Статьи

Б. Галушко в органах государственного надзора за охраной труда и промышленной безопасностью — человек не новый. На должности начальника теруправления Госгорпромнадзора по Полтавской области находится более года. В разговоре с ним наш собственный корреспондент Леонид БЕЗУГЛЫЙ выяснял, как на Полтавщине воплощается государственная политика в сфере охраны труда.

— Борис Павлович, ежедневно внимание работников теруправления приковано к десяткам проблем. Но какие из них Вы выделяете как самые важные?

Image00004.jpg
— Сквозная проблема, которая отражает обеспокоенность Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору,— отношение работодателя к вопросам охраны труда. Это основа, это корень, из которого произрастают ежегодные статистические данные травматизма на производстве. К сожалению, эти данные — неутешительны. Когда начинаешь анализировать то, что произошло, видишь: в большинстве случаев беды могло не произойти. Я ниже остановлюсь на проблемах предприятий, где в производство привлечено небольшое количество людей. А вот как быть с предприятиями, где задействованы сотни людей? Там, пускай не часто, как хотелось бы, но бывает инспектор по надзору за охраной труда, там действует СУОТ, есть обученный контингент руководителей и рабочих. Однако начало 2007 г. принесло непоправимые беды. Погибли рабочие на государственном предприятии «Кварц», в ООО «Нерудстройматериалы». В первом случае дежурный электрослесарь, находившийся на опоре электропередачи, упал с ней на 40-метровую глубину в карьер. Во втором — двое рабочих, которые обслуживали ковш экскаватора, упали с рабочей платформой автоподъемника, получив травмы, один из них — смертельную.


— И вызвали их так называемые организационные причины?


— На первый взгляд — да. Бесспорно! Но идем дальше: кто же их, эти организационные причины, создал — осознанно или неосознанно? В процессе расследования несчастных случаев мы присмотрелись ближе к руководителям служб охраны труда тех предприятий, а также к профессиональному уровню руководителей среднего звена. И выяснилось, что охраной труда занимаются люди, которым или дали «доработать», или они не смогли зарекомендовать себя на предыдущей должности. Но сами они этих должностей не занимают. Когда руководитель приглашает на работу, простите, бездарь, неудачника или человека, который не знает этого дела, как в таких обстоятельствах обеспечивать реализацию провозглашенной Комитетом концепции на взаимодействие инспекторского состава и персонала соответствующих служб на предприятиях? Ведь (чего греха таить!) дело мы действительно имели с должностными лицами, которые не понимали своих обязанностей. Это парадокс, но факт. Поэтому пошли на прямой разговор с руководителями предприятий Г. Федотовым и П. Горбом: «Нужны серьезные кадровые изменения!» И убеждали в этом не силой эмоциональных выражений. Когда случается несчастье, то всегда находятся деньги на лечение потерпевших, всевозможную материальную помощь и т. д. Не лучше ли эти немалые суммы израсходовать на профилактику — качественное обучение, обмен опытом, на улучшение бытовых условий, приобретение СИЗ? Тем более, что имеем наглядный пример такого подхода на государственном предприятии «Управление промышленных предприятий «Укрзализныци» «Крюковское карьероуправление». И там директор А. Ромашко — человек открытый, готовый поделиться опытом. На предприятии внедрены современные стандарты управления, надежно действует система нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности, трехступенчатая система административно-общественного контроля за состоянием охраны труда.


— Но даже на рекомендации и советы специалистов, не секрет, реакция бывает разной...


— В указанных случаях руководители действительно подтвердили, что без взаимодействия с теруправлением Госгорпромнадзора движения вперед не будет. И преобразования там произошли, как говорится, на глазах. Скажем, на том же «Кварце» люди имеют прекрасные бытовые условия. В помещениях сделан евроремонт, работают раздевалки, столовая, душевые. Хороший медицинский центр. В ОАО «Нерудстройматериалы» охраной труда занимаются новые люди — профессионалы. Уже разработаны и утверждены новое положение о службе охраны труда, коллективный договор. Для 554 человек, которые принимают участие в производственном процессе (из них 95 — женщины, 22 — инвалиды), приобретены все необходимы средства защиты. Электромонтеры используют автоподъемник. Только в первом полугодии 2007 г. на мероприятия по охране труда в обществе израсходованы 183 тыс. грн. (в течение 2006 г.— всего 250 тыс. грн.). Повысилась дисциплина труда. Собственники предприятия вложили в модернизацию производства 15 млн. грн. А это оправданный путь к улучшению условий труда.
Понятно, что именно на такое сотрудничество производственников и государственных инспекторов мы рассчитываем. И ориентируемся. Но, конечно, чтобы толчком к этому не становились несчастные случаи.
Я убежден, что не только нам, но и коллегам из других областей прекрасно работается с людьми, которые смотрят вперед. На Полтавщине именно такие руководители возглавляют ОАО «Кременчугский колесный завод», «Кременчугское автосборочное предприятие».


