Статьи

В управлении исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Одесской области создана служба страховых экспертов по охране труда. На 1 января 2009 г. она насчитывала 27 работников.
4_41.jpgКак работали страховые эксперты в течение прошлого года? Что нужно для того, чтобы повысить эффективность их работы? Об этом размышляет начальник отдела организации профилактики несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — главный эксперт по охране труда областного управления исполнительной дирекции Фонда Г. КОЗЕРАЦКИЙ.

По состоянию на 1 января 2009 г. в рабочих органах Фонда области состояло на учете 63 619 предприятий-страхователей, количество работающих на которых — 710 218 человек.
В прошлом году в области было зарегистрировано 498 несчастных случаев, во время которых пострадали 517 человек, в том числе 115 — со смертельным исходом. Зарегистрировано также 12 профзаболеваний.
Из общего количества несчастных случаев страховыми признаны 324 (пострадали 328 человек, в т. ч. 23 — погибли).
В 2008 г. по сравнению с 2007 г. количество несчастных случаев на производстве уменьшилось на 68 (12%), в том числе со смертельным исходом — на 3 случая (2,5%), количество страховых несчастных случаев — на 62 (16%), в том числе со смертельным исходом — на 4 (14,8%). Количество профессиональных заболеваний увеличилось на 2 случая (20%).
В целях снижения уровня травматизма на производстве и профессиональных заболеваний служба страховых экспертов по охране труда в 2008 г. провела 1816 проверок состояния профилактической работы. Было выявлено 16 369 нарушений законодательства об охране труда. Материалы о проведенных работодателями во исполнение внесенных представлений мероприятиях сосредоточиваются в отделениях Фонда, каждый страховой эксперт осуществляет контроль за выполнением своих представлений.
В случаях, когда собственник игнорирует выполнение представления, рабочие органы Фонда информируют органы государственного надзора за охраной труда, вносят им предложения по привлечению к ответственности таких руководителей. В 2008 г. было направлено 17 представлений.
Кроме того, рабочие органы Фонда информируют органы прокуратуры о каждом несчастном случае на производстве, который не подлежит специальному расследованию, и профессиональном заболевании, если вина за их наступление частично либо полностью возлагается на должностных лиц предприятий, учреждений или организаций.
Среди многих проблем, возникающих сегодня в обществе, есть одна, которая требует немедленного решения. Проанализировав ситуацию, сложившуюся на рынке труда в области, можно утверждать, что значительная часть экономически активного населения региона (а это приблизительно 300 тыс. человек) нигде не работает и не охвачена вниманием соответствующих государственных служб.
Как показывает практика, большое количество таких лиц работает на предприятиях без документального оформления трудовых отношений с работодателем. Кроме того, в последнее время среди работодателей распространилась практика заключения с исполнителем работ гражданско-правовых договоров подряда, предусматривающих их выполнение на свой риск.
Пользуясь тем, что действующее трудовое законодательство Украины устарело и не отвечает реалиям сегодняшнего дня, работодатель заставляет людей, которых нанимает на работу, соглашаться на его условия. Сложившаяся ситуация на рынке труда в результате финансово-экономического кризиса, начавшегося в Украине осенью 2008 г., еще больше ухудшила положение человека труда. Об этом свидетельствуют хотя бы такие случаи, когда работник, получив травму на производстве, поддавшись на уговоры, а иногда и угрозы работодателя, соглашается не разглашать факт несчастного случая, а попав в больницу, утверждает, что он травмировался в быту. Таким образом работники сами лишают себя права на социальную защиту, гарантированную им Конституцией Украины, поскольку законодательство о труде и установленные им гарантии распространяются только на лиц, заключивших трудовой договор.
Особенно это актуально тогда, когда с таким человеком происходит несчастный случай. Члены комиссии по расследованию несчастного случая вынуждены тратить время на выяснение характера трудовых отношений между потерпевшим и работодателем, что, в свою очередь, существенно сказывается на его квалифицировании. В том случае, когда комиссия приходит к выводу, что трудовые отношения имеют признаки договора подряда, и на этом основании не связывают его с производством, потерпевший начинает обращаться с жалобами в разные инстанции.
В соответствии со ст. 24 Кодекса законов о труде Украины трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Эта же статья определяет случаи, когда соблюдение письменной формы является обязательным. Из этого следует, что использование наемного труда без документального оформления трудовых отношений с работником является законным только в случаях, когда закон не требует такого оформления.
