Статьи
Принято считать, что на молокозаводах, как и на других предприятиях перерабатывающей промышленности, значительных потенциальных производственных рисков нет. Между тем аварии на отдельных подобных объектах все-таки происходят, как происходят, к сожалению, и случаи травмирования на них. Где же кроются скрытые угрозы для здоровья и жизни работников, каковы основные причины неудовлетворительного состояния промышленной безопасности и охраны труда на предприятиях отрасли? Определенное представление по этому поводу можно составить, проанализировав данные акта комплексной проверки ОАО «Черниговский молокозавод», проведенной сотрудниками местного теруправления Госгорпромнадзора вскоре после аварии оборудования и выброса аммиака в компрессорном цехе предприятия, который произошел в конце декабря прошлого года.
2_34.jpgОАО «Черниговский молокозавод» является крупнейшим молокоперерабатывающим предприятием региона. Его проектная мощность составляет 200 т в смену. Трудовой коллектив молокозавода в настоящее время насчитывает свыше 450 работников, из них 258 — женщины. Предприятие имеет линии по производству пастеризованного молока, масла, сметаны, сыра и сырных изделий, кисломолочных продуктов, мороженого. Имеются здесь также и мощности для производства технической продукции: казеина, сухого обезжиренного молока и т. п.
Целостный имущественный комплекс молокозавода состоит из главного производственного корпуса, где производится переработка молока и изготовление молочных продуктов, корпуса по производству казеина, производственных помещений различных вспомогательных служб (теплосилового цеха, компрессорной, электроцеха, складских помещений с холодильными и морозильными камерами, ремонтной мастерской, гаражей, транспортного и строительного участков).
В течение многих последних лет предприятие работает в круглосуточном режиме. Так же работает и компрессорный цех, где произошел упомянутый выброс аммиака, в результате чего был травмирован машинист холодильных установок В. Прищепа.
Кроме 10 компрессоров, на предприятии имеется немало другого оборудования повышенной опасности — 15 паровых и водогрейных котлов, 18 подъемных механизмов и сооружений, 16 сосудов, работающих под давлением, оборудование систем газоснабжения и газопользования, сварочное оборудование и т. д.
На молокозаводе разработаны и введены в действие положения о службе охраны труда, об обучении и проверке знаний по вопросам охраны труда, о проведении трехступенчатого административно-общественного контроля за охраной труда. В установленном порядке с работниками проводятся инструктажи по охране труда, осуществляется определенный контроль за техническим состоянием технологического и вспомогательного оборудования. В зависимости от производственной необходимости вопросы охраны труда рассматриваются на плановых еженедельных заседаниях у председателя правления предприятия.
Собственно на этом перечень позитивных моментов в проводимой администрацией ОАО работе по охране труда и оканчивается. Гораздо больше на молокозаводе нарушений, которые и были выявлены государственными инспекторами в ходе комплексной проверки.
Действующее на предприятии на момент проверки устаревшее положение о СУОТ не отвечало современным требованиям. Вряд ли уместно говорить о какой-либо его эффективности. В цехах основного производства эксплуатировалось технологическое оборудование, приобретенное за рубежом, без наличия заключений о его соответствии отечественным нормативно-правовым актам по охране труда.
Акционерное общество не провело всех необходимых работ для получения разрешений на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатацию оборудования повышенной опасности в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 15.10.2003 г. № 1631. Не была проведена в установленные сроки повторная паспортизация технического состояния производственных зданий и сооружений специализированной организацией. До сих пор эти здания и сооружения не закреплены приказом первого руководителя за соответствующими подразделениями.
Наличие подобного рода существенных организационных и других упущений вполне закономерно приводит к накоплению конкретных нарушений действующих норм и правил по охране труда непосредственно в структурных подразделениях, например, в том же компрессорном цехе, где уже произошел выброс аммиака. Даже после аварии проверяющим не был предоставлен расчет необходимого количества обслуживающего и ремонтного персонала аммиачной и воздушной компрессорных станций. Не предоставлены им для проверки также паспорта, инструкции по монтажу и эксплуатации маслоотделителей аммиачных компрессоров.
Непонятно, на каком основании в графики планово-предупредительных ремонтов аммиачной и воздушной компрессорных станций не включены трубопроводы, запорная арматура и вентиляционные установки. Даже для начинающего инженера не является секретом, что именно это является грубейшим нарушением всех технических условий, действующих норм и правил охраны труда. Не проводились в данном структурном подразделении в установленные сроки анализы на наличие аммиака в воде системы охлаждения. Работник цеха, занимающийся наладкой, ремонтом, диагностированием и эксплуатацией взрывозащищенных вентиляторов, не прошел соответствующей подготовки.
