Статьи

Image00016.jpg В ст. 5 Закона «Об охране труда» указывается, что к выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального отбора допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы.
Прошло достаточно времени, в значительной степени повысились требования, предъявляемые к кандидатам на профессии с повышенным уровнем опасности. И это вполне соответствует требованиям времени, поскольку речь должна вестись о комплексе психофизиологических функций: как о физическом, так и о психическом здоровье человека.

Оценивая достигнутые наработки в этой сфере, специалисты пришли к выводу, что психофизиологическую экспертизу следует рассматривать как неотъемлемую составную часть обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских осмотров. Медицинский осмотр выявляет состояние соматического и психического здоровья либо нездоровья претендента, общие или частные противопоказания к работе или заболевания, течение которых может быть усугублено воздействием на работника условий труда. Проведение психофизиологической экспертизы служит объективным критерием оценки состояния соматического и психического здоровья человека.
Подчеркивая медицинскую направленность психофизиологической науки, вопросы развития и совершенствования которой находятся в компетенции прежде всего Министерства здравоохранения Украины, специалистам-медикам не совсем понятной представляется роль Центра психофизиологической экспертизы (далее — ЦПЭ) Головного учебно-методического центра Госгорпромнадзора Украины. В чем она состоит?
На вопрос, кто должен проводить психофизиологическую экспертизу, руководитель ЦПЭ отвечает недвусмысленно (см. публикацию «Психофизиологическая экспертиза: желаемое и необходимое», журнал «Охрана труда», № 7, 2007 г.), предлагая, что медицинскими вопросами психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности лиц, занятых в условиях труда повышенной опасности, должны заниматься только специалисты ЦПЭ и его региональных отделов. Причем только тех, работники которых прошли соответствующую подготовку в ЦПЭ. А это в свою очередь — и выдача разрешений (свидетельств) на право проведения психофизиологической экспертизы, и подготовка кадров (так называемых инструкторов по проведению психофизиологической экспертизы), и поставка программных тестовых комплексов для проведения психофизиологических исследований, и научное сопровождение и координация научно-методической деятельности, и даже принятие решения о профпригодности кандидата, проходившего обследование в каком-либо региональном отделе, также на себя возлагает ЦПЭ (г. Киев). Все это — не видя обследуемого кандидата, не анализируя его анамнез и результаты предварительного или периодического профилактического медицинского осмотра.
В связи с этим у специалистов закономерно возникает вопрос: а не слишком ли здесь все революционно, и где же во всей этой предлагаемой системе роль и значение Минздрава Украины, в компетенции которого и находятся все эти вопросы?
Авторы упомянутой публикации считают, что «все подразделения системы профессионального психофизиологического отбора» будут руководствоваться едиными методическими критериями профессиональной пригодности, которые разработаны при выполнении научно-исследовательской работы, проведенной ЦПЭ в 2000—2003 гг. Позвольте возразить. А как в данном случае учтен при разработке предлагаемых новшеств многолетний опыт, накопленный профильными медицинскими лабораториями, занимавшимися вопросами профотбора шахтеров, горноспасателей, работников предприятий железнодорожного транспорта и др.? В частности, профессиональных групп под руководством докт. мед. наук, проф. В. Гребняка, докт. мед. наук., проф. В. Максимовича, докт. мед. наук., проф. И. Солдака, канд. мед. наук В. Макарцева, докт. техн. наук В. Самсонкина и других ученых?
Кем утверждены и с кем из медицинских специалистов согласованы эти разработанные ЦПЭ критерии профессиональной психофизиологической пригодности, на основании которых работают «все подразделения системы профессионального психофизиологического отбора»?
Безусловно, критерии профпригодности различных профессиональных групп должны быть не только согласованы с медицинскими специалистами, но и утверждены Минздравом Украины. Это ключевой, самый важный первый этап на пути построения современной системы профессионального психофизиологического отбора в стране.