Следовательно, можно сделать вывод, что все случаи использования наемного труда без документального оформления являются законными, а это сотни тысяч людей, которые будут вступать в такие трудовые отношения.
Если исходить из вышеуказанной нормы законодательства о труде, мы получим ситуацию, когда граждане, не уплатив ни одной копейки в целевые фонды социального страхования, государственный бюджет, получают право на соответствующие льготы и выплаты от этих учреждений, что в конце концов приведет к их опустошению. В случае непринятия немедленных мер по пересмотру соответствующих норм ст. 24 КЗоТ может сложиться ситуация, которая сделает невозможным выполнение государством социальных обязательств, которые оно взяло на себя, что в свою очередь может привести к обнищанию незащищенных слоев населения и социальному взрыву.
Сегодня необходимо объединить усилия всех социальных партнеров для того, чтобы в действующее законодательство были внесены определенные изменения. В частности, нужно изъять из ст. 24 КЗоТ такую противоречивую норму, как: «Трудовой договор считается заключенным и тогда, когда приказ или распоряжение не были изданы, но работник фактически был допущен к работе». Кроме того, было бы целесообразным ввести уголовную ответственность за использование труда наемных работников юридическими и физическими лицами-предпринимателями без документального оформления с ними трудовых отношений.
Страховые эксперты по охране труда управления Фонда в Одесской области проводят разъяснительную работу, в частности по вышеуказанным вопросам, среди страхователей и застрахованных лиц во время посещения предприятий, путем проведения совещаний и семинаров. В 2008 г. было организовано 108 публикаций на страницах местных газет, 67 выступлений по радио и на телевидении, эксперты приняли участие в работе 171 совещания и 33 семинаров. Также проведено 23 заседания круглых столов, на которых рассматривались вопросы состояния охраны труда и социального страхования от несчастных случаев на производстве, при участии представителей местных органов власти, руководителей и работников, решающих вопросы охраны труда предприятий, хозяйств и организаций, профсоюзов и средств массовой информации. В помощь руководителям и специалистам по вопросам охраны труда предприятий страховые эксперты распространили 89 тыс. нормативных актов, памяток, листовок и другой специальной литературы.
За средства Фонда было изготовлено и распространено среди предприятий-страхователей 1200 информационно-предупреждающих знаков, 30 учебно-информационных стендов с инструктивными материалами, 300 знаков информационно-пропагандистского направления по вопросам охраны труда и социального страхования от несчастного случая на общую сумму 150 тыс. грн. С каждым годом увеличивается количество специалистов, повысивших свою квалификацию по вопросам охраны труда за счет Фонда социального страхования. Если в 2005 г. было проведено обучение 168 специалистов на общую сумму 39,3 тыс. грн., то в 2008 г.— 654 специалистов на общую сумму 149,642 тыс. грн.
В 2008 г. страховые эксперты провели с работодателями и застрахованными более 2 тыс. консультаций, в том числе — консультации и разъяснения по разработке и реализации ими эффективной системы управления охраной труда. Они приняли участие в разработке и внедрении СУОТ на 145 предприятиях. По каждому отделению Фонда определены базовые предприятия, на которых действует СУОТ или происходит ее внедрение. Опыт их работы используется на других предприятиях.
Изучается также негативный опыт. Например, по нашему предложению на заседаниях районного совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения в I и III квартале 2008 г. были заслушаны отчеты руководителей СОАО «Украина», ООО «Виктас», СПК «Нива», где полностью запущена работа по охране труда.
Страховые эксперты принимали участие в комплексных проверках 18 предприятий, организованных областным теруправлением Госгорпромнадзора. По результатам проверок на заседании совета теруправления заслушивались отчеты руководителей предприятий.
Управление Фонда создало веб-сайт, на котором регулярно освещает свою деятельность и предоставляет информационные услуги гражданам.
Вместе с тем для улучшения качества профилактической работы по охране труда, выполнения других уставных функций и обязанностей Фонда необходимо выполнить ряд мероприятий.
Учитывая несовершенство и противоречивость действующего законодательства, было бы целесообразно поручить соответствующим специалистам исполнительной дирекции Фонда проводить мониторинг проблем, возникающих при расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а пути их решения освещать в СМИ. Это позволит определить самые наболевшие проблемы, а предложения по их решению — выносить на рассмотрение правления Фонда.
