Статьи

Мир сотрясают катастрофы. Но одно дело, когда это природная стихия, и совсем другое, когда люди страдают от беды техногенного характера: взрыва ядерного реактора на Чернобыльской АЭС, взрыва бытового газа в жилых домах, такого, который произошел в октябре 2007 г. в Днепропетровске, и др. За годы, разделяющие эти события, начинаем осозновать: техническая сфера деятельности человека не стала более безопасной. Но почему сегодня одной из острейших проблем является безопасное снабжение бытовым газом населения, и каким должно быть ее решение? Попробуем выяснить. 200801-2.jpg

Системам газоснабжения Днепропетровска — более 50 лет. Но они же есть и во многих других промышленных центрах или просто населенных пунктах, где голубое топливо используется уже много десятилетий. И как свидетельствуют результаты проведенных по всей Украине проверок состояния их обслуживания, подобная авария могла произойти где угодно.
Почему делается такое категорическое заключение? Подтверждением этому служат результаты проверок, проведенных Госгорпромнадзором вместе с представителями прокуратуры во исполнение распоряжения Кабинета Министров от 15.10.2007 г. № 870-р, по соблюдению требований законодательства, касающихся безопасных режимов снабжения и соблюдения норм промышленной безопасности при обеспечении потребителей природным газом.
На Днепропетровщине проверка проводилась на предприятиях газоснабжения ОАО «Днепрогаз», «Днепропетровскгаз» и «Криворожгаз». Как выяснилось, собственники не в полной мере выполняют комплекс мероприятий по ремонту, техническому обслуживанию и поддержанию систем газоснабжения в исправном состоянии. Проверки зафиксировали неединичные случаи неудовлетворительного технического состояния оборудования газорегуляторных пунктов (ГРП) — запорной арматуры, регуляторов давления, предохранительных клапанов, нарушение сроков их технического обслуживания, не пересмотрены режимные карты на соответствие режиму давления в газовых системах. Поэтому неоднократно выявлялись и утечки газа на технологическом оборудовании. В неудовлетворительном состоянии находятся и сами помещения ряда ГРП — стены не защищены от газопроницаемости, повреждены элементы системы вентиляции, неплотная кровля помещений. Из-за отсутствия необходимого защитного покрытия кое-где внешние поверхности газопроводов покрыты значительной коррозией. По результатам проверок была запрещена эксплуатация 48 объектов систем газоснабжения ОАО «Днепрогаз», 20 — в ОАО «Днепропетровскгаз», 6 — в ОАО «Криворожгаз». К административной ответственности привлечены 86 работников этих предприятий.
В процессе комплексных проверок предприятий газоснабжения проводились также проверки действий службы «04», иными словами — объявление об условной аварии. Этот вид проверки входит в практику работы специалистов теруправления Госгорпромнадзора. Инспектор вместе с мастером участка находится на одном из ГРП, откуда сообщает об условной аварии — утечке газа. На место, не зная о проверке, выезжает аварийная бригада. Там ей объясняют цель вызова и предлагают показать имеющиеся средства индивидуальной защиты, оснащение машин необходимыми устройствами, достаточно ли людей для выполнения этих работ, и вообще, существует ли план действий при ликвидации аварии. После изучения этих вопросов они оценивают, насколько службы способны выполнять работы по устранению причин аварии. И как свидетельствует практика, нередко аварийные бригады выезжали на объекты не только в неполном составе, но и вообще без необходимого инструмента и средств индивидуальной или коллективной защиты.
Кроме того, у нас есть возможность хотя бы субъективно сравнивать состояние безопасности с точки зрения надзорной деятельности в течение определенного периода. Например, к середине 90-х годов контроль за выполнением собственниками сетей газоснабжения требований правил безопасной эксплуатации как самих систем газоснабжения, так и систем дымовых и вентиляционных каналов относился к функциям инспекторов бывшего Госнадзорохрантруда. Нам приходилось расследовать и технические причины несчастных случаев, связанных с использованием газа в быту, однако позже эти функции вышли из компетенции нашей государственной структуры. В 2001 г. было принято постановление Кабинета Министров № 270 «О расследовании несчастных случаев непроизводственного характера», в котором четко было сказано, что несчастные случаи без смертельных исходов должны расследовать местные органы власти, случаи гибели людей — органы внутренних дел и прокуратуры. Трагедия же в Днепропетровске подтвердила, что таких мероприятий недостаточно, чтобы назвать и, главное, предупредить истинные причины беды. Именно поэтому с 15 октября 2007 г. по решению Кабинета Министров функции технического расследования обстоятельств и причин аварий, связанных с использованием газа в быту, снова переданы инспекторам и техническим экспертам теперь уже Госгорпромнадзора.
Но в любом случае расследование трагического происшествия или аварии — не главное. Прежде всего необходимо объединение усилий и собственника, и государственных органов, и потребителей газа, чтобы предотвратить аварии. Для этого первое, что предусматривает сделать правительство уже в ближайшее время,— создать специализированные газотехнические инспекции и увеличить численность государственных инспекторов, которые будут контролировать специализированные предприятия газового хозяйства.
