электрохозяйства, а в финансировании отрасли. Тех инвестиций, которые выделяются государством, слишком мало, чтобы решать насущные проблемы, накопившиеся за последние десятилетия. И все это потому, что собственник предприятия, в данном случае одним из них является государство, которому принадлежит 70% акций ОАО «ЭК «Хмельницкоблэнерго», не вкладывает достаточных средств в обновление основных фондов, не заботится о проведении своевременного ремонта и реконструкции распределительных электросетей. Это тем более обидно, поскольку начиная с 1998 г. общество имеет немалые прибыли (за исключением 2001 г., когда из-за обледенения в ноябре—декабре 2000 г. были большие убытки), которые в первую очередь должны были быть направлены на развитие электрохозяйства региона, но... Сегодня для обновления электросетей Хмельнитчины, сооруженных более 40 лет тому назад за счет государственного бюджета, необходимо более 500 млн. грн. Но, похоже, эта проблема сейчас никого особо не интересует, кроме трудового коллектива, на плечах которого лежат расходы, связанные с содержанием и реконструкцией электросетей.
Из-за неудовлетворительного технического состояния подстанций, ВЛ и природных катаклизмов РЭС вынуждены работать преимущественно в аварийном режиме, то есть заниматься, как говорится в таких случаях, латанием дыр. Времени и ресурсов на проведение плановых выездов на места, как правило, не хватает. Этим и объясняется крайне угрожающее положение, сложившееся в энергетической отрасли в вопросах надежности оборудования ТП и ВЛ, большое количество нарушений нормативно-правовых актов по электробезопасности. Местные органы Госгорпромнадзора считают излишним глубоко вникать в причины неудовлетворительного технического состояния распределительных сетей. В актах комплексных проверок государственные инспекторы не всегда отображают достоверную картину. Правда, время от времени на заседаниях коллегиальных органов они при обсуждении вопросов соблюдения требований электробезопасности признают состояние охраны труда в обществах неудовлетворительным, после чего иногда даже вводится особый режим надзора, но эти меры на улучшение технического состояния электросетей почти не влияют, ведь никто после этого средств на приобретение опор, проводов или оборудование подстанций, как правило, не выделяет. А если так, то о чем здесь можно говорить?
2008-202.jpgОрганы надзора за охраной труда считают, что вопросами технического состояния электросетей здесь должен больше заниматься Госэнергонадзор, поскольку именно на это учреждение, мол, возложено осуществление контроля, но вся беда в том, что тамошние должностные лица находятся в полной ведомственной зависимости от профильного министерства. А если так, то на положительные сдвиги нечего и надеяться, потому что на существующие проблемы в регионах тамошние чиновники, судя по всему, уже давно махнули рукой. Отсюда следует, что, кроме Госгорпромнадзора, больше некому повлиять на ситуацию. Однако и ему это сделать непросто, ведь его статус несколько занижен по сравнению с другими органами центральной исполнительной власти, в частности, министерств. Кстати, в соседней Польше надзорный орган по охране труда подчинен сейму, то есть высшему законодательному органу страны. Независимость данной структуры от центральной исполнительной власти способствует более эффективному осуществлению надзорных функций, а отсюда — решению проблем, связанных с безопасностью людей, возникающих в той или иной отрасли. Правда, в дело могла бы вмешаться прокуратура, ведь речь идет о жизни и здоровье людей, но она также считает, что это не ее вопрос.
Однако если не принимать никаких мер, то ситуация все больше и больше будет обостряться. В конце концов может дойти до того, что провода будут падать людям просто на головы. Похоже на то, что государственных мужей, которых бы интересовало состояние энергетической отрасли и безопасность людей, в Украине уже не осталось. Ведь если бы это было не так, то разве они бы замалчивали проблему и тем самым «загоняли болезнь внутрь»? Разве бы мирились с таким положением дел?
