Статьи

Недавно в редакцию пришла копия письма Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Н. Карпачовой от группы работников образования, преподающих предметы охраны труда и безопасности жизнедеятельности в одном из старейших сельскохозяйственных вузов страны — Харьковском национальном аграрном университете имени В. В. Докучаева. Его содержание, дальнейшие шаги работников редакции по поводу изучения фактов, приведенных в нем, думается,— повод для серьезных размышлений не только руководства указанного высшего учебного заведения, но и всех тех, кто не равнодушен к надлежащему соблюдению законодательства об охране труда.

В письме работников кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности высказывается обеспокоенность по поводу игнорирования руководством университета лицензионных требований к преподаванию дисциплин «Охрана труда» и «Безопасность жизнедеятельности».
В частности, на факультетах защиты растений, агрономическом, лесного хозяйства в учебных планах для подготовки специалистов и магистров не предусмотрено изучение дисциплины «Охрана труда в отрасли». Преподавателей кафедры не назначают консультантами по вопросам охраны труда, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды в соответствующих разделах дипломных работ или проектов всех специальностей. Их не вводят в состав комиссий по государственной аттестации бакалавров, специалистов и магистров всех направлений. В университете ежегодно сокращаются часы на изучение дисциплин кафедры.
Организация изучения нормативных дисциплин по охране труда осуществляется с нарушением требований приказа Минобразования от 02.12.1998 г. № 420 «О совершенствовании обучения по охране труда и безопасности жизнедеятельности в высших учебных заведениях Украины».
Автор этой статьи встретился с жалобщиками, которые сообщили, что 25 апреля, согласно решению ученого совета университета, на базе кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности начато создание новой кафедры экологии и биотехнологии. Преподавание же дисциплин «Охрана труда» и «Безопасность жизнедеятельности» решено проводить на кафедре животноводства, с соответствующим прикреплением к ней преподавателей этих предметов.
Заведующий ныне расформированной кафедры кандидат технических наук, доцент, отличник образования Украины В. Дьяконов сообщил также, что решение ученого совета университета было принято без каких-либо обсуждений этого вопроса. Довольно неожиданное и непонятное решение, если учесть, что на кафедре, кроме вышеуказанных общеобязательных, преподавались еще 11 дисциплин, работали опытные специалисты, в том числе 3 кандидата наук. Сам В. Дьяконов преподает учебный курс «Охрана труда» более 30 лет.
За шесть лет существования преподаватели кафедры подготовили 29 методических разработок и три учебных пособия. Ежегодно сотрудники кафедры публиковали не менее 12 научных и учебно-методических трудов по вопросам охраны труда, экобезопасности и т. д. Все преподаватели кафедры являются членами общественной организации «Союз преподавателей БЖД и охраны труда Харьковщины».
На базе кафедры несколько лет работал научный кружок по безопасности жизнедеятельности. Его члены-студенты принимали участие в научных конференциях, во Всеукраинских олимпиадах по БЖД и охране труда, где неоднократно занимали почетные призовые места.
Но, очевидно, все это не имело никакого значения в глазах руководства вуза. Мало того, что сегодня у сотрудников кафедры отобрали все принадлежавшие им ранее кабинеты и наглядные пособия (все это — сейчас собственность создаваемой кафедры животноводства, других кафедр). Дошло до того, что сотрудников, находящихся в неопределенных правовых отношениях с руководством, без какой-либо мотивации и необоснованно, по их словам, лишили доступа к пользованию всемирной сетью Интернет в вузовском компьютерном центре. Мол, для этого у учебного заведения не хватает средств... К преподаванию дисциплины «Охрана труда» начали привлекать не преподавателей кафедры, а посторонних преподавателей. Подобное в конце текущего учебного года имело место, в частности, на кафедре защиты растений.
В. Дьяконова и его коллег возмущает то, что каждый месяц у него самого, у его подчиненных без каких-либо объяснений забирают учебные часы, что отрицательно сказывается на оплате труда. И это при том, что в отдельных группах студентов-заочников на изучение дисциплин «Охрана труда» и «Охрана труда в отрасли» отводится за весь период обучения аж... два часа! Разве не в сельском хозяйстве происходит больше всего несчастных случаев на производстве? Разве не потому чаще всего погибают сельские работники: механизаторы и полеводы, которых своевременно не обучили, не проинструктировали как следует их непосредственные руководители, специалисты среднего звена — вчерашние выпускники аграрных вузов?
