Статьи

Групповой несчастный случай, произошедший в конце рабочей смены 15 мая прошлого года при выполнении работ в канализационном колодце около помещения общеобразовательной школы, надолго останется в памяти жителей пгт Компанеевка, что на Кировоградщине. Двое мужчин среднего возраста, слесарь-сантехник и оператор Голубиевицкого сельского коммунального предприятия (СКП) погибли от отравления сероводородом.

Указанное предприятие приступило к обслуживанию в райцентре сетей водоотвода жилищного сектора и объектов культбыта после банкротства бывшего комунхоза. Произошло это после соглашения, составленного между руководством СКП и Компанеевской райгосадминистрацией. Следует отметить, что ни та, ни другая сторона не были в восторге от этого соглашения: компанеевские руководители, которые были вынуждены без какого-либо выбора принимать обслуживание слабенькой по ресурсам коммунальной службы, а голубиевицкие коммунальщики из-за того, что сети, которые они начали обслуживать, были в запущенном состоянии, к тому же некоторые из них построены с нарушениями проектной документации, что утруждало их обслуживание.
Как показала комплексная проверка, проведенная инспекторами теруправления Госгорпромнадзора по Кировоградской области, через неделю после упомянутого группового несчастного случая на СКП вследствие высокой текучести кадров и частой смены руководителей вопросами промышленной безопасности и охраны труда никто практически не занимался. Ни руководители, ни специалисты не проходили предварительного специального обучения и проверку знаний по вопросам охраны труда. Поэтому никаких нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и правила выполнения опасных работ и осуществление контроля ответственными лицами за такими работами, на предприятии не было выявлено. Выяснилось и то, что потерпевшие в последний день их жизни спускались в колодец глубиной 2 м в нарушение требований инструкции по охране труда, а именно — без наряда-допуска на выполнение работы, без соответствующих защитных средств (пояса, канаты, противогазы) и наблюдателя, который бы на поверхности подстраховывал их и координировал их действия. Очевидцы объясняли, что так они работали постоянно, и никто из руководства применять какие-то там средства не требовал. Собственно, не было оснований и требовать, если на производстве были лишь противогазы, которые для выполнения работ в колодцах по стандартам не подходили. До определенного времени все обходилось благополучно, но несчастье все-таки произошло. И хотя людей не вернешь, за их гибель кто-то должен нести ответственность. В данном случае это касается работодателя, который нарушил ст. 13 Закона «Об охране труда», где идет речь об обеспечении здоровых и безопасных условий труда на производстве. Поэтому после завершения расследования следственными органами дело о гибели двух производственников передано на рассмотрение суда.
С целью предупреждения несчастных случаев теруправление Госгорпромнадзора ввело особый режим надзора на подконтрольных предприятиях, в организациях и учреждениях коммунального хозяйства области. Был разработан график проверок инспекторами предприятий, на которых допущены случаи производственного травматизма. А о результатах проверок предусмотрено периодически информировать областной совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.
Проверки показали, что нарушения на большинстве предприятий такие же, как в вышеупомянутых Голубиевичах. Специалисты не обучены основам законодательства об охране труда. Понятно, что о системе управления охраной труда здесь говорить нечего: она не действует. Опять же, кроме Онуфриевского райселькоммунхоза, на предприятиях отсутствуют разрешения на выполнение работ повышенной опасности. Только на отдельных из них — на коммунальном предприятии «Оберег», что в пгт Александровка, в с. Дмитриевка Знаменского района и в пгт Онуфриевка работники частично обеспечены средствами коллективной и индивидуальной защиты. «За допущенные нарушения,— рассказывает один из инспекторов,— я был вынужден привлечь к административной ответственности 8 руководителей предприятий и наложить запрет на выполнение опасных работ в канализационных колодцах. Но ни я, ни кто другой не может дать гарантию, что люди опять не спустятся в колодец и выберутся из него без отрицательных для себя последствий. Особенно опасная ситуация сложилась для обитателей восьми пятиэтажных жилых домов рабочего поселка поблизости с. Липняжка Добровеличковского района, коммунальное обслуживание которых прекратилось после ликвидации сахарного завода. В них остались проживать люди преклонного возраста, безработные и инвалиды, у которых нет другого пристанища. Все системы отопления, канализации и электроснабжения в их квартирах отключены. Жильцы самовольно пробивают отверстия в полу и все нечистоты сливают в подвальные помещения, что угрожает разрушением фундамента и в целом дома, и тогда без человеческих жертв не обойтись. В с. Степовом Кировоградского района вследствие разрушенных водоканализационных сетей жилых домов нечистоты начали сбрасывать в пруд, что создает опасность, связанную с распространением заболеваний домашних животных, птицы и людей. В этом же районе в аварийном состоянии водоканализационные системы и очистные сооружения в пригородном поселке Созоновка, что вблизи областного центра. Должностному лицу в коммунальном хозяйстве выдавался на руки ряд предписаний о нарушениях, дважды выписывался штраф, а дела с места не двигаются. Сегодня в поселковом совете больше обеспокоены, как погасить долг за потребляемую обитателями питьевую воду, за которую не рассчиталось около 70% потребителей».
