Статьи

Вопросы создания безопасных условий труда, профилактики производственного травматизма и профзаболеваний были и есть важными и актуальными на любом предприятии. Острота их обуславливается эксплуатацией крайне устаревших и изношенных основных фондов, недостаточным вниманием к их обновлению при формировании государственной политики инвестирования перспективных программ развития.
Несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание из ничего не возникают. Это происшествие, которое проходит последовательные стадии, характеризирующиеся переходом от нормального состояния производственной системы к кризисному или недостаточной управляемостью производственными процессами.

Анализ производственного травматизма свидетельствует, что преобладающее большинство несчастных случаев возникает вследствие организационных причин, среди которых на первом месте стоят нарушения требований инструкций, правил эксплуатации, а устранение их не требует значительных затрат. Следовательно, нужно менять отношение к безопасности труда как со стороны работодателей, так и со стороны работников.
Основной задачей работодателя согласно ст. 13 Закона «Об охране труда» является создание безопасных условий труда, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. В такой ситуации важно правильно оценить риски, которые есть на конкретном производстве, и принять необходимые меры по их предупреждению или уменьшению. Вся профилактическая работа должна быть направлена на первоочередное решение как раз этой задачи.
Не менее важным фактором предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний является личное осознание своей роли работающим в процессе выполнения работ. Ст. 14 Закона «Об охране труда» четко определяет обязанности работника по соблюдению требований нормативно-правовых актов по охране труда. На законодательном уровне определено, что работник обязан:
заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время нахождения на территории предприятия;
знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;
проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры. Причем Закон акцентирует внимание на том, что работник несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований.
Все эти требования должны быть внесены в должностные инструкции, в инструкции по охране труда для каждой профессии и вида работ.
В сознании каждого работающего нужно выработать понимание, что нарушение требований нормативно-правовых актов по охране труда — это прямой путь к производственной травме или профессиональному заболеванию, и за это он будет наказан. В связи с этим содержание нормативных документов предприятия должно быть максимально детализировано и конкретизировано, поскольку они являются основными документами во время расследования несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний.
Нормативная база по вопросам охраны труда постоянно обновляется, и при этом, на наш взгляд, нередко создается ситуация, когда определенные положения нормативных актов вступают в противоречия.
Пункт 7 ст. 40 КЗоТ предусматривает право расторжения трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа в случае появления работника на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
К сожалению, в украинском законодательстве до сих пор не существует порядка отстранения от работы работника, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Для принятия решения суда акт, который подписали три человека, об отстранении работника от работы не является документом для непризнания связи несчастного случая с производством. Эта проблема несколько лет тому назад поднималась на страницах журнала, но, как говорят, воз и ныне там.
Пункт 18 Порядка расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве предусматривает, что не признаются связанными с производством несчастные случаи, произошедшие с работниками вследствие отравления алкоголем, наркотическими средствами, токсичными веществами, если до несчастного случая потерпевший был отстранен от работы в соответствии с требованиями правил внутреннего распорядка или коллективного договора, в случае подтверждения соответствующим медицинским заключением алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не обусловленного производственным процессом, что стало основной причиной нечастного случая при отсутствии технических или организационных причин его наступления.
На наш взгляд, такие предостережения не отвечают законодательным нормам. Уже появление на работе или прием в рабочее время алкоголя, токсичных или наркотических веществ (см. ст. 40 КЗоТ) является серьезным нарушением трудового законодательства, за что работник может быть уволен с работы, а если с ним в таком состоянии произошел несчастный случай, то ни о какой связи его с производством не должно быть и речи. Случай должен признаваться нестраховым, и листок нетрудоспособности не подлежит к оплате. В ОАО «Сумыхимпром», к сожалению, был несчастный случай, когда электромонтер на рабочем месте принял наркотики и, находясь в состоянии наркотического опьянения, производил не присущие для здорового человека действия, вследствие чего был смертельно травмирован. Этот случай был расследован в установленном порядке, и он в соответствии с Порядком расследования признан связанным с производством в связи с тем, что потерпевшего не успели отстранить от работы.
В этом же п. 18 Порядка не признаются связанными с производством несчастные случаи, произошедшие с работниками при совершении ими преступления, которое установлено обвинительным приговором суда. А если несчастный случай произошел при попытке кражи имущества предприятия и потерпевший не успел вынести краденное? Кто в таком случае вынесет обвинительный приговор? На что опираться комиссии, чтобы не связать этот случай с производством?
В ОАО был несчастный случай, когда при попытке кражи нержавеющего металла работник упал с высоты 12 м. Но, как говорится, родился в рубашке, падение смягчил газоход, на который он упал, получив при этом ушиб внутренних органов. Мы в письменной форме обращались в органы милиции. Но там ответили, что работник только сделал попытку украсть материальные ценности, поэтому на него уголовное дело заведено не будет, и поэтому никакого приговора суда предприятие не получит.
Таких несоответствий в Порядке и других нормативных документах много. Но, на наш взгляд, в них не раскрыт самый главный вопрос: если работнику были выданы средства индивидуальной защиты, он обучен безопасным приемам труда и проинструктирован, то есть все «бумаги» в порядке и он нарушил требования безопасности труда, то почему при наступлении несчастного случая обязательно нужно искать ответственных за несчастный случай среди должностных лиц, начиная с мастера, аж до начальника цеха? Почему со времен СССР у нас до сих пор действует круговая порука? Были времена, когда вину потерпевшего в акте расследования несчастного случая ни в коем случае нельзя было указывать, мол, он и так уже наказан. Может, хватит играть в воспитателей и следует осознать, что безопасность труда в первую очередь находится в руках самого работника. От него прежде всего зависит, придет ли он домой целым и невредимым или нет. Бог создал человека без запчастей — об этом исполнителю работ следует помнить всегда.

М. СТЕПАНЕНКО, начальник службы по охране труда и гражданской обороне, А. ГРЕБЕНЮК, начальник отдела охраны труда (ОАО «Сумыхимпром»)



До списку