Статьи

Этот очерк о Михаиле Саварине — начальнике теруправления Госгорпромнадзора по Закарпатской области, заслуженном работнике промышленности Украины. Очерк о человеке, который всю жизнь посвятил родному краю, его людям и их безопасному труду на производстве.

Закарпатье — это сказочная природа и чистая экология, а еще удивительная межэтническая мозаика культур, 1_9_Savarin.jpgтрадиций, гостеприимства. В этом может убедиться каждый, кто приедет сюда. А приедет — не пожалеет, есть на что посмотреть, есть чему удивляться. Знаете ли вы, например, что в Закарпатских лесах растет более 200 видов грибов? Один из них — так называемый яйцевидный, в четыре раза(!) питательнее мяса. А трембита, оказывается, не музыкальный, а сигнальный инструмент, и, несмотря на свой внушительный вид, весит всего лишь до трех килограммов. А Мукачевский знаменитый замок Паланок — в прошлом помпезная военно-стратегическая крепость. Кстати, как говорят местные жители, замок наполнен волшебными чудесами. Например, дотроньтесь до памятника Иоанну Непомуке, и вам привалит счастье, а если подержитесь за палец памятника Федору Корятовичу и при этом загадаете желание — оно сбудется. Во как! И совсем не надо ехать в далекую «землю обетованную», чтобы, уединившись у «стены плача», молиться о сотворении чуда.
Ужгород. Столица Закарпатья — патриархальный, спокойный город, утопающий в розовом соцветии сакур. Здесь-то я и встретился с Михаилом Савариным.
— Город наш действительно, хоть и небольшой, но с колоритом,— не без гордости заметил Михаил Васильевич.— И по этносу, и по архитектуре, и по укладу. И промышленных предприятий в городе мало. Воздух-то какой — не надышишься!
— Ну, конечно, воздух родины, он особенный...
— Но край наш богатый. Есть ценные полиметаллические руды, из которых в 1999 г. в Мужиево выплавлено первое украинское золото. Здесь можно ежемесячно добывать до тонны золота. Богатейшее Сокирницкое месторождение цеолита, который используется в сельском хозяйстве и в промышленности. Его можно использовать и как сорбент, он очищает организм, воду. Есть залежи строительных материалов, мрамора, газа, бурого угля. Закарпатье богато минеральными и геотермальными водами, ну и лесами, конечно. Такой вот небольшой ликбез о нашем крае,— подытожил М. Саварин.
— А что с Солотвинским солерудником?
— Это — боль наша. Уникальное месторождение может погибнуть или, по крайней мере, надолго «заморозиться». А все из-за того, что десятилетиями пренебрегались нормы ведения работ по добыче соли и требования безопасности труда на предприятии, что и привело к аварийной ситуации в связи с карстовыми провалами почти 100-метровой глубины в пределах шахтного поля и горного отвода. В связи с аварийной ситуацией на нем мы ввели особый режим государственного надзора. Однако меры, принимаемые руководством солерудника, явно неэффективны. Уровень рапы в копи не снижается, а наоборот, каждый день возрастает. Ситуация критическая. Под угрозой потери — подземное отделение Украинской аллергологической больницы и уникальное месторождение соли. Да и людям грозит беда, если поселок попадет в карстовые провалы, которые все больше увеличиваются в размерах.
— А как исправить ситуацию?
— Мы со своей стороны делаем все возможное. Но для спасения солерудника нужны средства, и немалые. А их нет. И не выделяют.
Закарпатье — область дотационная. Но и дотаций не хватает на все. Принцип общеизвестный — выживай как можешь. Все просят: промышленники — себе, аграрии — себе, химики, шахтеры — себе. А еще нужны средства на социальную сферу, образование, медицину... На всех не хватает. Бюджет страны не резиновый — страна бедная. Или хозяева никчемные, непредусмотрительные. Кто его знает, нет средств — и все тут! Щедра земля закарпатская, но не востребована в полной мере. А жаль!