Действительно, состояние газовых объектов региона, включая ГРП, контролировалось планово-выборочно в пределах возможностей имеющейся численности государственных инспекторов. При этом инспектор рассматривал положение дел на предприятии с точки зрения безопасности персонала — как обеспечен уровень охраны труда при выполнении работ, как ведется журнал производства этих работ, регулярно ли проводится ревизия оборудования техническими службами. Например, только на балансе ОАО «Днепрогаз» находится свыше 5 тысяч стационарных ГРП, не учитывая других объектов, плановое обслуживание которых может проводиться один раз в полгода, а для определенного типа оборудования — и чаще. Очевидно, что взять на себя функции технических служб, да еще и выполнять их несколькими «парами рук» инспекторов, как было до сих пор, согласитесь, невозможно. Сегодня же сложившаяся в газовой отрасли ситуация заставляет контролирующие органы идти на такой шаг, чтобы инспектор имел право при поддержке специалистов экспертно-технических организаций проверять не только обслуживание приборов, но и их реальное техническое состояние, отключать при определенных условиях тот или иной прибор и смотреть — безопасен ли он или опасен, и действительно ли предприятие проводило необходимую профилактическую работу. Конечно, за услуги специализированных экспертных организаций, которым поручены такие обследования, собственнику придется платить. Тем не менее это лучше, чем расплачиваться за утраченные человеческие жизни. Однако в ответ уже приходилось слышать: «Нет денег!». Но разве можно, чтобы все время люди были заложниками чьей-то бесхозяйственности или нежелания придерживаться требований законодательства? Ведь именно на собственника предприятия законодательно возложена ответственность за надлежащее техническое состояние, безаварийную работу объекта собственности, за безопасные условия труда работающих, в конце концов, за безопасность жителей населенных пунктов и окружающей среды.
Впрочем, одним только увеличением количества инспекторов желаемого результата не достичь. Анализ сложившейся в стране ситуации со снабжением бытового газа населению свидетельствует о том, что в течение последних лет сократилась более чем наполовину по сравнению с нормативно-расчетной фактическая численность производственно-технического персонала специализированных газовых предприятий. Кое-где на места, где нужны профессионально подготовленные люди, пришли новые работники, опыт работы которых составляет 2—4 года, но в такой отрасли, как газовая, этого недостаточно. Конечно, и они могут работать, но если рядом с ними есть более опытные специалисты. Однако недопустимо, чтобы обслуживание объектов повышенной опасности, которыми являются газовые сети, самостоятельно проводили работники с таким небольшим опытом работы! И для этих опасений есть все основания.
Поэтому и является обоснованным сегодня изменение самих принципов профессиональной подготовки в газовой сфере и обеспечение необходимого уровня знаний работников газоснабжающих предприятий, в частности руководителей среднего звена. Не случайно на последнем заседании государственной комиссии, которая назвала причины трагедии в Днепропетровске, одним из решений было постановление о создании региональных учебных центров по вопросам безопасной эксплуатации систем газоснабжения. Для этого вполне оправдана задача, поставленная перед исполнительной дирекцией Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины — выделить средства на обеспечение центров учебными пособиями.
Уместно задать и такой вопрос: «Вы слышали о трагедиях, подобных Днепропетровской, в странах Западной Европы?» Однозначно скажете: «Нет!» Поскольку там давно существуют другие нормы, стандарты использования природного газа, другая законодательная база, в первую очередь относительно уголовной ответственности за нарушение определенных государством требований эксплуатации газовых сетей. И если мы хотим приобщиться к европейскому сообществу, то надо позаимствовать этот опыт. Это же касается и новых подходов к уровню безопасности использования газа в быту.
Поэтому абсолютно правильным решением является внесение изменений и дополнений к существующим Правилам безопасности систем газоснабжения Украины (ДНАОП 0.00-1.20-98), утвержденным приказом Госнадзорохрантруда от 01.10.97 г. № 254. В предложениях, данных специалистами теруправления по Днепропетровской области к новым Правилам, затрагиваются многие вопросы об изменениях подходов к контролю. Например, мы предлагаем дополнить п. 3.21 Правил предложением: «Присоединение к действующей системе газоснабжения вновь сооруженных газопроводов и газоиспользующих объектов, не принятых приемной комиссией, з а п р е щ а е т с я!»
