Статьи

Image00109.jpg

Прошлый 2006 г. был объявлен Президентом Украины В. Ющенко как год реформирования жилищно-коммунального хозяйства. С этой целью были разработаны программы, запланированы мероприятия, выделены определенные ассигнования. Не миновало это и Чаплинскую райгосадминистрацию и поселковый совет, что на Херсонщине. При ежемесячном информировании облгосадминистрации о состоянии реформирования ЖКХ руководители отмечали положительные сдвиги в этом направлении.
Однако трагедия, произошедшая на Чаплинском многоотраслевом комбинате коммунальных предприятий (далее — МККП), засвидетельствовала другое: относительно улучшения состояния средств производства на комбинате не сделано ничего. А безответственность должностных лиц стала причиной смерти троих рабочих и повреждения здоровья еще 14.

Из-за аварии на трансформаторной подстанции, которая расположена на территории Чаплинского МККП, произошло отключение канализационной насосной станции (КНС) от электроснабжения. Поскольку дизельная электростанция мощностью 100 кВт, которая и предназначена для обеспечения электроэнергией в таких случаях, была в неисправном состоянии, а распределительная стена между приемным отделением и машинным залом КНС пропускала стоки в машинный зал, руководство комбината приняло решение временно демонтировать двигатель основного насоса, чтобы его не затопило стоками. Кстати, КНС диаметром 8 м и глубиной 7 м согласно проекту должна быть обеспечена двумя вертикальными насосами, но без какого-либо проектного решения эти насосы в процессе эксплуатации были заменены на горизонтальные. В приемном отделении размещался корпус вентилятора, который уже давно не работал и был почти разрушен коррозией. В верхнем помещении КНС установлен вытяжной вентилятор, но горизонтальная часть всасывающего патрубка разрушена и имела многочисленные отверстия, возникшие в результате коррозии. Воздухопроводы вентиляционной системы вообще отсутствовали. В таких условиях и был демонтирован двигатель основного насоса, а канализационные стоки дренажным насосом откачивались на поверхность в ливневый канал.
31 июля, когда была отремонтирована трансформаторная подстанция, руководство Чаплинского МККП приняло решение установить демонтированное оборудование и возобновить роботу КНС за постоянной схемой. Для этого начальник цеха водоканала Л. Березовская поставила задачу бригаде в составе слесарей, машиниста КНС и экскаваторщика смонтировать и подключить оборудование. Не забыла перед этим провести под расписку целевой инструктаж по охране труда. К началу работ была даже включена вентиляция.
Перед тем, как установить двигатель, бригадир слесарей А. Кузин решил снизить уровень стоков в приемном отделении, чтобы не допустить затопления смонтированного электродвигателя. Для этого он вместе с экскаваторщиком П. Иващенко, надев противогазы, использование которых не соответствовало имеющимся условиям, спустились вниз машинного отделения для открытия задвижки на всасывающем трубопроводе, чтобы через неработающий резервный насос слить стоки в дренажный приямок, из которого потом их откачают на поверхность. Остальные рабочие оставались в помещении КНС на средней и верхней площадках, а также на лестнице между нижней и средней площадками и наблюдали за работающими внизу.
В связи с тем, что КНС 10 дней не работала и погода была очень жаркой, в грабельном помещении происходило разложение органических веществ с образованием клоачного газа, который при открытии задвижки вместе со стоками начал поступать в помещение машинного зала.
Наша справка: Клоачный газ — смесь газов, которые образуются при гниении серосодержащих органических веществ в канализационных сетях, выгребных и сточных ямах, в грязелечебницах, компонентом которого является сероводород. Это сильный яд, от действия которого при концентрации выше 1000 мг/м3 в результате остановки дыхания у человека мгновенно наступает смерть. Раздражает дыхательные пути и глаза. При остром отравлении возникают судороги, потеря сознания, остановка дыхания. Другие составляющие клоачного газа: метилмеркаптан, этилмеркаптан, диметилсульфид — также вызывают потерю сознания, судороги, паралич бронхов.
А. Кузин дал команду членам бригады немедленно подняться по лестнице наверх, но в это время произошел залповый выброс газа, и П. Иващенко, который лишь только подошел к лестнице, потерял сознание. Когда бригадир сделал попытку помочь П. Иващенко, трое рабочих, которые стояли на лестнице, тоже потеряли сознание и сползли вниз. Поняв, что сам не справится со спасением потерявших сознание рабочих, А. Кузин поднялся по лестнице, позвал на помощь и снова, надев шланговый противогаз, спустился на нижнюю площадку. Услышав крики о помощи, начальник цеха Л. Березовская не организовала спасение потерпевших, а во всех собравшихся в то время на КНС людей быстрее сработали ноги, а не здравый смысл. Люди без противогазов, страховочных веревок спускались вниз, прыгали в стоки, подтягивали потерявших сознание рабочих к лестнице, перевязывали их веревками и вытягивали на поверхность.
Трое рабочих (А. Рева, Г. Лобур, С. Сидоренко) умерли, еще 14 человек отравились клоачным газом и попали в районную больницу. Большинство из них через 3—5 дней вернулись на рабочие места, двое вследствие имевшихся побочных заболеваний лечились более продолжительный срок. Анализ крови умерших показал, что двое из них были в состоянии опьянения средней и легкой степени.