Мы заговорили о проблемах. О них М. Саварин говорит с грустью и обеспокоенностью. Переживает. Конечно, ему, как руководителю государственной структуры по надзору за промышленной безопасностью, охраной труда и горному надзору, многое подвластно: и права есть, и меры воздействия. Только вот реакция на все это неадекватная. Например, из справки в справку, отправляемые теруправлением в различные инстанции, «кочует» проблема прекращения самовольного строительства объектов в санитарной зоне Голубинского месторождения минеральных вод. Время идет, а материалы по искам прокуратуры Свалявского района «залегли» в бумажных завалах судов. Недавно добавилась еще одна забота: поддержание в безопасном состоянии подземных горных выработок Мужиевского месторождения золотополимерных руд, потому что работу ООО «Закарпатполиметаллы» временно приостановило.
А кроме того, давно назрела тщательная ревизия газового хозяйства: отдельные его составляющие эксплуатируются чуть ли не полвека. Так что об их безопасности и говорить не приходится. В прошлом году госинспекторы теруправления проверили почти 200 объектов газообеспечения в регионе. Выявили около 800 нарушений правил безопасности, привлекли к административной ответственности 25 руководителей разного уровня, работы 13 газораспределительных пунктов приостановили, пока не навели там порядок. В газовом хозяйстве много проблем, и все их надо держать под контролем.
На территории Закарпатья более 26 тыс. различных предприятий. И все требуют к себе внимания — государственного надзора за охраной труда. Потому что сохранение жизни и здоровья человека на производстве — не праздные слова, а благородная цель.
— Закарпатье, конечно, не относится к группе наибольших по территории, производственному потенциалу и значимости в экономическом смысле регионам Украины. Это не Донбасс и не Кривбасс. Однако по достижениям, касающимся обеспечения безопасных условий труда, снижению травматизма мы в числе передовых,— констатирует Михаил Васильевич.— Возьмем, к примеру, итоги нашей работы в первом квартале этого года. Вот статистика: инспекторским составом проведено 797 обследований на предприятиях. Выявлено очень много нарушений нормативных актов по вопросам охраны труда. На объектах, а их было около 700, приостанавливалась работа до устранения недостатков. Оштрафованы 436 работников предприятий, в том числе — 260 руководителей. На заседаниях совета теруправления заслушаны отчеты 21 руководителя тех предприятий и организаций, где произошли случаи производственного травматизма и проводились комплексные проверки по вопросам охраны труда и промбезопасности. Кроме того, по самим таким вопиющим фактам нарушений законодательства по охране труда в органы прокуратуры направлено 14 материалов. Работаем жестко и требовательно. И как результат — снижение травматизма. Существенное.
Михаил Саварин — человек сдержанный и немногословный. Но уж если о чем-то рассказывает или поясняет что-то — конкретен в суждениях, принципиален в позиции. В чем-то даже категоричен. Ну, например: «Если несчастный случай на производстве нельзя предвидеть, то нужно сделать все, чтобы его не спровоцировать. Таким должно быть кредо руководителя». И никаких возражений! На то ты и руководитель производства, чтобы видеть, предвидеть и отвечать. Безусловно, это так.
— Знаете, нам, как госнадзорной структуре, все же удалось добиться понимания среди руководителей предприятий. Сегодня работа госинспектора на производственных объектах воспринимается если не с благодарностью, то с абсолютным желанием создать безопасные условия для работы людей. Понятно, что работодатель не враг ни себе, ни людям, но стереотип «прибыль любой ценой» все-таки сверлит ему мозги. И в конечном счете оборачивается потерями, моральным и материальным ущербом. Не так-то просто ломать стереотипы, но мы стараемся: жесткая надзорная деятельность положительно отразилась на тенденции к уменьшению уровня травматизма в регионе. Честно скажу — дается это нелегко.
Я его понимал. В стране, где многие (не побоюсь этого слова) демократию восприняли как демагогию и вседозволенность, трудно внушить истину. Каждый выбирает позицию для себя или под себя. Сколько у нас появилось различных ЧП, МП, ООО! Да я уверен, что две трети руководителей этого мелкого и среднего бизнеса далеки от правил и норм охраны труда. Что они знают? Кто ими управляет? Какую кадровую школу они прошли? А вот заниматься ими, а иногда, извините, и «нянчиться» с ними приходится госинспектору. И вот поди ж ты, убеди такого работодателя, а особенно если он «из грязи в князи», в том, что организация безопасных условий труда на производстве — его прямая обязанность, определенная законом. Попробуй втиснуть его в прокрустово ложе норм и правил!