Журнал эксплуатации компрессоров оформлялся в подразделении кое-как и кем придется. Форма его заполнения даже приблизительно не напоминала установленную. Компрессоры № 3 и № 4 эксплуатировались с повышенной вибрацией. Отсутствовала в цехе также и однолинейная схема подключения электроустановок. Усиливает впечатление от царящего здесь безобразия факт того, что и сам начальник аммиачно-компрессорного цеха не проходил ежегодного специального обучения и проверку знаний по вопросам охраны труда. О чем далее можно говорить!?.. Хорошо, что произошедший накануне 2009 г. аварийный случай с выбросом аммиака не привел к более значительным и печальным последствиям не только для самого предприятия, но и для многих других жителей областного центра.
В ходе проверки молокозавода было выявлено немало других нарушений промышленной безопасности. Емкости для хранения молока, перегона, сметаны и сливок эксплуатировались с неисправными приборами блокировки ограждений приводов смесителей. В ряде производственных помещений не выдерживался необходимый температурный режим.
В отделе главного механика на момент проверки не было в наличии в полном объеме технологической документации на выполнение ремонтных работ основного и вспомогательного производственного оборудования. В акционерном обществе не установлены порядок, сроки проведения проверок исправности манометров, предупредительных клапанов. А ведь проведение данных операций должно быть обязательно обозначено в соответствующих инструкциях для персонала. Показания этих приборов также должны обязательно заноситься в сменный журнал. Понятно, что за подобные нарушения виновные были привлечены к ответственности. Нарушения, не требующие больших материальных затрат, устранялись в ходе самой проверки.
Масса нарушений была выявлена в котельной предприятия. В частности, персонал котельной допускался к самостоятельной работе без проведения повторных инструктажей. Инструкция оператора котельной по обслуживанию котла Е-2,5-0,9 ГМ не содержала требований в отношении аварийной остановки агрегата в случае внезапного исчезновения электрического напряжения. Неправильно были здесь составлены и не пересмотрены устаревшие инструкция для работников, ответственных за безопасную эксплуатацию котлов, ряд других инструкций. Не проводились в котельной также и метрологические поверки манометров. Отсутствовал акт на наладку и проведение испытаний предохранительных клапанов, не выдерживался порядок допуска работников внутрь котлов по нарядам-допускам во время их ремонтов. Никто не отвечал и не следил за обеспечением организации безопасной эксплуатации и ремонта трубопроводов котельной.
Ряд существенных нарушений было выявлено при проверке энергетических объектов предприятия. В удостоверениях по электробезопасности электротехнического персонала отсутствовали отметки о прохождении периодического медицинского осмотра. Электроперсонал, похоже, позабыл о необходимости ведения оперативного журнала. Сами оперативные работники, обслуживающие электроустановки, не были обеспечены пригодными к эксплуатации электрозащитными средствами. На предприятии не проводились периодические испытания и осмотры электроинструмента и вспомогательного оборудования к нему.
В инструкциях по охране труда для выполнения газоопасных работ не обозначались те конкретные работы повышенной опасности, которые должны были выполняться по нарядам-допускам в аварийном порядке. Баллоны со сжиженным газом хранились без защитных колпаков и заглушек. Четыре кислородных и два пропан-бутановых баллона, хранящиеся в помещении поста газоогневой обработки металлов, не прошли в установленные сроки технический осмотр (испытания) как сосуды, работающие под давлением.
Нарушений и недостатков, как видим, предостаточно. И все они так или иначе негативно влияют на повседневное состояние уровня охраны труда. Для того, чтобы опасность не возрастала далее, государственные инспекторы запретили и приостановили эксплуатацию 43 единиц оборудования, создававшего непосредственную угрозу для жизни и здоровья работающих. За допущенные нарушения требований нормативных актов об охране труда 6 должностных лиц и работников предприятия по итогам комплексной проверки были привлечены к административной ответственности.
Руководству ОАО «Черниговский молокозавод» был вручен акт, в котором его деятельность по созданию безопасных и безвредных условий труда признана недостаточной. Помимо этого, в акте содержался ряд конкретных мероприятий. В частности, администрации предприятия было предложено в двухмесячный срок обеспечить надлежащее функционирование СУОТ, в течение трех месяцев предложено выполнить все требования, изложенные в предписаниях, выданных в ходе комплексной проверки.
Результаты комплексной проверки были обсуждены на расширенном заседании у председателя правления акционерного общества. Были определены новые более действенные меры по повышению требовательности в отношении нарушителей законодательства об охране труда. Итоги данного совещания с анализом комплексной проверки были доведены до сведения всех руководителей структурных подразделений и инженерно-технических работников предприятия.


С. ФУРСА, главный государственный инспектор теруправления Госгорпромнадзора по Черниговской области, Вадим КОБЕЦ, наш собкор


До списку