Разве никому не известны эти факты? Хорошо известны. Но что поделаешь. Руки опускаются, сознается В. Дьяконов. Поэтому уже сейчас многие преподаватели расформированной кафедры сами начали искать другие места работы. Ведь не видят возможности продолжать нормальную деятельность в ХНАУ имени В. В. Докучаева.
Таковы основные факты и аргументы, изложенные в обращении. По правилам журналистской этики автор обратился за комментариями по этому поводу к руководству вуза. В частности, к первому проректору В. Пузику.
У него, конечно, нашлось немало веских причин и объяснений, которыми и руководствовался ученый совет, принимая решение о реорганизации кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности.
Во-первых, такому большому сельскохозяйственному вузу, как ХНАУ имени В. В. Докучаева, начал объяснять Владимир Кузьмич, где на шести факультетах обучается более 6 тыс. студентов, чтобы финансово выжить,— крайне необходимо создать полноценную кафедру экологии и биотехнологии, на которой бы не только обучали студентов вуза правилам защиты окружающей среды, что крайне актуально в наше сложное время, но и выпускали бы соответствующих высококвалифицированных специалистов-экологов и биотехнологов.
Что касается преподавания охраны труда и БЖД, то здесь не следует, заверил В. Пузик, во всем доверяться жалобщикам во главе с В. Дьяконовым. На кафедре не было ни профессора, ни четырех нужных для ее существования кандидатов наук. Ни один из преподавателей кафедры не дотягивал до необходимого минимума часов преподавания. Вместо 900, определенных нормативными документами Минобразования, они имели по 750—800 часов лекций в год. Поэтому собственно и было принято решение о реформировании кафедры. Хотя разве от преподавателя зависит его педагогическая нагрузка!?
В решении ученого совета университета от 25.04.2008 г. речь идет также, отметил В. Пузик, о том, что в вузе предусматривается «создать новую кафедру охраны труда и безопасности жизнедеятельности начиная с 2009—2010 гг.». Поэтому временно преподавание этих дисциплин и проводится, объяснил он, пока что на кафедре животноводства. А до тех пор, еще почти два года, все студенты будут изучать охрану труда с позиций специфики животноводства? Такие ли уж универсальные специалисты там преподают, которые могут заменить на всех факультетах специализированную кафедру?
Что касается обвинений в безосновательном сокращении часов, отведенных на чтение лекций по охране труда, то все они не имеют подтверждения. Все учебные планы по изучению общеобязательных дисциплин согласованы и утверждены совместно с директором Научно-методического центра аграрного образования Минагрополитики Н. Хоменко, а также в департаменте аграрного образования, науки и животноводства Министерства образования и науки.
— Как же так? — удивляюсь я.— В действующем приказе Министра образования от 02.12.98 г. № 420 четко сказано, что изучение предмета «Основы охраны труда» «для студентов всех высших учебных заведений независимо от уровня аккредитации заведения при подготовке специалистов научно-квалификационного уровня «младший специалист» и «бакалавр» на 3 или 4 курсе для студентов: технических, строительных, сельскохозяйственных, транспортных, технологических, а также педагогических учебных заведений при подготовке специалистов физики, химии, трудового обучения» должны обеспечиваться объемом не менее 54 часов. Форма итогового контроля знаний — экзамен. Соответственно на дисциплину «Охрана труда в отрасли» для студентов всех высших учебных заведений 3 и 4 уровней аккредитации на 5 курсе должно отводиться еще 27 часов лекций. Вместе более 80 часов. Не так уж и много, учитывая объем знаний, который должны получить будущие специалисты.
Приказ также предусматривает включение отдельных разделов (вопросов) охраны труда в рабочие учебные программы профилирующих дисциплин, контролирующие задания, программы производственной и преддипломной практики, а также в дипломные проекты и работы младших специалистов, специалистов и магистров. В экзаменационные билеты государственных выпускных экзаменов бакалавров и специалистов — включать отдельные вопросы по охране труда.
Понятно, что консультантами, членами государственных экзаменационных комиссий во время защиты дипломных проектов и работ, приема государственных выпускных экзаменов обязательно должны быть включены и преподаватели охраны труда.