Учитывая последствия несчастного случая, комиссию по специальному расследованию возглавил начальник теруправления Госгорпромнадзора по Херсонской области Е. Омельченко. По результатам расследования установлены такие причины несчастного случая:
неудовлетворительное техническое состояние производственных объектов;
невыполнение должностных обязанностей начальником цеха, главным инженером и начальником Чаплинского МККП;
невыполнение требований инструкций по охране труда;
неиспользование СИЗ из-за их отсутствия;
выполнение работ с применением неисправных средств коллективной защиты;
привлечение к работе работников не по специальности;
неудовлетворительное функционирование и несовершенство СУОТ;
алкогольное опьянение части потерпевших.
Произошедший несчастный случай имеет тяжелые последствия, жены стали вдовами, четверо сыновей потеряли отцов. Сказать, что такая трагедия произошла на Херсонщине впервые, нельзя. Почти аналогичные случаи, и также со смертельным исходом, уже случались в Новотроицке (в 2006 г. погибло два человека), в Бериславе и Каланчаке. Почему районная и поселковая власть не обращают внимания на то, что износ основных средств коммунального предприятия уже давно достиг 100%, что условия труда работающих ужасные? Оборудование и техника на предприятии не обновляется, как будто все забыли, что МККП предоставляет жилищно-коммунальные услуги населению, чтобы его условия жизни были лучшими и цивилизованными. Почему-то все забыли или и не читали ст. 35 Закона «Об охране труда», в которой записано: «Исполнительные органы поселковых... советов обеспечивают надлежащее содержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства... находящиеся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, соблюдения требований по охране труда работников, занятых на этих объектах».
Относительно кадров, то здесь тоже есть над чем задуматься. Кто и по каким критериям подбирал работников МККП? Главный инженер С. Фокша работает на предприятии 4 месяца, по специальности он — зоотехник. Согласно должностной инструкции он «организовывает выполнение работ повышенной опасности и утверждает наряды-допуски на выполнение работ повышенной опасности». Он должен также осуществлять контроль за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, не допускать использования материалов, средств производства и защиты, не отвечающих техническим условиям. То есть, именно на него возложены обязанности инженера по охране труда. Если говорить о других работниках предприятия, то погибший А. Рева проработал на предприятии и по профессии 29 дней, Г. Лобур (погиб) всего проработал на МККП 6 месяцев, а по профессии 4 дня, С. Сидоренко (погиб) имел стаж работы на предприятии 4 месяца. Пять других потерпевших имели стаж работы на предприятии по профессии от 4 дней до 7 месяцев. Конечно, за такой период провести инструктаж работникам возможно (главное, чтобы расписались), но научить безопасным методам труда невозможно. Если раньше на коммунальных предприятиях проводились практические занятия, на которых отрабатывались различные чрезвычайные ситуации, то сегодня проводится только теоретическое обучение, а усваивается, конечно, только небольшой процент изложенного материала.
По результатам расследования группового несчастного случая глава Херсонской облгосадминистрации Б. Силенков дал поручение председателям райгосадминистраций, руководителям горисполкомов провести проверку выполнения газоопасных работ, действия персонала по предупреждению аварий на насосных станциях, наличия и применения СИЗ, готовности предприятий проводить контроль газовоздушной среды в закрытых, газоопасных сооружениях. Чаплинскому поселковому совету предложено провести внеочередную сессию по вопросу выделения средств на разработку документации по реконструкции КНС комбината, что позволит предусмотреть выделение в 2008 г. субвенции из государственного бюджета на ликвидацию аварийно-опасных объектов в сумме 1,5 млн. грн. Состояние выполнения запланированных мероприятий и поручения председателя облгосадминистрации постоянно рассматривается на совещаниях в теруправлении Госгорпромнадзора по Херсонской области, запланировано заседание коллегии Госгорпромнадзора по данному вопросу.
Привлечены к административной ответственности заместитель Чаплинского поселкового председателя И. Выпирайло, начальник Чаплинского МККП В. Максименко, начальник цеха водоканала Л. Березовская, главный инженер С. Фокша и другие работники коммунального предприятия. Материалы расследования направлены в прокуратуру для открытия уголовного дела.
Государственная инспекция промышленной безопасности и охраны труда в нефтегазовом комплексе, энергетике и машиностроении теруправления Госгорпромнадзора по Херсонской области запретила эксплуатацию КНС до проведения необходимых аварийно-восстановительных работ, а стоки продолжают накапливаться в открытом канализационном желобе практически в центре поселка. И при таком положении, кроме неприятного запаха, не дай Бог, вероятно возникновение еще одной чрезвычайной ситуации.


Сергей КОЛЕСНИК,
наш собкор



До списку