Статьи

Image00003.jpg Во исполнение поручения Кабинета Министров Украины в феврале—марте 2007 г. Госгорпромнадзор Украины и его территориальные управления при участии общественных организаций, объединений работодателей, представителей профсоюзов и специалистов по охране труда госадминистраций провели во всех регионах Украины общественные обсуждения итогов социально-экономического развития в сфере промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора.
На Донецком областном государственном телевидении 20 марта в прямом эфире состоялась встреча за круглым столом с участием Председателя Госгорпромнадзора С. Сторчака.

Зная, как много желающих получить ответы на наболевшие вопросы, многие зрители начали звонить в студию по многоканальному телефону сразу же, как только засветился экран. Рядом с киевским гостем в студии были постоянные участники передачи: редактор программы Л. Брегида, начальник теруправления Госгорпромнадзора по Донецкой области Н. Малеев и директор исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в Донецкой области В. Крот.
Передача совпала с крупнейшей на территории стран СНГ более чем за сто лет аварией на российской шахте «Ульяновская» в Кузбассе, где погибли 108 горняков. Вопросы обеспокоенных зрителей прозвучали сразу с нескольких угледобывающих предприятий области: что делается и достаточны ли предпринимаемые меры, чтобы не допустить подобного в Украине?
— Это еще один сигнал всем нам, требующий усилить государственный надзор на шахтах,— сказал С. Сторчак.— Уголь везде добывается в очень сложных условиях. В Донбассе — особенно.
Председатель Госгорпромнадзора Украины выразил соболезнование родным и близким потерпевших на шахте «Ульяновская». «Случившееся,— подчеркнул он,— еще раз указывает на актуальность темы, которая обсуждается за круглым столом». С. Сторчак рассказал о задачах, которые стоят перед Госгорпромнадзором по обеспечению безаварийных и безопасных для здоровья условий работы во всех отраслях экономики нашей страны, на каждом предприятии и в организации.
Он отметил в связи с этим исключительную важность воссоздания в минувшем году Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору. Благодаря более высокому статусу удалось многое сделать, чтобы улучшить состояние промышленной безопасности в стране, добиться более полного выполнения законодательства об охране труда.
Вступивший в разговор Н. Малеев конкретными примерами аргументировал эту мысль. В частности, если в предыдущие годы на эти цели в Украине выделялось около 80 млн. грн., то теперь 75,8 млн. грн. получила одна Донецкая область.
Н. Малеев при этом сообщил, что Донецкая область имеет огромный промышленный потенциал, и состояние безопасности в регионе во многом характеризует положение в целом в Украине. Помимо 185 шахт, в области работают крупнейшие металлургические и коксохимические предприятия и теплоэлектростанции, машиностроительные заводы…
А в студии беспрерывно раздавались звонки. Проходчик шахты имени Ф. Э. Дзержинского из г. Дзержинска А. Джига заявил, что он и его коллеги обеспокоены высоким уровнем травматизма на шахтах, и хотел бы услышать конкретный ответ на вопрос, что делается для его снижения.
С. Сторчак и Н. Малеев продемонстрировали зрителям диаграммы, свидетельствующие о том, что несмотря на значительный рост производства, уровень травматизма в Украине все-таки снижается. В 2000 г. в Донецкой области он достиг максимального уровня. Сейчас снизился почти в два раза. Для более эффективного надзора за ведением работ на шахтах в составе теруправления был создан Горный округ с четырьмя специализированными инспекциями. Обновились кадры, возросли требования к ним. Специалисты прошли необходимое обучение… Это лишь часть предпринимаемых мер для улучшения надзора.
Вместе с тем оба руководителя признали: при современном развитии техники и технологий количество аварий и потерпевших на наших предприятиях недопустимо велико. Тем более, что государство в настоящее время выделяет на охрану труда значительные средства.
Один из вопросов касался состояния охраны труда и промышленной безопасности на предприятиях различных форм собственности: государственной, частной, акционерной. Н. Малеев разъяснил, что все они находятся под контролем органов Госгорпромнадзора. За состояние же безопасности непосредственно, согласно действующему законодательству, несут ответственность работодатели. Нужно признать, что на многих негосударственных предприятиях и финансирование, и состояние охраны труда сегодня лучше, чем на государственных. К сожалению, некоторые, как правило, мелкие предприятия, на охрану труда денег не находят, их приходится останавливать. В целом же уровень травматизма на частных предприятиях выше, чем на государственных.
Поэтому, как отметил С. Сторчак, необходимо уделять более пристальное внимание безопасности труда именно на частных предприятиях. Ведь в государственном секторе существует вертикаль управления, в том числе и охраной труда, есть обученные кадры. Всего этого лишены частные предприятия, что приводит к серьезным последствиям.
Очередной вопрос, прозвучавший в студии, касался особого надзора, который время от времени вводится на угольных предприятиях.
Ответил на него С. Сторчак. В соответствии с законодательством за состояние промышленной безопасности и условия труда на предприятии отвечает собственник. Но когда из-за нераспорядительности ведомственного надзора возникает угроза чрезвычайной ситуации, функции ведомственного вынужденно берет на себя государственный надзор. И наши инспекторы круглосуточно контролируют безопасность ведения работ.