И как бы продолжая эту мысль, Михаил Васильевич высказал свое видение организации государственного надзора в сфере промышленной безопасности и охраны труда.
— Как показывает практика, ориентация на среднестатистические показатели (увеличение количества наложенных штрафов, инспекторских проверок и т. д.) при оценке безопасности малоэффективна, если эти показатели заложены в основу деятельности инспектора. К тому же в условиях реформирования экономики, а теперь еще и в условиях экономического кризиса, это может привести к ручному их регулированию. Поэтому крайне необходимы новые подходы к формированию объективной оценки уровней промышленной безопасности.
Государственные инспекторы постепенно должны отказываться от полицейски направленного поиска нарушений едва ли не ради самоцели — достижения положительной динамики карательных показателей, а переходить к партнерским принципам сотрудничества с работодателем ради достижения дееспособности системы управления охраной труда на предприятиях — как основы профилактики. И на этом будет формироваться культура безопасности как один из важнейших приоритетов всей системы управления производством, ее эффективного функционирования.
Нужен действенный механизм выявления угроз и рискообразующих факторов, их постоянного отслеживания, разработки и реализации мероприятий, направленных на снижение и преодоление отрицательного влияния. Государственный надзор должен строиться в основном на:
инспектировании тех предприятий, на которых имеют место самые распространенные виды риска;
сосредоточении усилий на производствах, где зафиксирован высокий уровень травматизма и откуда регулярно поступают жалобы об отсутствии надлежащих условий труда;
содействии внутреннему контролю или аудиту на предприятиях, создании современной системы управления охраной труда.
Важным современным направлением деятельности органов надзора является регулирование в этой сфере — как государственное, так и техническое. Государственное регулирование должно осуществляться путем законотворчества и нормотворчества. Техническое регулирование требует пристального внимания и участия госнадзорного органа в разработке и введении технических регламентов, гармонизации национальных стандартов контроля за системой оценки соответствия продукции, оборудования и технологий в закрепленной отрасли. Возникла, и давно уже, необходимость на государственном уровне повысить имидж и статус государственного инспектора по охране труда — ведь это основная фигура в работе системы.
Такой вот монолог получился. Мы еще долго говорили и о специфике госнадзора, и о деятельности служб охраны труда на предприятиях, роль которых очень важна, но не всегда результативна, и о роли науки, которая зачастую «пасет задних» и не просчитывает шаги на перспективу. В разговоре М. Саварин показался мне органичным, откровенным и убедительным, как и подобает нормальному человеку, который не растрачивает себя на всякие мелочи,— сосредоточен на работе, собран мыслями.
А еще мы вспомнили, что в мае Михаилу Васильевичу исполняется 55 лет. Возраст, как говорится, «самое то!», в который вмещается и уже, и еще. Когда уже немало дел сделано и житейских дорог исхожено, когда уже и опыт есть, и признание. Когда уже можно сказать: «Мои года — мое богатство». Все устоялось, устроилось, обустроилось. Но... Еще «огнем горят желанья, еще в пути покоя нет, еще не раз придет отвага в свершении полезных дел!..»
Расставались мы на Мукачевском вокзале. Где-то там, в отдалении, возвышалась крепость Паланок, освященная лучами присевшего к горизонту солнца.
— Жаль, конечно, что я не побывал в замке. А то обязательно загадал бы желание. Например, чтобы Украина стала богатой и смогла выделить средства на развитие Закарпатья, чтобы не было аварий и катастроф, чтобы каждый имел достойную работу, чтобы люди не гибли на производстве. Да мало ли! Желаний много — чудес маловато.
— Ничего,— улыбнулся М. Саварин.— Все равно надо верить в чудеса, иначе они разочаруются в нас.
А потом поезд натужно потянулся вверх, в Карпаты, в горы необычайной красоты. Туда, где тишина старых карпатских кряжей, где свежий до упоенья горный воздух, наполненный запахом хвои, где местами лежал еще снег, а с проталин, неугомонно журча, сбегали ручьи. Туда, где птицы в вечерних сумерках разноголосьем провожали уходящий день.

Николай ЯКОВЕНКО, главный редактор журнала «Охрана труда»



До списку