Сегодня мы ставим вопрос о снятии с инспектора таких нагрузок, которые не решают основную проблему. Это касается участия инспекторов в работе государственной комиссии, принимающей в эксплуатацию системы газоснабжения жилых домов, предприятий социально-культурной сферы, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, где мощность установленного газоиспользуемого оборудования не превышает 30 кВт (п. 3.17 вышеупомянутых Правил). Что имелось в виду? Например, в сельском районе, за сотни километров от областного центра, сдается в эксплуатацию газопровод, построенный за счет долевых взносов жителей. Организация, выполнившая монтажные работы, испытала систему. Инспектору остается лишь удостоверить своей подписью готовность объекта. Однако сдаваемых в эксплуатацию объектов ежемесячно набирается не один десяток. Находясь все это время в разъездах, инспектор не занимается непосредственной надзорной работой. Поэтому мы ставим вопрос, чтобы эти объекты принимали в эксплуатацию специалисты экспертно-технических центров, ведь именно они, в соответствии с действующими правилами, проводят экспертизу проектов строящихся газопроводов на соответствие требованиям охраны труда и промышленной безопасности. Так почему же не передать право принимать такие объекты в эксплуатацию именно тем специалистам, которые одобряли его проект? Убежден, что такое решение является логичным.
Правила сегодня предусматривают, что когда на предприятие приходит новый работник, выполняющий работы повышенной опасности, например, газоопасные, то на первом экзамене на право допуска его к работе в составе комиссии учебного заведения или предприятия должен обязательно принимать участие государственный инспектор. Но как тогда должны уплотнять свое рабочее время 3—4 отраслевых инспектора, чтобы в дополнение к основной работе успеть побывать с этой целью на каждом предприятии? Ответом на этот вопрос также может стать пересмотр действующих Правил, предоставление полномочий и повышение ответственности за качество обучения персонала руководителям этих учреждений и предприятий.
Также предлагаем дополнить п. 4.4.12 Правил. В частности, регулировка оборудования ГРП и ГРУ и проверка параметров срабатывания предохранительно-сбросных и предохранительно-запорных клапанов может проводиться не реже одного раза в месяц, техническое обслуживание — не реже одного раза в 6 месяцев, если согласно паспорту завода-изготовителя для этого оборудования не нужно проводить техническое обслуживание (или ремонт) в течение более коротких сроков. Эксплуатация регуляторов давления и предохранительных устройств ГРП и ГРУ, отработавших установленный срок или отработавших более 10 лет, допускается только после проведения комплексной оценки их технического состояния с определением последующего разрешенного ресурса. Работы по комплексной экспертной оценке могут проводиться специализированными организациями, имеющими разрешение Госгорпромнадзора.
Впрочем, вопрос надзорной деятельности об использовании бытового газа и о его снабжении специализированными предприятиями — лишь часть проблемы, существующей сегодня в государстве. В промышленности используются и другие газы — хлор, аммиак и многие другие, и выход технологии из-под контроля может привести к непредсказуемым последствиям. Особенно если свою, иногда отрицательную, роль сыграет человеческий фактор. До сих пор окончательно не решена многолетняя проблема утилизации непригодных контейнеров из-под хлора. Это опасное вещество Днепропетровщина поставляет на предприятия почти всех областей Украины. Причем завод отправляет контейнеры, прошедшие, как и надлежит, техническое освидетельствование, а вместо них потребители возвращают емкости, которые побывали в Росси (даже в Забайкалье) и техническое состояние их не проверялось годами. Поскольку решение этого вопроса сегодня имеет государственное значение, мы предложили внести его в общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2008—2012 гг. с предложением создать специализированный центр для проведения этих работ.
Теруправление обеспокоено также состоянием аммиачных холодильных установок региона, безопасностью коксохимического производства, где газы не менее опасны, чем газ природный. Мы стоим на позиции абсолютного запрета использования баллонов со сжиженным газом в местах массового нахождения людей: кафе, кинотеатрах, на рынках, в других местах, заменив баллоны современными безопасными электроприборами.
Для контроля за этими вопросами по решению Госгорпромнадзора создаются специализированные региональные химические инспекции. Скажем, Днепропетровская инспекция, которой будут поднадзорны также производства Кировоградской и Запорожской областей, будет осуществлять надзор не только на сугубо химических производствах, но и на отдельных участках и объектах других отраслей промышленности. В частности, она будет ориентирована на коксохимическое производство, поскольку на каждом таком предприятии есть цех химического улавливания, в котором из коксового газа изготовляют компоненты минеральных удобрений, мазут, основу для автомобильного горючего и т.п. И контроль за работой таких объектов должны осуществлять инспекторы-химики, специалисты, которые могут оценить по технологическим картам реальное соблюдение требований безопасного ведения химических процессов, что по силам далеко не каждому. Поэтому специализация государственного надзора — это новое, правильное направление, выбранное Госгорпромнадзором, главной целью которого был и остается приоритет здоровья и жизни человека.

А. КОЖУШКО, начальник теруправления Госгорпромнадзора по Днепропетровской области

На снимке:
А. Кожушко отвечает на вопросы представителей СМИ.



До списку