— Такая непростая ситуация сложилась на большинстве сельских коммунальных предприятий области,— говорит по этому поводу председатель ОАО «Кировоградоблселькоммунхоз» В. Кобузенко.— Они на договорных условиях подчинены органам местного самоуправления, которые еще недостаточно занимаются решением наболевших проблем коммунальщиков. По договорным обязательствам мы распределяем средства, которые нам направляет Министерство агропромышленной политики на развитие предприятий. Но эти средства мизерны. На 2007 г. нам выделили 600 тыс. грн. Мы разделили их на 21 район, а в отдельных районах таких селькоммунхозов насчитывается по 3—5 единиц, а то и десяток, так считайте — им достаются крохи.
Как-то мы обратились к одному из руководителей райгосадминистрации за помощью в создании базового райселькоммунхоза. Но поддержки с его стороны мы не получили. Это еще раз свидетельствует, что отдельные работники райгосадминистрации закрывают глаза на насущные проблемы работников сельской коммунальной службы, что отрицательно влияет на состояние безопасности труда в этих структурных подразделениях.
Более десяти лет тому назад в распоряжении бывших райселькоммунхозов, которые занимались преимущественно сельскохозяйственным строительством и расцветали за счет паевых взносов колхозов, были мощные машинно-тракторные парки, деревообрабатывающие цеха, мастерские, мельницы, пекарни. Они бурили скважины питьевой воды на животноводческих фермах и колодцы крестьянам. С разделением на паи хозяйств и изменением форм собственности они распались, после чего и началось успешное разбазаривание материально-технических ценностей этих предприятий. Тракторы, другая техника и оборудование оказалась в гаражах и на площадках новоиспеченных предпринимателей, которые больше заботятся о собственном бизнесе, чем о создании условий для безопасного труда наемных рабочих.
Много надежд сельские труженики возлагали на Указы Президента Украины «О безотлагательных мерах по реформированию аграрного сектора экономики» от 3 декабря 1999 г. № 1552/29 и «О безотлагательных мерах по улучшению условий ведения хозяйства негосударственных сельскохозяйственных предприятий» от 9 марта 2000 г.
№ 398, где затрагивались вопросы о передаче от реформированных сельхозпредприятий в коммунальную собственность территориальных общин жилья, объектов соцкультбыта с сетью социальной инфраструктуры. В спешном порядке райгосадминистрации передали поселковым советам здания и сооружения, а о том, при помощи какой материально-технической базы их придется обслуживать, никто не позаботился. Так на голом месте при участии энтузиастов и появились производственные звенья и подразделения сельской коммунальной службы. Получить разрешения, скажем, на земляные, буровые, электросварочные и другие виды опасных работ им сегодня не удается, потому что нет средств на приобретение техники и необходимого оборудования. Поэтому и сфера их услуг сузилась до минимуму. Они занимаются обслуживанием сетей водоснабжения, канализации и текущим ремонтом домового оборудования. И в настоящее время на возобновление работы селькоммунхозов нужно не только время, но и поддержка государства.
Начальник областного управления градостроения, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства А. Романюк считает, что сельскую коммунальную собственность необходимо передать государству, как это было раньше, ведь, скажем, недрам, где полезным ископаемым является в том числе и вода, нужен единый хозяин. А одними усилиями местных советов проблем не решить.
Лично он приветствует выход ряда кардинальных изменений в основах законодательства о недрах, но, по его мнению, одни органы местного самоуправления в сельской местности с миссией, возложенной на них относительно лицензирования скважин, исследования качества и изучения запасов воды в ближайшее время самостоятельно не справятся, и им нужна поддержка государства. А пока что им необходимо в первую очередь инвентаризовать свои средства производства, поставить на учет то, что осталось бесхозяйственным и безнадзорным и что может принести пользу людям. Скажем, те же брошенные скважины на месте прежних разоренных животноводческих поселков коллективных хозяйств.
Проблем у работников коммунальных служб много. А среди них была и остается приоритетной — создание безопасных условий труда на производстве и социальной защиты производственников. Мы не можем допустить, чтобы люди становились заложниками опасности, которой они вынуждены еже-дневно подвергаться, потому что за них не беспокоятся ни руководители предприятий, ни наше государство.

Д. ТАНСКИЙ, руководитель пресс-службы ГП «Кировоградский экспертно-технический центр» и теруправления Госгорпромнадзора по Кировоградской области



До списку