Статьи

Директор ЗАО «Запорожский завод железобетонных шпал» получил предписание от главного государственного инспектора Запорожской государственной инспекции промышленной безопасности и охраны труда в машиностроении, строительстве и энергетике В. Алхимова с требованием провести повторное расследование несчастного случая, произошедшего 4 марта 2008 г. со слесарем контрольно-измерительных приборов и автоматики (далее — КИПиА) А. Шульгой.

Комиссия предприятия в результате необъективно проведенного расследования несчастного случая безосновательно обвинила потерпевшего в нарушении нормативных актов по охране труда. Это не случайность, ведь в состав комиссии, вопреки требованиям п. 11 Порядка расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, вошел руководитель работ (начальник энергосилового цеха), который непосредственно отвечает за состояние охраны труда на рабочем месте, где произошел несчастный случай.
В теруправление Госгорпромнадзора по Запорожской области был направлен акт по форме Н-1 с многочисленными нарушениями Порядка: на акте не было печати предприятия, не в полном объеме сделано описание произошедших событий и работ, которые выполнялись с начала смены до наступления несчастного случая, с указанием руководителя работ, его распоряжений, действий потерпевшего и других лиц, причастных к наступлению несчастного случая. Отсутствовало последовательное изложение событий с указанием опасных и вредных производственных факторов, влиявших на потерпевшего, перечень машин, инструментов, оборудования, эксплуатация которых привела к несчастному случаю, опасных условий и опасных действий потерпевшего.
Действительно, на территории формовочного цеха в распределительно-силовом пульте (далее — РСП-14) на месте несчастного случая опасным фактором был повышенный уровень напряжения в электрических сетях, при замыкании которых через тело человека может пройти электрический ток.
Из объяснительных записок потерпевшего и свидетелей следует, что в тот день утром А. Шульга получил от начальника энергосилового цеха устное задание перенести кабели питания контрольно-измерительных приборов с одной стороны пропарочной камеры на другую, в металлический лоток. После переноса кабелей выяснилось, что металлический лоток нужно обрезать ручным электрифицированным инструментом. Поблизости розетки напряжением 220 В не оказалось, электрощиток КИПиА был отключен. А. Шульга решил самостоятельно подключить электроудлинитель в РСП-14. Сначала он при помощи пассатижей присоединил один провод к «нулю», а потом стал присоединять второй провод. В этот момент на токопроводящей части произошло короткое замыкание, и пламя вольтовой дуги стало причиной тяжелых ожогов тела и роговицы глаз слесаря.
Комиссия по расследованию несчастного случая не обратила внимания на технические и организационные причины несчастного случая, а именно: двери электрошкафа РСП-14 не были закрыты, не было назначено лицо, ответственное за безопасное ведение работ, не оформлено распоряжение об их проведении, не выполнена подготовка рабочего места, не был оформлен допуск к работе, отсутствовал надзор во время выполнения работ, не был определен порядок безопасного выполнения работ.
Начальник энергосилового цеха не выполнил своих должностных обязанностей — не были созданы безопасные и благоприятные условия во время выполнения работ, контроль за соблюдением правил по охране труда рабочими подразделения не осуществлялся.
Следовательно, комиссия проигнорировала факт многочисленных нарушений требований нормативно-правовых актов по охране труда, приведших к несчастному случаю, из-за чего он был признан не связанным с выполнением трудовых (должностных) обязанностей.
«Часто причиной несчастных случаев, по мнению работодателей, является неосторожность потерпевшего, поэтому особого внимания требует качество расследования. Конечно, выгоднее найти общую причину, свалив основную вину на потерпевшего, определить его ответственность, чтобы не признавать вины должностных лиц, которые сами допустили нарушение»,— отметил начальник теруправления Госгорпромнадзора по Запорожской области Ф. Мержев на последнем заседании областного совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения.
В этой ситуации вызывает удивление, почему представитель Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, как член комиссии, не использовал в полной мере своих полномочий и не способствовал выявлению действительных причин произошедшего. Ведь именно участие в разработке профилактических мероприятий и контроль за их проведением на предприятиях-страхователях, внесение предложений о повышении безопасности производства — основная задача страховых экспертов по охране труда. А кое-где они действуют наоборот, защищая корпоративные интересы своего ведомства.

Пресс-служба теруправления Госгорпромнадзора
по Запорожской области



До списку