Второй этап должен состоять в принятии основополагающего совместного документа: Порядка проведения профессионального психофизиологического отбора (психофизиологических экспертиз) работников для выполнения работ повышенной опасности (далее — Порядок). Он-то и должен быть утвержден совместным приказом Минздрава и Госгорпромнадзора. Исходя из логики развития событий и международного опыта, этот документ должен определять субъектов системы профессионального психофизиологического отбора, которыми должны выступать специализированные лаборатории медицинских учреждений различных форм собственности (научно-исследовательские институты, поликлиники, больницы, центры) или ведомственных служб (МВД, Службы безопасности Украины, «Укрзализныци», экспертных центров Госгорпромнадзора и др.), прошедшие аттестацию и получившие лицензию (свидетельство) Минздрава на медицинскую практику, в том числе на право проведения психофизиологической экспертизы.
Контроль же за соблюдением стандартных условий проведения психофизиологической экспертизы, общее научно-методическое руководство специалистами, проводящими психофизиологические обследования, должна осуществлять межведомственная комиссия во главе с Главным психофизиологом Минздрава Украины.
Крайне важным, по мнению ведущих специалистов, является определение порядка периодичности проведения психофизиологических экспертиз, которые, как видится многим из них, целесообразнее всего совмещать с проведением периодических профилактических медицинских осмотров, в том числе психиатрических и наркологических, регламентированных действующими приказами Минздрава.
Несколько слов хотелось бы сказать и по поводу подготовки кадров. Вряд ли представляется возможным возложить эти задачи на Головной учебно-методический центр Госгорпромнадзора, как предлагают авторы вышеупомянутой публикации, руководители ЦПЭ. В стране долгие годы работают, имеют хорошую материальную базу и опытных специалистов профильные медицинские учреждения (Украинский НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии, Киевская медицинская академия последипломного образования, Харьковская медицинская академия последипломного образования и др.) или другие вузы, имеющие кафедры психофизиологии (Украинская военно-медицинская академия, Военно-гуманитарная академия).
Общее заключение о профпригодности кандидата к работам повышенной опасности должно приниматься на основании проведенного медицинского осмотра, в том числе психиатрического и наркологического, и результатов психофизиологических обследований. Хотелось бы в связи с этим рассказать о том, как на Полтавском ГОКе, одном из крупнейших предприятий региона, в рамках периодического медицинского осмотра проводилась психофизиологическая экспертиза почти 6 тыс. человек.
Происходило следующее. Рабочий, проходя медицинский осмотр в медсанчасти предприятия, наряду с осмотром врачами-специалистами в этот же день проходил и психофизиологическую экспертизу. По результатам психофизиологических исследований врач-психофизиолог (или медицинский психолог), который был включен в медицинскую комиссию, в медицинской карте работника ставил отметку (штамп) о прохождении психофизиологической экспертизы с необходимыми рекомендациями. А затем уже, по результатам медицинского осмотра и психофизиологической экспертизы, терапевт-профпатолог делал общее медицинское заключение о состоянии здоровья работника и о пригодности его к работам повышенной опасности. Из всех осмотренных 243 человека (4%) попали в так называемую группу риска, которым было рекомендовано временное отстранение от работ повышенной опасности и проведение реабилитационных мероприятий. К заключительному акту по результатам профилактического медицинского осмотра готовилось также приложение со списком лиц, у которых выявлено значительное снижение психофизиологических функций.
На сегодняшний день абсолютно нерешенным остается вопрос: а что же делать людям, которые в силу ряда причин не прошли психофизиологическую экспертизу? Неужели те, кто хотел работать на своей должности и не смог, или тот, кто отдал значительную часть своей жизни предприятию, останутся навсегда «за бортом»?
В настоящее время в Научно-исследовательском институте профилактической медицины (ООО «НИИ ПМ», г. Харьков) разработаны определенные механизмы и методики, благодаря которым такие работники могут получить квалифицированную консультацию психотерапевта, психиатра, нарколога, пройти курсы психокоррекции, реабилитационные мероприятия по сохранению профессиональной трудоспособности и восстановлению профессионально важных психофизиологических функций. Кроме того, на базе института работают врачи-специалисты общесоматического профиля, консультация которых порой необходима для получения полной картины психофизиологического состояния человека, поскольку снижение некоторых психофизиологических показателей часто сопряжено с соматической патологией.