Очень остро стоит вопрос об оперативности прибытия экспертов на место совершения несчастного случая. Если эксперт несвоевременно прибывает на место происшествия, то у работодателя появляется дополнительная возможность для подготовки всех нужных документов, он также может «обработать» свидетелей в выгодном для себя направлении, должным образом «подать» место несчастного случая. Это существенно влияет на определение причин и обстоятельств, при которых произошел несчастный случай, лиц, допустивших нарушения и, наконец, на квалифицирование несчастного случая. Особенно это касается сельских районов области, где транспортное сообщение между населенными пунктами нерегулярное или его нет вообще. Пути решения этой проблемы видятся в обеспечении страховых экспертов деньгами на командировки, автомобилями и топливом для них.
Еще одна проблема — количество штатных единиц страховых экспертов в отделениях Фонда. Сегодня некоторые эксперты вынуждены обслуживать по три района области, расположенные на значительном расстоянии друг от друга. О какой оперативности и о каком качестве профилактической работы здесь можно говорить? Для решения этой проблемы нужно провести соответствующие расчеты о нагрузке на одного страхового эксперта (с учетом всех задач, решение которых на него возложено) и, исходя из этого, рассмотреть вопрос об увеличении количества штатных единиц.
Одним из путей решения этого вопроса могло бы стать проведение реорганизации службы страховых экспертов. С этой целью их следует вывести из состава районных отделений и подчинить отделу организации профилактики несчастных случаев на производстве и профзаболеваний управления исполнительной дирекции Фонда, а в отдаленных районах области создать отдельные участки с непосредственным подчинением их главному страховому эксперту по охране труда. Это позволит, во-первых, стопроцентно сосредоточить усилия страховых экспертов на решении поставленных перед ними задач; во-вторых, оперативно реагировать на все несчастные случаи и улучшить качество их расследования; в-третьих, улучшить качество ведения учета несчастных случаев и профзаболеваний, подготовки отчетности, проведения анализа производственного травматизма с целью определения приоритетных направлений профилактической работы по охране труда; в-четвертых, равномерно распределить нагрузку на страховых экспертов; в-пятых, улучшить обучение экспертов по правовым вопросам, общим вопросам социальной политики, проводящейся в регионе, и т. д.
Что еще беспокоит, так это вопрос относительно особого мнения страхового эксперта, которое он излагает в случае несогласия с содержанием актов по формам Н-5 и Н-1 (или НПВ) при расследовании несчастных случаев. Правильнее было бы сказать, проблема — в правовых последствиях, которые наступают при их возникновении.
В соответствии с п. 37 действующего Порядка расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве контроль за своевременностью и объективностью расследования несчастных случаев, их документальным оформлением и учетом, выполнением мероприятий по устранению причин несчастных случаев осуществляют, наряду с соответствующими государственными органами, исполнительная дирекция Фонда и ее рабочие органы. Таким образом, можно сделать вывод, что «особое мнение» страхового эксперта по охране труда должно иметь статус, отличающийся от особого мнения некоторых других членов комиссии.
Вообще было бы целесообразно особое мнение страхового эксперта признать документом, который нужно обязательно рассматривать при решении вопроса о назначении страховых выплат потерпевшему. Если в этом документе указано, что при расследовании было допущено существенное нарушение действующего законодательства, что в свою очередь повлияло на квалифицирование несчастного случая, такие акты не должны приниматься к рассмотрению, а их дальнейшую судьбу нужно решать в соответствии с требованиями действующего законодательства. Но чтобы действовала такая норма, ее нужно закрепить в законодательном порядке.
В целях правильного применения п. 37 Порядка и для предупреждения его свободной трактовки некоторыми должностными лицами контролирующих органов (Госгорпромнадзор, прокуратура и т. д.) необходимо также четко определить, что в таких случаях конкретно входит в компетенцию исполнительной дирекции Фонда и ее рабочих органов. А для этого нужно определить соответствующие полномочия страхового эксперта в новом Положении о службе страхового эксперта по охране труда. Кроме того, желательно определить, какую конкретно ответственность несет страховой эксперт за свои неправомерные действия и в том случае, если его деятельность нанесла ущерб интересам Фонда.

Фото Е. ЦВИГУН



До списку