— Однако на этом фоне есть и другой уровень предприятий. Хуже. Там что, просто игнорируют современные требования к охране труда?


— Я так категорически вопрос не ставил бы. Но, безусловно, подобное случается. Чтобы остановить волну смертельного травматизма на предприятиях нерудной промышленности, мы, ориентируясь на требования Комитета, ввели там особый режим надзора за состоянием охраны труда. Инспекторскому составу пришлось изменить графики отпусков, уплотнить рабочее время. В июле—августе мы провели комплексные проверки не только на уже упомянутых предприятиях нерудной промышленности, но и на государственном предприятии «Управление промышленных предприятий «Укрзализныци» «Редутское карьероуправление», ООО «Диорит», ОАО «Рыжевский гранитный карьер». В актах проверок уже в который раз приходится указывать, что составленный на предприятиях перечень работ повышенной опасности не соответствует требованиям действующих нормативно-правовых актов по охране труда. Журналы регистрации инструктажей по вопросам охраны труда в подразделениях ведутся с нарушениями, служба охраны труда не использует предоставленные права по приостановке работы производств, участков, машин, механизмов, оборудования, которые представляют угрозу жизни или здоровью работающих и др. Почему вместо того, чтобы контролировать, как соблюдаются положения Закона «Об охране труда», в частности ст. 13, мы вынуждены подменять инженера по охране труда предприятия? Нерационально и неоправданно! Но коль уж дело до этого дошло, тогда другого пути, как делать выводы, не остается. Поэтому по представлению руководства теруправления и. о. начальник горного цеха ООО «Нерудстройматериалы» И. Титаренко уволен с предприятия, и. о. механика этого же подразделения М. Церковный освобожден от занимаемой должности. Наказаны также несколько других работников.
Создается впечатление, что на самих предприятиях у людей, наделенных серьезными полномочиями, не хватает последовательности и твердости при принятии решений, чтобы все поставить на свои места.


— Вы о той же нерудной отрасли?


— Да не только. Есть еще агропромышленный комплекс. И есть такие известные районы нашей области, как Карловский, Кобелякский, Хорольский, где очень высокий уровень травматизма. Там запланированы и проводятся комплексные проверки состояния охраны труда. Задействуем в этой работе лучшие силы. Но если вопрос решать путем только составления актов проверки, административных наказаний — просто будем топтаться на месте. А мы должны быть уверенными, иметь, если хотите, гарантии, что сельхозпредприятие реформируется не только структурно и численно. Сейчас выходим на уровень такого сотрудничества: теруправление — райгосадминистрация, районный, а также поселковый и сельские советы. И дело не только в наличии на их территории массы мелких хозяйств. Сейчас у нас огромный объем работ по газификации. К тому же все коммунальные предприятия находятся в подчинении местных советов. Все эти детсады, библиотеки, дома культуры газифицированы. А ответственных за это сложное и опасное хозяйство нет. Поэтому работаем с руководителями органов власти всех уровней: «Нужен человек, который занимался бы этим вопросом». К сожалению, очень часто приходится слышать в ответ: «Нет средств, финансирование — ограничено!» И, конечно же, выходим с проблемой на уровень облгосадминистрации, где последовательно сотрудничаем с областным советом по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.
Сегодня чрезвычайно важной является задача: возобновить разорванную цепочку — создать должность специалиста по охране труда на уровне райгосадминистрации. Поскольку у первых лиц района дел — огромное количество, и до охраны труда руки, как правило, не доходят. И первое лицо района по этому поводу даже не получает хотя бы приблизительной информации. Мы же надеемся в этом плане на понимание проблемы и поддержку со стороны областной власти. А это — серьезный шаг к ее решению!

Фото Л. БЕЗУГЛОГО



До списку