Форма заключения о профессиональной психофизиологической пригодности, разработанная и ныне используемая специалистами ООО «НИИ ПМ», имеет форму сертификата — по аналогии с сертификатом о прохождении наркологического осмотра и медицинской справки о прохождении психиатрического осмотра и отражает связь с результатами проведенного медицинского осмотра (специально введена фраза «При отсутствии медицинских противопоказаний…»). В своей работе специалисты ООО «НИИ ПМ» используют индивидуальный подход к обследуемому. Имеются методики-«штампы», рекомендуемые для оценки того или иного показателя, однако часто в силу определенных причин (возраст обследуемого, общее состояние здоровья, неадаптированные зарубежные методики) они являются неоптимальными для получения наиболее достоверного результата.
Как известно, сегодня некоторые «инструкторы по проведению психофизиологической экспертизы» зачастую субъективно подходят к оценке кандидата, опираясь на беспристрастный автоматизированный комплекс. Однако машина не учитывает всех аспектов общего медицинского состояния обследуемого. Задача специалиста-медика — подавить в себе стремление опираться только на прибор, который в большинстве случаев абсолютизирует результаты.
Только благодаря синтезу таких составляющих, как объективные данные о состоянии здоровья, результаты психологического интервьюирования и психофизиологических исследований на аппаратно-программном комплексе, можно грамотно и надежно диагностировать степень профпригодности. Одним из основных подходов специалистов НИИ профилактической медицины к проведению психофизиологической экспертизы является достижение взаимосвязи между машиной и специалистом. По окончании психофизиологического обследования в этот же день кандидату на руки выдается заключение о профессиональной психофизиологической пригодности либо это заключение отправляется отдельно в конверте с Протоколом психофизиологического обследования (по согласованию с отделом кадров предприятия, направившего кандидата).
Практикой подтверждено, что психофизиологические исследования значительно повышают качество и эффективность профессионального отбора при предварительном (при приеме на работу) и периодическом медицинском осмотре, а многоплановость возможного использования результатов психофизиологической экспертизы позволяет улучшить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев, получить объективные данные при диагностике психической дезадаптации, анализе и расследовании случаев профессиональных заболеваний и травматизма на производстве.
Важным этапом дальнейшего внедрения системы профессионального психофизиологического отбора стало подписание нового приказа Минздрава Украины от 21.05.2007 г. № 246 «Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров работников определенных категорий», отменяющего действующие до последнего времени приказы Минздрава Украины от 31.03.94 г. № 45 «Об утверждении Положения о порядке проведения медицинских осмотров работников определенных категорий» и Минздрава СССР от 29.09.89 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» (с изменениями). Однако такой своевременный шаг к дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы профессионального психофизиологического отбора не отменяет актуальность принятия и утверждения Минздравом Украины основополагающих документов по разработке критериев профотбора и о Порядке его проведения. А пока на данном этапе все еще «незрелости» нормативно-правовой базы обеспечения профессионального отбора специалисты НИИ профилактической медицины, руководствуясь Законом «Об охране труда» и действующими приказами, регламентирующими профессиональный отбор (совместным приказом Минздрава Украины и Госнадзорохрантруда от 23.09.94 г. № 263/121 «Об утверждении перечня работ, где необходим профессиональный отбор»; приказами Минздрава Украины от 21.05.2007 г. № 246 «Об утверждении Порядка проведения медицинских осмотров работников определенных категорий»; от 04.04.2006 г. № 197 «Об утверждении методических указаний по применению Перечня психофизиологических критериев и методов для использования в системе эргономической сертификации новых технологий, машин и оборудования»; от 28.11.97 г. № 339 «Об усовершенствовании системы профилактических и противонаркотических мероприятий и обязательных профилактических наркологических осмотров»; от 17.01.2002 г. № 12 «Об утверждении Инструкции о проведении обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров» и, опираясь на многолетний накопленный опыт практической работы, проводят качественный профессиональный медико-психофизиологический отбор кандидатов и стажирующихся рабочих, занятых на работах повышенной опасности.

Л. АЛАДЫШЕВА, канд. биол. наук, директор ООО «НИИ профилактической медицины» (Харьков)



До списку