2008-203.jpgОтсутствие надлежащего финансирования сдерживает решение не только вопросов, связанных с техническим состоянием электросетей. В соответствии со ст. 5 Закона «Об охране труда» работники, которые привлекаются к выполнению работ повышенной опасности (а это в данном случае — оперативный и оперативно-производственный персонал общества), должны были бы проходить психофизиологическую экспертизу. Однако это требование нормативно-правового акта длительное время здесь не соблюдали из-за ограниченности средств, необходимых для оплаты проведения такой экспертизы. Вместе с тем имеются все основания сомневаться в том, что отдельные потерпевшие обладали соответствующими психофизиологическими данными для выполнения тех или иных работ повышенной опасности.
Уже давно стучится в дверь проблема качественного отбора кадров по уровню общеобразовательных знаний, добросовестного отношения к выполнению порученного дела, чувства личной ответственности и т. п. Связана она также с нехваткой финансовых ресурсов, а точнее, с низкой зарплатой электротехнического персонала. Не каждый толковый специалист согласится работать в экстремальных условиях за мизерную зарплату. Отсутствие выбора приводит к тому, что на работу берут случайных людей, среди которых немало таких, которые не могут обойтись без рюмки-другой. А отсюда — половина всех бед.
Что касается службы охраны труда общества, руководителя которой совет теруправления Госгорпромнадзора по Хмельницкой области предложил привлечь к ответственности, то ее верхнее звено в основном выполняет возложенные на него функции, хотя не без отдельных упущений. В течение прошлого года служба, в частности, провела 164 проверки, в ходе которых было выявлено 2286 нарушений требований нормативно-правовых актов по охране труда, что стало причиной отстранения от работы 238 работников и запрета выполнения 148 видов работ. По результатам проверок подготовлены 14 проектов приказов, которыми были привлечены к дисциплинарной ответственности 20 человек, 218 — лишены премиальных выплат. Однако этих мер, как свидетельствуют результаты проверок, недостаточно для того, чтобы навести порядок в охране труда. Каждый раз во время очередных проверок должностные лица надзорного органа выявляют много нарушений, причем не все они связаны с недостаточным финансированием отрасли. И так будет до тех пор, пока почти 700 инженерно-технических работников ОАО, на которых возложены обязанности по организации и контролю за безопасным ведением работ, не станут их выполнять.
По поводу нарушений, выявленных государственными инспекторами, следует особые претензии высказать в адрес начальников РЭС, которые, имея в руках все рычаги влияния на подчиненных, не обеспечивают соблюдение ими требований нормативно-правовых актов даже там, где это можно сделать. А это в свою очередь создает предпосылки для несчастных случаев. Для усиления ведомственного контроля, по мнению автора, нужно, чтобы специалисты по охране труда производственных подразделений были подчинены не начальникам РЭС, как это делается сегодня, а службе охраны труда общества, которую возглавляет заместитель директора по охране труда. Дело в том, что по поручению своих руководителей им часто приходится заниматься выполнением работ, не имеющих никакого отношения к охране труда. Что касается выполнения своих непосредственных обязанностей, то сегодня эти специалисты (за редким исключением) без согласия начальников РЭС, де-факто, не могут запретить эксплуатацию того ли иного оборудования (даже если оно представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью работников), поскольку это может отрицательно сказаться на экономических показателях и имидже РЭС в глазах потребителей.
Как видим, проблем в создании здоровых и безопасных условий труда в ОАО «ЭК «Хмельницкоблэнерго» немало. И чем скорее они будут решены, тем скорее здесь будут искоренены причины, порождающие травматизм.

Василий СОПИЛЬНЯК

На снимках:
электрошкаф, в котором установлены только два автоматических выключателя, один из которых неисправен,—
на выходе к нему подсоединены
два провода вместо трех;
перемыкание фазных проводов,
вызванное отсутствием третьего
выключателя и дефектом одного
из имеющихся;
в таком состоянии находятся опоры ВЛ в некоторых РЭС Хмельнитчины.

Фото автора



До списку