— Чем обусловлен режим возобновления работ через Госгорпромнадзор Украины?
— Так бывает,— разъяснил С. Сторчак,— после какой-то трагедии. Изучив обстановку на месте, мы приглашаем руководителей предприятия в Киев, чтобы еще раз убедиться, что ими сделано все необходимое для предотвращения подобных аварий в будущем. В других, не таких критических случаях, вопросы возобновления работ решаются на уровне теруправления или госинспекции. Например, после остановки по результатам комплексной проверки.
На острый вопрос о «копанках», где самовольно ведется добыча угля, ответил В. Крот. Он признал, что работающие там люди социально не защищены. Если кто-то пострадал, получил профзаболевание, ни он, ни его семья не могут рассчитывать ни на какую компенсацию. А ведь только в самое последнее время в шахтерском Торезе погибли 2 человека, а 9 пострадали. Еще тревожнее ситуация в Снежном, где смертельные травмы получили 4 работника, а 13 были тяжело травмированы.
Н. Малеев напомнил о том, что многие трагедии в «копанках» случаются из-за того, что прибывшие своевременно для оказания помощи горноспасатели бессильны что-либо сделать, так как у владельцев нет даже планов ликвидации аварий, невозможно бывает установить, в какой именно выработке произошло несчастье. А когда спасатели добираются до нужного места, нередко бывает уже поздно.
С. Сторчак высказал мысль о том, что одномоментно закрыть все «копанки» невозможно. И не нужно этого делать — их необходимо максимально легализировать. То есть нужно создать условия, чтобы они были зарегистрированы, получили разрешение на ведение горных работ, определили балансовые запасы угля.
Еще один бич, который не дает покоя,— так называемая «естественная смерть» на производстве, в частности, на угледобывающих предприятиях. Уровень ее очень высок и практически не уменьшается. Причина сложившейся ситуации, по мнению В. Крота, в том, что у предприятий нет необходимых денежных средств на проведение профосмотров — это с одной стороны. А с другой — острая нехватка кадров в отрасли, и поэтому закрываются глаза на то, что в шахте работают больные, пенсионеры, которым этот труд противопоказан. Молодежь при нынешних условиях труда и заработках в шахту просто не идет. Эта проблема требует государственного решения.
Один из вопросов был посвящен такой эффективной мере профилактики внезапных выбросов и взрывов метана на шахтах, как дегазация угольных пластов. Участники круглого стола обстоятельно рассказали о сотрудничестве в этом плане со специалистами США.
— А есть ли у Госгорпромнадзора рычаги воздействия на владельцев частных угледобывающих и горнодобывающих предприятий? Можно ли найти на них управу? — прозвучал в студии вопрос.
Оказывается, управа есть и на них. Ежегодно все предприятия согласовывают с органами Госгорпромнадзора планы ведения горных работ. И если средств на охрану труда при этом планируется выделить недостаточно, такие планы не согласовываются. С. Сторчак привел конкретные примеры того, как слишком прижимистые руководители, планировавшие сэкономить на безопасности своих работников, в конечном итоге вынуждены были увеличивать расходы на эти цели в несколько раз.
Немало вопросов поступило от бывших работников закрытых шахт, не получивших необходимую социальную защиту, от инвалидов труда, живущих на мизерную пенсию. В частности, один из них просил назвать, какими законодательными актами отменен порядок, при котором потерпевшему в шахте период инвалидности засчитывался в подземный стаж. Почему он, не по своей вине оказавшийся в беде, вынужден жить на 284 гривни? При этом, когда оформлял пенсию по возрасту, в расчет не были приняты его заработки до аварии.
В. Крот согласился с потерпевшим. Для решения подобных вопросов уже не раз собирались совещания с участием представителей Кабинета Министров Украины, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Казалось, была внесена полная ясность. Чтобы время инвалидности засчитывалось потерпевшим в подземный стаж, необходимо, чтобы Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве доплачивал необходимую сумму Пенсионному фонду. Осталось только принять формальное решение по этому вопросу, но его пока нет…
Острейший вопрос — так называемый травматизм непроизводственного характера. Если на производстве в 2006 г. в области погибли менее 200 человек, то в быту — более 8 тыс.! Коснулись, в частности, взрывов газа в жилых помещениях. С. Сторчак заявил о необходимости в таких случаях каждый раз разбираться, что стало их причиной: нарушения, допущенные жильцами, или неисправность газопроводов и газовых приборов, за эксплуатацию которых отвечают газовые хозяйства.
Подводя итоги круглого стола, Председатель Госгорпромнадзора С. Сторчак сделал акцент на так называемом человеческом факторе. Добиваясь повышения эффективности госнадзора на предприятиях любых форм собственности, совершенствуя технику и технологию, улучшая условия труда, нужно помнить о людях. Главное — дойти до каждого работника, обучить его. Он должен знать и неукоснительно выполнять требования безопасности. Нормы эти, увы, написаны кровью, и пренебрегать ими недопустимо.

Геннадий ЩУРОВ,
наш собкор

На снимке (слева направо):
в студии Донецкой областной гостелерадиокомпании директор исполнительной
дирекции Фонда социального
страхования от несчастных случаев
на производстве и профзаболеваний
в Донецкой области В. Крот,
начальник теруправления
Госгорпромнадзора Н. Малеев,
Председатель Государственного
комитета Украины по промышленной
безопасности, охране труда
и горному надзору С. Сторчак
и журналистка Л. Брегида.

Фото автора



До списку