Так, кстати, и происходит в другом, хорошо известном в регионе вузе — Харьковском институте механизации и электрификации сельского хозяйства, где давно уже действует полноценная кафедра охраны труда.
Почему же до этого так далеко в ХНАУ имени В. В. Докучаева? Два часа занятий по охране труда для студентов-заочников... Не слишком ли это мало?..
В. Дьяконов и его подчиненные не умеют работать со студентами. Не прививают им заинтересованность к овладению знаниями по охране труда и безопасности жизнедеятельности. Вот студенты с неохотой и посещают их лекции или совсем их игнорируют. Такими были объяснения других руководителей университета, которые, присоединившись к разговору, стали на защиту первого проректора, начав убеждать меня в том, что в их учебном заведении все хорошо.
Все утвержденные в двух Министерствах, которым подчинен вуз, учебные планы неукоснительно выполняются. Не могут не выполняться, ведь на то есть соответствующие проверяющие органы, и им следует затрагивать подобные вопросы, а вовсе не представителю средств массовой информации...
Существуют, начали объяснять мне, и плановые задания для самостоятельного овладения студентами теми или иными дисциплинами. На них также отводится определенное количество учебных часов. Поэтому, если каким-то группам студентов-заочников не вычитали необходимый минимум по охране труда,— то никакого нарушения приказа № 420 в этом нет. Тем более в том, кого назначать консультантами дипломных проектов, членами государственных экзаменационных комиссий... Эти вопросы ученые советы вузов могут решать самостоятельно.
Конечно, для того чтобы разобраться в сложном вопросе, в конкретном конфликте, возникшем между руководством университета и преподавателями расформированной кафедры, действительно существуют соответствующие государственные органы. Роль средств массовой информации состоит только в том, чтобы обратить внимание общественности, в том числе и этих органов, на приведенные факты. И только им одним дано право делать выводы, принимать соответствующие меры реагирования.
Впрочем, после общения с преподавателями других харьковских вузов, которые преподают охрану труда, большого оптимизма относительно дальнейшей преподавательской судьбы тех, кто обращался с письмом-жалобой, у автора этих строк не появилось. Даже на кафедре охраны труда и безопасности жизнедеятельности Харьковской государственной академии городского хозяйства, возглавляемой профессором, известным в регионе специалистом, которая ежегодно выпускает несколько групп специалистов по охране труда, мне сообщили, что и у ее преподавателей также постоянно забирают часы, отведенные на чтение лекций. Предмет «Охрана труда в отрасли» так же, как и в аграрном университете, часто читают студентам на первом или втором курсе, когда у них еще нет полного представления о своей будущей специальности.
Складывается впечатление, что ответственные за это направление работы в Министерстве образования и науки должностные лица совсем забыли о приказе Минобразования № 420 от 02.12.98 г. Пустили, как говорится, процесс на самотек. А на местах тем более никто и не помнит о том, что кто-то должен следить за соблюдением лицензионных условий во время проведения учебного процесса в высших учебных заведениях.

Вадим КОБЕЦ,
наш собкор

От редакции
Для объективного выяснения правомочности позиций обеих сторон конфликта редакция журнала направила копию полученного письма в Министерство образования и науки Украины и получила от директора департамента Я. Болюбаша исчерпывающий ответ:
«Департамент высшего образования рассмотрел коллективное обращение работников кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Харьковского национального аграрного университета имени В. В. Докучаева по поводу сохранения кафедры.
Сообщаем, что данное учебное заведение относится к сфере управления Министерства аграрной политики, поэтому обращение направлено по принадлежности в это министерство.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона Украины «О высшем образовании» кафедра создается по решению Ученого совета высшего учебного заведения».
Это все. А что же относится к сфере управления Министерства образования и науки Украины в этом высшем учебном заведении? Действует ли на его территории приказ № 420? А может, инспекторам Госгорпромнадзора уже пора поинтересоваться, как выполняется в высших школах НПАОП 0.00-4.12.05, составляющей которого стал приказ № 420, в части объемов изучения дисциплин по охране труда, формы контроля, состава государственных экзаменационных комиссий?



До списку